102 107 14

«У нас не было другого выбора»: лидеры мнений юга России о конфликте вокруг Донбасса и Украины

23558
14 минут

«Эксперт Юг» собрал комментарии руководителей бизнеса и лидеров общественного мнения на Юге о том, как они восприняли военную операцию на территории Украины и какими они видят ее последствия для своих сфер

«У нас не было другого выбора»: лидеры мнений юга России о конфликте вокруг Донбасса и Украины

Полномасштабный конфликт на Украине начался с признания народных республик на Донбассе//Фото: gai-news.ru
Поделиться

Вячеслав Холодченко, создатель цифрового сервиса Magrotech:

— Я пока до конца не понимаю последствий происходящего на Донбассе для бизнеса. Очевидно, что взаимодействие с заказчиками и партнерами из Европы и США станет сложнее – а мы как раз планировали развиваться в этих направлениях. Показательна свежая обратная связь, которую мы получили от одного из партнеров в Прибалтике, куда частично планировали переносить офис. Не услышав от нас определенных ключевых слов в оценке ситуации, он заявил, что не будет с нами работать. Конечно, он ожидал немедленного и однозначного осуждения действий российских военных. А я всего лишь хотел сказать, что в этой ситуации есть много разных сторон, которые надо учитывать. Позицию и действия России нельзя рассматривать в отрыве от того, что происходило последние тридцать лет, и особенно – в последние годы. Я не хочу сейчас давать оценок, но в действиях российских военных есть логика. Ленинградское детство Путина научило его принципу: бей первым. И мы видели это в Сирии, Крыму, Казахстане. Во всех случаях действия были упреждающими, быстрыми и, прямо скажем, эффективными – с минимальными потерями со стороны гражданского населения. Надеюсь, что и в этот раз мирные граждане останутся в стороне. Ведь в конечном итоге мир — это самое главное.

Станислав Мешков, СЕО Umbrella Group

— Я слежу за ситуацией вокруг Донбасса ежечасно. Еще, конечно, ничего не понятно, но ничего хорошего для бизнеса в происходящем увидеть невозможно. Условия для ведения бизнеса в ИТ-сфере точно усложнятся. Неясно, какие введут санкции. А обсуждается много неприятных вещей – запрет виз для россиян, ограничения экспорта из России. Нас могут отключить от системы SWIFT – и у нас возникнут проблемы с получением оплаты. Вся эта ситуация – почва для лишних мыслей заказчиков из Европы и США о том, размещать ли заказы в России при наличии предложений, например, из Восточной Европы – а такие предложения всегда есть.

Александр Букуров, гендиректор digital-агентства «Вебпрактик»

— Если коротко: в душе очень плохо, потому что у нас война с братским народом. И это война, которую можно было избежать. Мы проиграли эту войну еще в девяностые годы. Нашей стране тогда не хватило стратегического мышления и того, что сейчас называют soft power – способности убедительно доносить свои ценности. Я помню молодых ребят, с которыми мы росли неподалеку от границы с Украиной. Это уже было то поколение, которое воспитано по чужим учебникам. Они реально говорили, что их язык «второй по красоте в мире», а русский народ – младший брат украинского. А потом эти люди пришли во власть. Но решать просчеты тех времен сегодня военными действиями – это ошибка. Я надеюсь, что все закончится минимальными потерями. Но я думаю, что это будет затяжная история, в которой мы все потеряем.

Что касается бизнеса, то я думаю, что нам предстоит изоляция страны – и это будет удар по молодому ИТ-бизнесу. ИТ-бизнес по своей природе глобален, поэтому мы будем отброшены в развитии. Но все-таки нам грех жаловаться. Потому что, я думаю, будут отрасли, которые пострадают гораздо сильнее, чем ИТ. Прежде всего, это сфера финансов, автодилеры. Уже прошла информация о том, что многие банки перестали выдавать автокредиты.

Геннадий Подлесный, директор Центра прикладной социологии и политологии :

— После того, как будет уничтожена военно-экономическая инфраструктура Украины, в том числе и те предприятия, на которых Украина собиралась делать ракеты и ядерное оружие для удара по России, вооруженные силы ДНР и ЛНР будут обеспечивать охрану территорий своих республик самостоятельно. При этом на их территориях останутся российские военные базы, как следует из подписанных договоров о взаимопомощи с этими признанными Россией государствами.

