Кооперация как технология роста
«АгроМир» — первый сельскохозяйственный кооператив в нашем рейтинге быстрорастущих компаний. Он был создан для обеспечения сырьём одного из крупнейших переработчиков молока в Волгоградской области. Кооператив получился неклассический, но он позволяет выстроить партнёрские схемы с фермерами — и быстро расти
В России очень мало примеров успешной кооперации фермеров, несмотря на активное продвижение идеи кооперативов на государственном уровне. Появление «АгроМира» в рейтинге стало для нас событием — и мы поговорили о том, как устроен этот бизнес, cисполнительным директором кооператива Николаем Клецовым.
Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив «АгроМир» был создан по инициативе ООО «Любимый город». Это — один из динамично растущих производителей молочной продукции, в прошлом году оказавшийся в списке южных компаний-«газелей»; в 2014 году его продажи перевалили за миллиард рублей. Завод сегодня выпускает до 150 тонн готовой продукции в сутки. Выручка кооператива росла в 1,5-2 раза с момента создания. 2014 год «АгроМир» закончил с выручкой 411,7 млн рублей.
Развитие кооперативу обеспечивает выстроенная логистика и система лояльности для фермерских хозяйств. «АгроМир» — не классический фермерский кооператив, в числе его пайщиков нет фермеров. Но внутреннее управление кооперативом устроено так, что каждый фермер, работающий с ним, может рассчитывать на помощь.
— Какие задачи выполняет кооператив «АгроМир»?
— «АгроМир» обеспечивает стабильную сырьевую базу для ООО «Любимый город». Для этого кооператив ежедневно собирает сырьё у фермеров Волгоградской области и обеспечивает доставку молока на предприятие. Для удобства сбора и транспортировки молока «АгроМир» устанавливает пункты приёма и охлаждения молока на маршрутах Волгоградской области — мы ставим собственные охладители на фермах, где достаточно велик объём молока.
— По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка кооператива ежегодно растёт в полтора-два раза. Последние данные датируются 2014 годом. Скажите, какова ситуация в 2015 году? И за счёт чего растёт предприятие?
— Точки роста кооператива полностью зависят от ООО «Любимый город» и его планов реализации. В 2015 году рост был на уровне предыдущих лет. Рентабельность кооператива зависит от объёмов сырья. В среднем это девять процентов.
Ежедневно, взависимости от потребности «Любимого города», мы собираем от 75 до 150 тонн молока. Около 38 небольших молочных ферм Волгоградской области — наши поставщики, которые обеспечивают нам 70 процентов сырья. Ещё около 30 процентов молока закупаем у трейдеров в Татарстане, Чувашии, Пензе, Ульяновске.
— Насколько жёсткая конкуренция за сырьё в Волгоградской области?
— В нашем регионе у фермеров нет проблемы сбыта. Здесь девять перерабатывающих молочных предприятий. Основной критерий для фермера — это цена. Поэтому некоторые могут за год по пять раз перебегать к разным переработчикам. Чтобы иметь постоянную сырьевую базу, мы значительно помогаем фермерам, оказывая юридические, бухгалтерские, консультационные услуги. Бывают случаи, когда фермер не сотрудничает с кооперативом, но приходит за консультацией; в первый раз мы такую консультацию предоставляем, рассчитывая на то, что в дальнейшем он с нами будет работать.
— Что вы имеете в виду под консультациями, юридическими и бухгалтерскими услугами?
— Наш юрист бесплатно защищает интересы фермеров в арбитражных судах, консультирует по поводу возможности получения господдержки. Бухгалтер помогает составлять отчёты. Кроме того, мы анализируем рынок продуктов для фермеров — кормов, техники и прочего. Осенью и весной кооператив проводит семинары для фермеров, с которыми работает; на этих семинарах специалисты рассказывают о новых продуктах, о новых вариантах господдержки, и так далее. Мы стараемся по максимуму избавить фермера от лишней работы. Фермер должен заниматься производством.
— Кредитование маленьких ферм достаточно проблематично. Помогает ли кооператив фермерам в решении финансовых вопросов?
