Краснодарский край медленно выходит на траекторию роста после падения в 2014–2016 годах. По данным Краснодарстата, оборот организаций Краснодарского края вырос на 8,4% в 2017 году — до 4,7 трлн рублей. В 2016 году рост составлял 5,2% (4,2 трлн рублей). В первом полугодии 2018-го — 1,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (2,5 трлн рублей), что также даёт повод предположить рост по итогам года. Индекс промышленного производства составил 104,3%, что пока немного выше 2016 года (3,7%).
По данным статистики, подросли и инвестиции в основной капитал (на 6,1%) — до 484,1 млрд рублей после затяжного трёхлетнего падения этого показателя в 2014–2016 годах. Например, в 2016-м падение по сравнению с 2015-м составляло 29,3% (429 млрд рублей). Очевидно, что край столкнулся с дефицитом инвестиций после завершения олимпийских строек. Однако сегодня мы можем отметить, что регион возвращает себе звание инвестиционного лидера, причём делает это на основе долгосрочной стратегии развития до 2030 года, предполагающей превращение региона в один из крупнейших российских и международных центров диверсифицированной экономики.
Сейчас инвестиции в основной капитал в Краснодарском крае выше среднероссийских (4,2%). Стратегически Кубань продолжает генерировать инвестиционные потоки — основными точками роста выступают нефтегазовая промышленность и транспортно-логистическая инфраструктура. Есть ещё стабильный поток небольших инвестиционных проектов в АПК, туризм и городское хозяйство, который делает развитие региона более устойчивым.
Кубань: 30% всех инвестиций Юга
50 крупнейших инвестиционных проектов Краснодарского края в 2017 году
В рейтинге крупнейших инвестиционных проектов юга России 2017 года (стоимостью от 300 млн рублей), составленном аналитическим центром «Эксперт ЮГ» в начале года, 105 из 234 приходятся на Краснодарский край. Совокупная сумма инвестиций Краснодарского края в рейтинге — 1,06 трлн рублей, это 30,8% от совокупного портфеля инвестиций в ЮФО. Такая же доля только у Астраханской области, но портфель проектов там в пять раз меньше — всего 21, и основной объем инвестиций (882 млрд рублей) связан с разработкой газовых месторождений «ЛУКОЙЛА», растянутой до 2045 года. Поэтому именно Краснодарский край можно считать главным инвестиционным драйвером юга России. Сам портфель подрос на 12% по сумме инвестиций по сравнению с 2016 годом. Его структура с одной стороны отражает традиционные отрасли Кубани, с другой — закладывает их модернизацию и дальнейший рост. Инвестиционные проекты рейтинга соответствуют основным экономическим комплексам, заложенным в Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года («Кубань–2030»), которую регион принял в этом году, — это топливно-энергетический комплекс (ТЭК), АПК, промышленность, туризм, торгово-транспортно-логистический комплекс и комплекс строительства и ЖКХ. Главное, что объединяет все экономические отрасли в стратегии «Кубань-2030», — ставка на рост добавленной стоимости. Предпосылки для этого роста закладываются уже сейчас.
ТЭК: глубокая переработка нефти и альтернативная энергетика
На ТЭК приходится 651,3 млрд рублей всех инвестиций нашего рейтинга крупнейших проектов 2017 года. То есть совокупная доля ТЭК в инвестиционном портфеле региона — более 60%. Существенное место здесь занимает нефтегазовая промышленность, а основной объём инвестиций — это модернизация и строительство нефтеперерабатывающих заводов Краснодарского края. Неудивительно, что первую строчку в рейтинге по Кубани занимает именно такой проект — строительство нового нефтеперерабатывающего завода на базе Туапсинского НПЗ с объемом инвестиций 466,4 млрд рублей (инвестор — «РОСНЕФТЬ»). Первая очередь проекта предполагает строительство завода мощностью 12 млн тонн переработки нефти в год. Он фактически завершён. Последующие этапы — это увеличение глубины переработки нефти. После завершения проекта модернизации Туапсинского НПЗ глубина переработки нефти увеличится до 98,5%. Параллельно «РОСНЕФТЬ» инвестирует 34,5 млрд рублей в модернизацию терминала по перевалке нефти в Туапсинском порту, чтобы увеличить его мощность до 17,5 млн тонн в год.
На Кубани также модернизируются два других крупных НПЗ — Ильский (33,09 млрд рублей), который после завершения проекта увеличит мощность переработки с 650 тысяч тонн до 3,5 млн тонн нефти в год, а глубину переработки — до 95% (с выпуском бензинов Евро-4 и Евро-5), и Афипский НПЗ (29,6 млрд рублей), который нарастит мощность с 6 до 9 млн тонн переработки нефти в год и увеличит глубины переработки с 77% до 93%.