Границы ДНР и ЛНР будут проходить по бывшим административным границам Луганской и Донецкой областей. Никаких иных «захватов» территории Украины не будет.

После того, как украинских военных принудят к миру, в Украине должен сменится политический режим. К власти должны прийти те люди, которые обеспечат ей независимость и нейтральный статус. После Украина признает Крым, ЛНР, ДНР и будет демилитаризована. Россия обеспечит Украине достойную защиту, чего Европа до этого не делала.

Ряд соседних стран — Польша, Венгрия, Румыния, Молдова — вполне могут предъявить свои территориальные претензии Украине. Вспомнят, что на ее территории проживают сотни тысяч их граждан, и введут войска для защиты. Восточная Украина давно тяготеет к России — это жители Херсона, Николаева, Мариуполя. Есть вероятность, что оживится проект «Новороссия» и появится еще один субъект международного права со столицей в Харькове. В результате Украина «скукожится» до нескольких центральных областей.

Ольга Граб, аналитик агентства Refinitiv

— «Сегодня на всех товарных рынках наблюдается резкий скачок цен как реакция на текущую ситуацию. Это касается не только зернового рынка, но и нефти, газа и других видов товаров. Например, на европейской бирже цены на пшеницу превысили исторический максимум.

Здесь совпало несколько факторов – активные военные действия в Черноморском регионе,  а также усиление засухи в США, которая спровоцировала естественный рост цен.

Россия с 24 февраля ограничила движение торговых судов в Азовском море, торговля остановлена. Черноморские глубоководные порты России работали сегодня в обычном режиме. Морские порты Украины приостановили отгрузку зерновых. Участники рынка не хотят рисковать и предпочитают выждать. Тем более что нет никакой информации о сроках окончания военной операции и о возможных неожиданных поворотах в связи с сегодняшними событиями на Украине. 

Это исключительный случай для нашего региона. Конечно, для зерновых рынков России и Украины эти события уже принесли определенные сложности. Так, некоторые судовладельцы теперь отказываются от захода в Черное море. Возможно, что кто-то из продавцов будет вынужден объявить о форс-мажоре, поскольку не сможет отгрузить зерно покупателю вовремя. 

Последние месяцы спрос на российское зерно был низкий  – покупатели ждали новый урожай и снижения цен. Последние недели традиционные импортеры нашего зерна старались найти замену поставкам из Черноморского региона на фоне продолжительного периода напряженности между Россией и Украиной. 

Вопрос теперь в том, готовы ли будут покупатели вернуться за черноморским зерном и как скоро они это сделают, когда есть предложения из других стран. 

Сегодня Египет отменил тендер на закупку пшеницы,  поскольку было подано только одно предложение от французского поставщика по цене почти 449 долларов США за тонну с учетом доставки товара в Египет. Для сравнения, на последнем тендере неделю назад Египет купил пшеницу по 338 долларов США за тонну.

Поэтому пока и продавцы и покупатели выжидают где установится предел цен на пшеницу. Черноморский зерновой рынок замер, поскольку впереди неизвестность.

Дмитрий Шибаев, коммерческий директор ООО «ЛВЗ «Фортуна»:

— Еще рано говорить, все ждут последствий, которые будут для бизнеса. Пока можно однозначно сказать о серьёзных проблемах с комплектацией (крышка, этикетка, гофротара) — всего, что связано с с бумажными элементами и пластиком, металлом. Расчёты на них ведутся в евро. Многие новые проекты и планы нужно будет пересматривать и перекладывать сроки их запуска.

Владимир Громов, атаман Кубанского казачьего войска в 1990-2007 гг., кандидат исторических наук, доцент

— Учитывая недавние заявления украинцев о возможном начале работ над атомным оружием и на фоне активных поставок вооружения из Европы, Канады и США, удар было нанесен вовремя. На мой взгляд, повторяются события 30-х годов 20 века. Европа подталкивала Украину на конфликт так же, как тогда Гитлера. Думаю, что Европа должна быть благодарна России, которая обеспечивает всеобщую безопасность. Россия в эти дни преподает второй урок. Первый был в 1945-м, когда на Рейхстагом водрузили красный флаг.