— Кредиты мы и сами не берём, но из своих оборотных средств выделяем деньги для фермеров. Мы заключаем дополнительное соглашение по договору о продаже молока, где прописаны 0,003 процента в год по займу. Практически это беспроцентный заём. В соглашении прописывается, что на эти деньги фермер собирается купить. И дальше он в течение какого-то времени сдаёт молоко в счёт кредита, при этом во времени он не ограничен. Заём погашается теми объёмами молока, которые можно купить на сумму займа. Мы устанавливаем определённую цену на данный период, она не очень-то отличается от рыночной. Ниже рынка на 50 копеек, максимум на рубль. Мы стараемся поддерживать фермеров, которые хотят развиваться и расширять своё хозяйство.
— Почему вы не хотите развивать «АгроМир» как фермерский кооператив?
— Сами фермеры не хотят вступать в кооператив, который требует членских взносов. Поэтому они не являются пайщиками кооператива. Фактически «АгроМир» — это компания. А кооператив оформлялся для получения господдержки. Кроме того, в кооперативе цена фиксируется на весь год, а на рынке она плавающая, что для фермера выгоднее, чем статичная. Но мы неформально относимся к фермерам, с которыми работаем, как к своим пайщикам.
— По каким критериям вы оцениваете фермера?
— По продолжительности работы, по качеству молока и по лояльности к нашему кооперативу.
— Что вы подразумеваете под лояльностью?
— Постоянное продление договора с кооперативом, готовность к компромиссу. Бывают ситуации, допустим, с задержкой выплат, когда приходится сдвигать сроки, тогда фермер идёт на компромисс с кооперативом. Но нужно понимать, что это обоюдоострый процесс — идти на компромиссы приходится и нам.
— Вы сказали, что кооператив создавался для участия в программах господдержки. Какую помощь вы получали?
— В 2013 году мы пользовались господдержкой — обновили парк техники, купили шесть новых молоковозов: тогда всё это было возможно. Сегодня слишком велики требования со стороны областной администрации. Ты можешь три месяца готовить документы и не попасть в программу поддержки. Кроме того, сейчас правительство смотрит в другую сторону. Оно пытается развивать не кооперативы, а именно крупные хозяйства. Маленьких фермеров не поддерживают. Сделали упор на строительство больших ферм на тысячу, полторы тысячи голов. Другое дело, что фермеры не доверяют государству. Так, например, некоторые фермы только в 2016 году стали получать субсидии за 2014–2015 годы.
— Какие ближайшие планы развития у «АгроМира»?
— В ближайшие три года планируем развиваться в сторону сознания молокоприёмных пунктов, снижения издержек и улучшения логистики сбора молока. Чтобы улучшить логистику сбора молока, нужно молоко. Тенденция такая, что в Волгоградской области скот вырезается, и половина молоковозов остаются пустыми. Если в 2014–2015 годах машины были полные, то в этом году где-то коров порезали, и молоковоз полупустой, в другом — наоборот, переполнен. Поэтому постоянно пересматривается логистика. Чётко закреплённого маршрута нет. Сегодня машина поехала по одному маршруту, завтра — по другому.
— Почему вырезают скот?
— Первая причина — это многочисленные проверки. Иногда фермеру проще вырезать скот, чем платить штраф. Вторая причина — сельское население стареет, а молодые не хотят заниматься сельским хозяйством. Основная проблема у нас — некому работать. Один из наших фермеров не может выгнать стадо на выпас, потому что нет пастуха.
— Почему для «Любимого города» кооператив удобнее, чем мегаферма?
— Прежде всего это связано с большим количеством проверок со стороны надзорных органов. Фермер ещё ферму не построил, коровы ещё молока не дали, а к нему уже все пришли и наложили штрафы. У нас тоже всё проверяют. Но одно дело — проверить кооператив — арендуемый офис, где сидят четыре человека. Другое дело — прийти на ферму. Найдут лужу, скажут, мол, рассадник микробов — выпишут штраф.