В энергетической сфере главным событием рейтинга стало появление проектов альтернативной энергетики. Конечно, наиболее крупные инвестиции появляются все еще в традиционных областях. К примеру, строительство парогазовой электростанции «Кубань» мощностью 480 МВт за 53,4 млрд рублей или Тимашевской ТЭС мощностью до 360 МВт за 22 млрд рублей. Тем не менее в регион зашли «альтернативщики» с весьма весомыми проектами. Так, Gestamp Eolica построит ветропарк за 8 млрд рублей. А на Российском инвестфоруме в Сочи — 2018 (РИФ-2018) краснодарские власти подписали соглашение на 20,5 млрд рублей с дочерней структурой «Росатома» — АО «Ветро ОГК» — о строительстве ветроэлектростанции мощностью 200 МВт в Краснодарском крае. «Развитие возобновляемых источников энергии (солнце, ветер) — это общемировая тенденция, — отметил руководитель направления “Электроэнергетика” Энергетического центра Московской школы управления “Сколково” Алексей Хохлов. — Инвестиции в новую энергетику постоянно растут. Сегодня это уже более 300 миллиардов долларов в год. И если десять лет подряд в России мы (на различных конференциях и форумах) только говорили о том, что надо развивать альтернативную энергетику, то сейчас мы видим реальные шаги, которые делают российские компании и их зарубежные партнёры».
АПК: ставка на переработку и инновации
Рейтинг крупнейших инвестиционных проектов Краснодарского края в 2017 году обновился в первую очередь за счет условно небольших проектов в сфере АПК. Сам рейтинг консервативен за счёт масштабных проектов, которые реализуются десятилетиями, поэтому прирост снизу показывает на наиболее растущие отрасли. Главный драйвер здесь сегодня — переработка, которую краснодарские власти хотят сделать основополагающей в АПК региона. «Нам бы хотелось, чтобы инвесторы максимально участвовали в возрождении переработки. Продажа сырья и продажа готового продукта — это совсем разные ступени развития АПК. Вспомните: на Кубани всегда много производили консервов, колбас, соков… Эту традицию нужно возвращать. Прежде всего — это высокая добавленная стоимость», — говорил ранее в интервью «Эксперту ЮГ» губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
Ставку на переработку сегодня делает, например, крупнейший производитель вина в России, компания «Кубань-Вино», которая строит новый винзавод мощностью 22 млн бутылок в год за 4 млрд рублей, «Сыры Кубани» также расширяют производство (объём инвестиций — 3 млрд рублей), компания «Продпромсервис» строит тепличный комбинат за 2,3 млрд рублей и т. д. Если проанализировать информацию о наиболее крупных проектах, заявленных на РИФ-2018, то мы видим программы, направленные либо на расширение, либо на увеличение глубины переработки сырья на крупных предприятиях. Это, например, касается Крахмального завода «Гулькевичский» (2,7 млрд рублей) или расширения фабрики Nestle в Краснодарском крае (1,5 млрд рублей). Также было подписано соглашение о создании в Крыловском районе тепличного комплекса по выращиванию шампиньонов мощностью 10 тысяч тонн в год. Сумма инвестиций — 2,2 млрд рублей.
Логистика и транспорт: задел на будущее
Вес транспортно-логистического комплекса в рэнкинге крупнейших инвестпроектов юга России — около 200 млрд рублей. Основной источник инвестиций — порты Краснодарского края. Крупнейший проект (объём инвестиций — около 80 млрд рублей) развивает группа «ОТЭКО» Мишеля Литвака. Проект предполагает создание многопрофильного перевалочного комплекса общей мощностью более 100 млн тонн и портово-индустриального парка. Это и зерновой терминал (19,5 млрд рублей), и модернизация Таманской базы сжиженных углеводородных газов (20,9 млрд рублей), под которую создается индустриальный парк с производствами аммиака, карбамида, метанола и др., и строительство терминала навалочных грузов. Кроме «ОТЭКО», группа «НМТП» в октябре 2017 года приняла пятилетнюю программу развития с инвестпроектами на 67 млрд рублей (проект не вошел в исследование 2017 года). Она включает 15 проектов реконструкции существующих и строительства новых терминалов в портах Новороссийск, Приморск и Балтийск, но основные инвестиции — это Новороссийский порт.
Согласно документу стратегии «Кубань-2030», совокупный транзитный потенциал основных морских портов края может достигнуть значения около 200 млн тонн в год к 2030 году. Наряду с портовым кластером Санкт-Петербурга и Ленинградской области краснодарский портовый кластер может стать одним из двух крупнейших портов России и крупнейшим портовым кластером на Чёрном море и в Восточном Средиземноморье. При этом основная доля грузов придётся не на международные транзитные грузоперевозки, а на экспорт отечественных товаров и импорт зарубежных товаров в Россию.
Промышленность: рост за счёт индустриальных парков
Промышленность никогда не являлась для Кубани локомотивом инвестиций, однако в последнее время положение дел меняется. Проекты, которые сейчас реализуются на Кубани, позволяют говорить о существенном потенциале роста промышленности. Для этого есть несколько предпосылок. Во-первых, закладывается строительство крупных промышленных предприятий. Например, новороссийского цементного завода «Горный» мощностью 3,5 млн тонн цемента в год (19,2 млрд рублей), строительство завода по переработке электротехнического алюминия и меди (13,6 млрд рублей), завода базальтовых утеплителей (1,5 млрд рублей), расширение Абинского ЭлектроМеталлургического завода (1,2 млрд рублей) и т. д.