Ольга Малахова, заместитель председателя Совета при главе (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, председатель комиссии по взаимодействию с органами местного самоуправления

— Не уверена, что это принципиальным образом отразится на регионе. Я не верю в то, что конфликт продлится долго — от нескольких часов до нескольких дней. А затем процесс вернется в обычное русло. Наступит более-менее стабильная ситуация, но уже не будет того вялотекущего конфликта, который длится уже восемь лет. Россия — это страна с огромными возможностями. Поверьте, никто в Европе не будет защищать чужие интересы. До фазы открытого противостояния у многих были надежды, что угли будут тлеть и далее. Но Россия решила этот гордиев узел разрубить.

Любовь Попова, председатель Общественной палаты Краснодарского края, генеральный директор ООО «Губский кирпичный завод»

— К сожалению, события на мировой политической арене в течение последних лет наглядно показывают, что другой альтернативы у России не оставалось. Мы долго пытались решить конфликт мирным, дипломатическим путем. Три года назад представители Общественной палаты Краснодарского края приезжали в Донбасс. Тогда мы заключили соглашения о сотрудничестве с коллегами из общественных палат ЛНР и ДНР, обменивались опытом в сфере общественной дипломатии, межнациональных и межрелигиозных отношений. Обе наши стороны все это время были твердо уверены, что переговоры и Минские соглашения дадут возможность мирным путем решить возникшие мощные противоречия.

Общественница уверена, что откровенный геноцид русскоязычного населения Донбасса продолжается на протяжении долгих восьми лет, их физически и морально уничтожают при полном равнодушии «цивилизованного мира». Людям просто не на кого больше надеяться. Стало очевидно, что никакие Минские соглашения Украина исполнять не будет ни сегодня, ни в будущем. А у США и Европы в этой ситуации совсем другие планы и цели — экономическое удушение России через многолетние санкции, стягивание блока НАТО к нашим границам, и в итоге разрушение целостности Российской Федерации.

Та же Украина давно и открыто заявляет свои претензии на Кубань.

Последняя капля — возобновившиеся интенсивные обстрелы территории Донбасса и заявления руководства Украины на авторитетных международных площадках о готовности к производству в стране ядерного оружия. Это уже реальная угроза не только самому существованию населения Донбасса, но и безопасности нашей страны. Президент России принял историческое решение — взять сложившуюся ситуацию под контроль. Другого выхода действительно не было. Уверена, следующим шагом со всех сторон станет возврат от острой горячей ситуации к переговорным процессам.

Илья Володько, генеральный директор консалтинговой компании MACON

— Какие-то прогнозы давать тяжело. Слишком много вариантов развития событий есть. Ясно одно: в воюющей стране рынка недвижимости не может быть по определению. С одной стороны — это «черный лебедь» и шок, которые всегда очень плохо сказываются на любом бизнесе. Но это еще и влияет на покупательную способность россиян. У них не прибавится желания вкладывать деньги в недвижимость. Плюс ставки по ипотеке на уровне 15-летней давности на уровне 15%.

В этой ситуации и речи не будет о финансировании новых девелоперских проектов. Банки будут вести консервативную политику. Что касается рынка, то он сейчас в состоянии неопределенности. Реакции самые разные. И мы увидим миллион самых разных удивительных историй. Одни притормаживают продажи, другие выставляют так называемые заградительные цены. Это равнозначные варианты. Рассчитывать на то, что недвижимость будет расти в цене. Проблема в том, что не понимаем, как будут развиваться события. Вроде бы и есть фантастический вариант, что все это закончится быстро. И мы вскоре выйдем на стабильный рынок. В случае затяжного конфликта нас ожидает катастрофический сценарий.

Вячеслав Пышко, директор ООО «Мастер», эксперт в сфере ГЧП

— Все [со стороны России] готовилось на приличном уровне и четко. Обращение президента Владимира Путина было записано еще 21 февраля. Но наши «потусторонние» коллеги не вняли. Что касается будущего… Наверное, мы будем иметь в друзьях не только ЛНР и ДНР, но также Мариуполь, Харьков и всю Юго-Восточную Украину. Сейчас другого варианта, чтобы защитить русскоязычное население, а также наши границы от НАТО, нет. Необходимо контролировать эту территорию. Думаю, дальше все пойдет по крымскому сценарию. Необходимо захватить органы власти, а затем заменять органы управления новыми кадрами. В Крыму были соответствующие люди, как будет на Украине – не знаю.

