Ваш город: ,
98 106 14

Креативные кластеры на фоне кризиса задумались об объединении

3427
5 минут

Владельцы креативных пространств считают, что эффект кризиса проявится в перспективе, и сегодня  необходимо консолидироваться перед лицом трудностей

Креативные кластеры на фоне кризиса задумались об объединении

Креативный кластер «C52» //Фото: kg-rostov.ru
Поделиться

Пространства, созданные на площадках бывших заводов и складов, формируют кластеры где функционируют креативные индустрии: стартапы, некоммерческие и деловые проекты. Однако сегодня владельцы и организаторы этих кластеров — креативных пространств — ощущают последствия экономических санкций – отток резидентов из IT-сферы, рост стоимости услуг и товаров. Многие сравнивают нынешнюю ситуацию с кризисом 2014 года и пандемийным 2020 годом. Для преодоления кризиса необходимо объединяться и создавать сообщества, считают представители креативных пространств.

В 2021 году «Эксперт Юг» опубликовал первый рэнкинг креативных индустрий Юга. Активное развитие данного направления в последние годы позволяло ожидать дальнейшего расцвета бизнеса в сфере культуры, маркетинга, образования. Однако события, связанные с ситуацией на Украине, поставили вопрос о дальнейшей судьбе креативных индустрий.

Креативные пространства столкнулись с оттоком резидентов

Как рассказали «Эксперту Юг» представители креативных пространств, последствия экономических санкций ощущаются уже сегодня. Пока речь идет о росте на продукты и услуги, а также оттоке некоторой части резидентов. Наталья Камалетдинова, один из руководителей центра «Циферблат» в Ростове рассказала, что рост стоимости товаров влияет на работу этого креативного пространства.

«Рост цен у поставщиков увеличивает расходную базу, что подталкивает нас к росту цен, но мы пока держимся, — говорит Камалетдинова.— Очень хочется оставаться доступной площадкой для наших гостей. Например, 1 кг кофе для нас подорожал на 60%, а в среднем по всем поставщикам это 20-30%. Так же, ситуацию усложняет, что мы только вышли из кризисного периода, связанного с ковидными ограничениями. Мы площадка, на которой проходит 30-40 культурных мероприятий в неделю, весь февраль мы не проводили мероприятия, и это существенно повлияло на наши результаты. Сложными были и октябрь-ноябрь, когда ограничения существенно снизили наши возможности. Несмотря на это мы справились, однако входить в следующий кризис, когда еще не оправились от предыдущего — задача не из легких».

Циферблат.jpg
Поделиться
Креативное пространство «Циферблат» //Фото: сообщество пространства в соцсети «Вконтакте»

Часть резидентов может уйти из кластера «С52», сообщил его основатель Александр Кулешов. По словам бизнесмена, кардинальные изменения происходят в работе с IT-компаниями, многие из которых планируют релокацию и переезд. В кластере «С52» до пандемии доля таких резидентов составляла 40%, сейчас около 25%. Также наблюдается изменение спроса на мероприятия.

«Некоторые образовательные мероприятия, запланированные в нашем кластере и на других площадках, стали не так востребованы, как мы рассчитывали, — рассказал Кулешов. — Так, например, антикризисный интенсив, который мы проводили в марте, пришлось переформатировать из-за сокращенного спроса. Это можно объяснить естественным сокращением расходов бизнеса и выжидательной позицией многих. Сейчас важно взаимодействовать, делиться информацией и объединяться в сообщества».

Основатель и генеральный директор волгоградского креативного кластера «Лофт1890» Денис Шелихин не исключил снижение активности бизнеса для своего детища, однако связано это с особыми характеристики креативного кластера.

«В перспективе спрос на наше креативное пространство может снизиться, потому что это категория недвижимости класса F, но стоимость аренды выше, чем в некоторых объектах класса А, — поясняет Шелихин. — Стоимость аренды одного кв. м. у нас – 1,5 тыс. рублей в месяц. Для Волгограда – это максимально высокая цена и она не менялась с момента начала работы кластера, с 2015 года. В период пандемии мы давали льготы резидентам в размере 50%, но после возращения обычного режима работы, плата вновь вернулась на прежний уровень. Конечно, на ценообразование влияют существенные затраты на содержание такого объекта. Также на реставрацию комплекса были потрачены большие средства, так как здание является объектом культурного наследия регионального значения».

Отложенные последствия кризиса для креативных кластеров

Большинство представителей креативных пространств считают, что более глубокие последствия нынешнего кризиса будут ощущаться в перспективе, когда платежеспособность населения и бизнеса снизится.

Как рассказал «Эксперту Юг» Денис Шелихин, текущие события на отрасль креативных пространств влияют косвенно. Проблемы начнутся, если арендаторы не смогут платить по счетам.

«Ни один арендатор из числа резидентов пространства ЛОФТ1890 сегодня не планирует съезжать, — поясняет Шелихин. — Они работают в наиболее адаптивных сферах и могут приспособиться к любым условиям. Если раньше SMM-агентства работали в Instagram (соцсеть Meta, признана экстремистской организацией в России), то теперь перешли во ВКонтакте. Если раньше оплату от зарубежных компаний получали на свое юридическое лицо, то сегодня средства переводятся через счета в Казахстане. Поэтому никаких особых изменений в работе сейчас нет. Из наиболее очевидных последствий – изменение состава арендаторов из тех, кто арендует почасово для проведения мероприятий».

Денис Шелихин в Лофт.jpg
Поделиться
Денис Шелихин в кластере «ЛОФТ1890» //Фото: «v1.ru»

С Шелихиным согласен и Александр Кулешов. По его словам у бизнеса сейчас стадия оцепенения. Предприниматели стали аккуратнее тратить деньги.

«Нынешнюю ситуацию можно сравнить с 2014 годом. Тогда последствия кризиса мы ощутили только спустя год, когда снизилась предпринимательская активность наших резидентов», — говорит Александр Кулешов. 

Антикризисные меры донских креативных кластеров

Представители «Циферблата» видят в текущей ситуации возможность привлечь новые кадры из закрывшихся проектов. В качестве антикризисных мер Наталья Камалетдинова предложила активно использовать риск менеджмент — сценарное планирование на постоянной основе: оптимистичный, реалистичный, пессимистичный план (программа мероприятий). Также эксперт рекомендует позаботиться о создании резервного фонда.

«Сегодня неизбежен рост цен на наши услуги. В то же время, уровень покупательской способности будет падать. Найти баланс между этими двумя негативными факторами и остаться на плаву — наша главная задача. Сейчас важно понять какие возможности этот период может принести лично вам. Оценить риски и прописать программу мероприятий по каждому риску. Искать партнерства, сообщества, объединяться с коллегами, дружить и создавать совместные проекты. Прописать свою стратегию и придерживаться плана», — говорит Камалетдинова.

Мнение предыдущего спикера разделяет и Александр Кулешов. Он утверждает, что бизнес может адаптироваться к новым условиям, используя подход коротких и быстрых шагов.

«Например, я предлагаю разработать две-три гипотезы для дальнейшего развития, и опробовать каждую в течение недели, — поясняет Кулешов. — Стоит поостеречься от крупных капиталовложений, а реализовывать необходимо то, что быстро и эффективно работает. Возможности долго раскачиваться у нас нет. На большие площади необходимо запускать много маленьких бизнесов, осваивать новые пространства командно, разделяя риски».

В Ростове возможно объединение управляющих компаний креативных пространств, чтобы совместно координировать бизнес, говорит Александр Кулешов. Такая работа сократит конкуренцию и повысит выживаемость каждого отдельного игрока.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1