За прошлый год «ЮгСтроИмпериал» (ЮСИ) сдала в эксплуатацию около 100 тысяч кв. м жилья. По данным Единого реестра застройщиков, СК «ЮСИ» заняла первое место в Краснодарском крае по объёму вводимого жилья. Теперь компания также намерена инвестировать в коттеджное строительство. О причинах роста и перспективах развития рассказал Станислав Николенко, первый заместитель председателя совета директоров ЮСИ.
— Сколько проектов вы готовите в этом году для презентации на Российском инвестиционном форуме (РИФ) в Сочи?
— Готовим три проекта: «фруктовый» квартал «Абрикосово» (Краснодар), ЖК «Босфор» (Новороссийск) и коттеджный посёлок «Пятница» (ст. Убинская). По ним будем подписывать соответствующие соглашения с муниципалитетами. Их совокупная площадь составит 257,8 тысячи квадратных метров, суммарная стоимость — 10,8 миллиарда рублей.
— Как вы в целом оцениваете итоги 2018 года? На первый взгляд, для компании он оказался одним из самых насыщенных.
— Это действительно так. В 2018 году компания совершила резкий скачок, удвоив площадь возводимого жилья и в результате заняв первое место в крае по объёмам строительства. Мы сдали около 100 тысяч квадратных метров жилья. Планируем не только поддерживать, но и наращивать темпы строительства по сравнению с прошлым годом. На прошлом РИФ мы подписали четыре соглашения на общую сумму 18 миллиардов рублей. Именно столько мы инвестируем в строительство жилых домов в ближайшие годы. Проекты компании были представлены на стендах муниципальных образований — Краснодара, Динской, Туапсе и Армавира. В этом году на РИФ мы подписываем три трёхсторонних соглашения с Краснодаром и с краем. Объёмы строительства останутся на уровне 2018 года. В планах на 2019 год сдать пять домов в разных жилых комплексах общей площадью около 100 тысяч квадратных метров, запустить несколько новых проектов. Компания планирует открывать новый для себя сегмент — запускаем строительство коттеджного посёлка.
— Сначала вы освоили рынок Краснодара, а затем стали строить в районах края. Где маржинальность объектов выше и почему?
— Идея строить жильё в районах края не связана в первую очередь с маржинальностью. Мы понимаем, что есть города, в которых давно не строилось качественного жилья, но есть люди, которые имеют желание и возможность, не переезжая в Краснодар, приобрести квартиру с современной планировкой, в новом доме, с благоустроенной дворовой территорией. Выбирая локацию для нового объекта, мы проводим серьезные исследования: оцениваем уровень иммиграции, объем внешних и внутренних инвестиций, качество экологии и социальное развитие города. Маржинальность изначально может быть меньше, чем в Краснодаре, но мы рассматриваем такие проекты в перспективе. Кроме этого, берёмся и за социальные объекты — например, решаем проблемы обманутых дольщиков, завершая стройки, начатые другими компаниями.
— Можете обрисовать среднестатистический портрет ваших клиентов, покупателей?
— Сегодня всем хочется жить комфортно. И рынок жилья настолько широк, что каждый, кто хочет решить свой жилищный вопрос, может найти подходящие варианты. Например, изначально наша компания ориентировалась на уровень жилья класса «бизнес».
Но тренды и запросы клиентов меняются, а застройщики это учитывают. Сегодня мы ориентируемся на людей с разными потребностями и возможностями, предоставляя варианты от студий до двухэтажных пентхаусов.
— Считается, что люди часто выбирают Краснодар в качестве города для жизни и для работы. Как вы оцениваете спрос на жильё в кубанской столице?
— Раньше, возможно, так и было — все стремились в Краснодар. Местные жители из станиц и небольших городов перебирались сюда за «лучшей жизнью», в том числе и за хорошим жильём. А приезжающие из других регионов — за морем и солнцем. Сегодня всё больше людей стремится «за город». Они хотят или жить там постоянно, или ездить на выходные и отдыхать от суеты и шума города. Это одна из причин того, что девелоперы сегодня осваивают небольшие перспективные города и пригороды Краснодара. Те, кто остаётся жить в небольших городах, нуждаются в качественном жилье нового формата с современными планировочными решениями из качественных строительных материалов. Сегодня покупатель идёт туда, где удовлетворят его потребность в комфортной жизни.
— Как вы считаете, изменилось ли понимание стандарта «комфортной жизни» у клиентов за последние годы?
— Безусловно. Сегодня популярны проекты тех застройщиков, которые заботятся не только о качестве и сроках строительства, но и о психологическом климате, о будущем добрососедстве. Поэтому мы, например, не занимаемся точечной застройкой — мы возводим жилые комплексы минимум из трёх-четырёх домов с общим двором и парковкой. Стремимся создавать единый быт людей с похожими интересами и потребностями, когда каждый понимает ценность добрососедства, стремится бережно и уважительно относиться не только к своей квартире, но и к окружающей территории, соседям и т. д. Комфортное жильё — это ещё и такие факторы, как приятные соседи, удобный лифт, большие МОПы, безопасный двор с качественным озеленением. Также это и наличие социальной инфраструктуры — школ, детских садов, магазинов рядом. Из этих вещей складывается не только комфорт каких-то отдельных жителей, но и комфорт всего городского пространства в целом. ■