Что касается Донбасса, то это был основной бюджетоформирующий регион Украины. Его все равно необходимо восстанавливать. Восстанавливать заводы, которые там действовали. Думаю, Россия поможет восстановить экономический ресурс и промышленный потенциал.

На Украине же теперь больше кредитов, чем потенциала.

Евгений Бромберг, председатель совета директоров ГК Undersun

— Происходящее безусловно отразится на экономике региона. Конечно, цинично говорить об экономике, когда гибнут люди. Но, тем не менее, мы как люди бизнеса, отвечающие за свои предприятия, за своих сотрудников, мы должны об этом думать. Безусловно, мы сейчас получаем огромную неопределенность на рынке. Мы еще не можем оценить реакцию рынка в полном масштабе. Еще нужны день-два. Но я бы рассмотрел два сегмента: сегмент курортных отелей и есть сегмент городских отелей. Конечно, сегмент городских отелей пострадает сильнее, банально из-за прекращения авиационного сообщения. И масштаб происходящего будет связан с транспортной доступностью. Мы предполагаем, что будет серьезный временный отток командированных из региона. После восстановления авиаперевозок, надеюсь это скоро произойдет, как и прекращение военных действий, но деловая активность может упасть. Скорее всего, будет скачкообоазный рост инфляции, повышение кредитных ставок, что не может не сказаться на деловой активности, это такой среднесрочный тренд.

Такая же неопределенность сохраняется и для транзитных гостей курортного направления, которые заезжают в Краснодар. С другой стороны, изоляция России приведет к спросу во внутреннем туризме. Этому сложно радоваться, но в тактике мы надеемся, что это нам поможет удержать бизнес на плаву. Конечно, в долгосрочной перспективе, если наше правительство не предпримет каких-то защитных мер для облегчения бремени последствий этой операции, то эти последствия скажутся прежде всего на эконом сегменте рынка и на среднем, мы это видели на кризисах 2008 года и 2014-го. Я предполагаю, что сегмент высокой ценовой категории как обычно будет расти, как и всегда в подобных кризисных ситуациях.

Игорь Симаков, врач-психиатр, Ростовская область:

— Военная операция РФ на территории Украины – это однозначно большой стресс для общества. Уровень напряжения после двух лет пандемии COVID-19 и так был высоким, а здесь еще и эти события наложились.

В сложившейся ситуации можно выделить три группы риска. Первая – это коренное население юга России, которое испытывает тревогу. Сейчас в стране и так наблюдается рост депрессий, тревожных расстройств, зависимостей. Боевые действия, безусловно, повысят градус напряжения. Следовать нужно базовым ценностям – семья, здоровье, близкие, сохранять здравомыслие. Необходимо заниматься рутинными знакомыми делами, которые помогут стабилизироваться. Также важно соблюдать личную безопасность – нужно помнить о возможных угрозах таких ситуаций, например, о возможности терактов или мошенничеств. Естественно в рамках разумного, рационального поведения.

Вторая группа людей, которые находятся в тяжелой ситуации – это жители признанных республик, которые переживают сильнейший стресс. На их территории развернулись боевые действия. Такие травмы требуют серьезной реабилитации. Да и вообще, после стольких лет жизни в таком положении они нуждаются в серьезной психологической помощи.

Третья группа – военные и не только военные. Их называют комбатанты. Это и военные, и гражданские, втянутые в войну. Любой военный конфликт не обходится без жертв и насилия. В дальнейшем у участников этих события развивается посттравматический синдром. Общество должно быть готово принять этих людей и помочь им в дальнейшем адаптироваться и вернуться к нормальной жизни.

Если оценивать то, как люди воспринимают происходящее, то складывается впечатление, что общество напугано. Никто не ожидал такого резкого развития событий. Сказать, что военная операция РФ на Украине однозначно одобряется, сложно. В истории России сложно найти войны, когда наша страна являлась инициатором военных действий. Поэтому для многих граждан текущая ситуация не укладывается в рамки привычного культурно-политического курса. Мы наблюдаем первую реакцию – шок. Никто не спешит высказывать свое мнение о происходящем.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1