Людмила Шаповалова
Инициированная «Экспертом ЮГ» дискуссия о мерах поддержки местных производителей обнажила глобальную проблему эффективности поддержки малого и среднего бизнеса. Если коротко, то существующие механизмы, направленные на развитие этого сегмента, неэффективны: предприятиям нужны не столько деньги, сколько информация.
В Ростове-на-Дону прошла конференция «Сделано на Дону»: инструментарий для производителя», организованная «Экспертом Юг». Соорганизатором мероприятия выступило Ростовское региональное агентство поддержки предпринимателей (РРАПП), партнёрами стали Райффайзенбанк, банк,
Конференция состояла из мастер-класса начальника управления по работе с предприятиями среднего бизнеса Райффайзенбанка Дмитрия Харина о том, как организовать финансирование предприятия, а также дискуссионной площадки с участием представителей госструктур, банков и самих производителей.
Практически вся вторая часть мероприятия прошла на повышенных тонах: накал дискуссии показывал, что проблема стала острой задолго до кризиса. Директор РРАПП Наталья Крайнова в своих эмоциональных высказываниях говорила о том, что сегодня поддержка малого бизнеса носит декларативный характер. На региональном уровне о ней говорят только лишь вследствие того, что на федеральном уровне задаётся тренд на такой разговор. Да, распределяются бюджетные деньги, но «сегодня бюджетная ситуация такова, что эти средства мизерны, и увеличиваться господдержка не будет», - пояснила г-жа Крайнова. Её позиция состояла в том, что муниципальные и областные органы власти должны не перераспределять финансовые ресурсы, а формировать условия, в которых малые и средние предприятия будут реализовывать свой потенциал. «В противном случае это будет имитация господдержки», - заключила Наталья Крайнова.
Заместитель директора департамента инвестиций
Со своей стороны директор департамента экономики Ростова-на-
Один из представителей бизнеса подтвердил гипотезу о том, что главная потребность даже сегодня – это не деньги. Генеральный директор ООО «Европолимер», производящего упаковку, Павел Кузьмин рассказал, что если компания работает открыто и является хорошим налогоплательщиком, то доступ к инвестиционным деньгам найти она сможет. «Но сегодня многие предприятия боятся инвестировать в развитие. Конечно, во многом это связано с экономической ситуацией, но если компания будет иметь представление об объёме сбыта, если он будет обеспечен соответствующей программой закупок, например, со стороны госсектора, то деньги на развития бы нашлись», - заключил г-н Кузьмин.
Именно об обеспечении и помощи в развитии каналов сбыта говорила Наталья Крайнова как об основной мере поддержки, которую должна организовать власть для малого и среднего бизнеса. «Я знаю огромное количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, несмотря на очевидную бесперспективность работы в производственном секторе, продолжают работать в нём, имея отрицательную рентабельность или прибыль на уровне статистической погрешности. “Мы просто ничего больше не умеем делать и ничего делать не хотим”, - так они поясняют свою мотивацию.
Не надо системно поддерживать региональных производителей. Надо понять для себя, какие товары мы планируем и в дальнейшем завозить из Китая, а какие можем обеспечить силами собственных производителей. И, определившись с этим, необходимо обеспечить этим компаниям возможность сбыта», - заключила г-жа Крайнова.
Вторая важнейшая мера, которую может обеспечить власть посредством медиаканалов, дискуссионных площадок, подобных этой конференции, - это распространение информации о потребностях в тех или иных товарах и услугах в том или ином сегменте или отрасли. Юрий Авдеев, управляющий филиалом ОАО «Банк ВТБ» в Ростове-на-Дону, тоже говорит о том, что низкая осведомлённость малого бизнеса о потребностях региона в тех или иных товарах и услугах препятствует развитию сегмента. «С другой стороны, компаниям и самим необходимо проявлять инициативу, изучать рынок, - рассуждает г-н Авдеев. - Многие крупные предприятия, в особенности работающие в рамках госзаказа, в оборонном секторе, сегодня находятся в неплохой форме. И они готовы размещать большие заказы малым предприятиям – на хороших условиях, обеспечивая стабильную прибыль. Даже если посмотреть сайт госзакупок Ростовской области, то объективно доля малых предприятий, участвующих в них, очень низка». В то же время в регионе есть ряд успешных примеров развития шлейфа малых предприятий, обслуживающих потребности крупного бизнеса, таких, как «Амилко», «Эмпилс». Наталья Крайнова выступила с идеей развития технологических кластеров на базе крупных мощностей неработающих предприятий: это бы решило вопросы с предоставлением земли, помещений, а в некоторых случаях – и оборудования.