Во-вторых, закладывается инфраструктурная основа будущих индустриальных парков, где будут локализованы многие промышленные объекты. Всего, согласно Стратегии-2030, в крае будет создано одиннадцать индустриальных зон. Одна из них уже фактически создана в Восточной промзоне Краснодара, где локализованы производственные объекты «Магнита».
Урбанизация как драйвер
В 2017 году аналитический центр «Эксперт ЮГ» проводил исследование устойчивости южнороссийских городов. Оно показало, на каком этапе развития находятся те или иные города, за счёт чего могут конкурировать и привлекать ресурсы, в том числе финансовые, и какие южнороссийские муниципалитеты притягивают миграционные потоки — традиционные драйверы роста городов, разгоняющие потребление. Мы выяснили, что три города Краснодарского края (Краснодар, Сочи и Новороссийск) являются центрами урбанизации всего региона. Толчок к этому дали инвестиции в эти города, а рост численности населения стал стимулировать потребление. Эти обстоятельства необходимо учитывать при оценке инвестиционного потенциала региона.
Краснодар стал абсолютным лидером рейтинга устойчивости городов. У него оказался самый высокий в ЮФО после маленькой Элисты естественный прирост населения — 5,6 человека на тысячу жителей. Но главное — город стал главной точкой притяжения мигрантов на Юге и прирос в 2015 году на 20,7 тысячи человек, в 2016-м — на 23,4 тысячи человек, в 2017-м — на 12,1 тысячи человек. То есть совокупно всего за три года город прирос более чем на 50 тысяч человек. Для сравнения: Ростов-на-Дону прирастает за счёт внешних потоков на 3-4 тысячи человек в год. За счёт урбанизации у Краснодара высокие показатели по торговле, обороту общепита, объему отгруженных товаров, больше объёмы строительства.
Сочи после Олимпийских игр продолжает расти, несмотря на временный спад в 2014 году, когда миграционная убыль составила 7,8 тысячи человек. В 2015-м уже наблюдался миграционный прирост в 10,4 тысячи человек, в 2016-м — плюс 8 тысяч. Естественный прирост же здесь один из самых высоких в ЮФО — плюс 4,5 человека на тысячу жителей в год.
Новороссийск — третий город в Краснодарском крае, который серьёзно привлекает миграционные потоки, хотя ещё в 2013 году показывал небольшую миграционную убыль. В 2015-м прирост населения составил свыше 5600 человек, в 2016-м — 4860 человек. Урбанизация сама по себе даёт мощный экономический эффект за счёт увеличения потребительской базы. Вдвойне важно, что крупные инвесторы интересуются именно урбанизированными территориями. Например, ИКЕА в России строит новый торговый комплекс «МЕГА Адыгея-Кубань» под Краснодаром за 14 млрд рублей, понимая, что краснодарская агломерация обеспечит компании стабильно высокий потребительский спрос.
Как следствие, в регионе не угасает интерес к недвижимости. На РИФ-2018 только по крупным проектам строительства в городах Краснодарского края было подписано соглашений на 28 млрд рублей.
Туризм после Олимпиады
Нельзя забывать и про главный источник доходов Кубани ещё «доолимпийской» эры — туризм. После проведения Игр курорты края получили мощный импульс к развитию, особенно за счет инвестиций в инфраструктуру. Так, Сочи, будучи энергодефицитным городом, полностью решил эту проблему за счёт Олимпиады. Развитие Красной Поляны было бы невозможно без строительства дороги к ней. Сегодня курорты края имеют стабильный турпоток, растущий в среднем на один миллион туристов в год. Так, в 2016 году курорты региона посетили 15,8 млн человек, в 2017-м — уже 16,8 млн человек. Инвестиционная активность крупного бизнеса после сверхвысоких вложений в объекты курортной инфраструктуры была на время свёрнута. Однако сейчас этот период пройден. Например, один из крупнейших курортов Красной Поляны «Роза Хутор» уже заявил о своём расширении. Компания намерена инвестировать 250,5 млн долларов в строительство новых горнолыжных трасс и подъёмников. Также развивается и прибрежный кластер. Из наиболее крупных проектов — реконструкция санатория «Прометей» за 4,8 млрд рублей, расширение гостиницы «Приморье» за 2,4 млрд рублей и ряд других.
Таким образом, миновав постолимпийский инвестиционный спад, Краснодарский край выходит на новый виток роста. Теперь он связан как с развитием традиционных для него отраслей, которые получили новый импульс после снятия ряда инфраструктурных ограничений, так и с новыми отраслями, повышающими конкурентные преимущества Кубани в инвестиционной гонке уже на глобальном уровне.