105 110 14

​Марина Шамара: Для фонда главное — это репутация и команда

1843
6 минут

Детский благотворительный фонд «Анастасия» создал в Краснодарском крае организацию федерального уровня, главный принцип которой — абсолютная прозрачность работы

​Марина Шамара: Для фонда главное — это репутация и команда

Поделиться

Сегодня подводятся итоги ежегодного конкурса лучших социальных инициатив Юга России. За пять лет существования проекта вокруг него сложился круг участников, которые наработали богатый опыт в управлении социальными коммуникациями. Один из них — детский благотворительный фонд «Анастасия»

Пять лет назад Марина Шамара зарегистрировала благотворительный детский фонд «Анастасия» в Краснодарском крае, который помогает детям, в том числе, детям-инвалидам в сложной жизненной ситуации. За пять лет из организации, состоящей из двух человек, фонд вырос в профессиональное НКО, которое ежегодно оказывает помощь детям на десятки миллионов рублей и ведёт несколько социальных проектов. В «Анастасии» жёсткие требования к тем, кто оказывает профессиональные услуги детям, будь то врачи или социальные центры. Главные принципы работы самого фонда — прозрачность и подотчётность. «Эксперту Юг» Марина Шамара рассказала, как бороться с мошенниками в благотворительности, работать с крупным бизнесом и частными пожертвованиями.

— Какими проектами вы сейчас занимаетесь?

— В 2018 году у нас реализуется три программы. Первая — это стипендиальный фестиваль-конкурс «PRIMAVERA» для воспитанников единственной в России музыкальной школы для детей с заболеваниями органов зрения. Она находится в Армавире. Мы проводим его совместно с профессиональными музыкантами, выбираем 10 детей в возрасте от 10 до 17 лет, которым присуждается стипендия. Конкурсу уже три года. Ежегодное финансирование составляет 450 тысяч рублей.

Также с марта 2018 года мы ведем корпоративную волонтерскую программу «Мне важно» совместно с холдингом безопасности «Нева». Мы в шутку называем этот проект «Папа на час»: сотрудники холдинга помогают нашим подопечным с мелким бытовым ремонтом, транспортом, компьютерной диагностикой и т. д. Ведь зачастую многие наши подопечные остаются без поддержки второго родителя. Этот проект не требует финансирования. Надеемся, что он будет бессрочным.

Третий проект — это юридическая помощь нашим подопечным, которую оказывает наш партнёр — юридическое агентство «Медицина и право». Юристы защищают права при некачественном оказании медицинских услуг, возмещении вреда здоровью, помогают вернуть необоснованно понесённые расходы и т. д. За юридической помощью могут обратиться семьи с детьми-инвалидами и детьми с особенностями развития, малообеспеченные семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети без попечения родителей.

— Фонд «Анастасия» собирает пожертвования на прямое обеспечение детей. Для чего нужны сопутствующие проекты фонду?

— Такие проекты, как «Мне важно» или «Юридический» — это инфраструктурные проекты, которые сопровождают наших подопечных. Они работают на репутацию самого фонда и помогают выстраивать публичные коммуникации.

— Какие показатели являются ключевыми в проектах?

— Единица эффективности — это оказанная помощь конкретному ребенку. Но мы также смотрим на масштабируемость проекта. Для нас это важно. Конечно, волонтерский проект «Мне важно» можно бесконечно масштабировать, а, к примеру, конкурс «PRIMAVERA» — нет, потому что такая школа одна в России. Но мы можем масштабировать саму методику проекта-конкурса.

— Как в последние два года менялся объем привлекаемых средств?

— Я приведу статистику за 2017 год — мы смогли привлечь 13,9 млн, что на 58,3% больше, чем в 2016 году. При этом объем пожертвований рос как среди юридических лиц (с 5,8 млн рублей в 2016 году до 8,7 млн рублей в 2017 году), так и среди физических лиц (с 2,9 млн рублей в 2016 году до 5,1 млн рублей в 2017 году).

При этом мы не тратим частные пожертвования на работу фонда. Административные расходы фонда покрываются за счёт пожертвований партнёров.

В 2017 году фонд перечислил 10,6 млн рублей нуждающимся 62 детям из разных категорий и разных регионов, ведь мы изначально строили всероссийский фонд. Мы ежемесячно рассматриваем заявки на прямую помощь детям. Лимит такой помощи — 250 тысяч рублей. Эта сумма — среднее значение суммы для реабилитации ребенка — самой частой категории для нас из тех заявок, которые мы получаем. Но мы также открываем и большие сборы для очень сложных случаев.

— За счет чего увеличились пожертвования в фонд?

— Мы каждый год растем, увеличиваем штат фонда, наращиваем опыт команды. 5 лет назад, когда фонд только появился, у нас не было возможности подумать о чем-то большем, чем адресная помощь детям, а в самом фонде работало только два человека. Сейчас штат фонда — это восемь человек. Кроме того, созданы попечительский совет, экспертный совет и ревизионная комиссия фонда. Мы научились профессионально управлять фондом, что, в свою очередь, сказалось на росте числа пожертвований, просто потому, что появилась возможность создавать более масштабные проекты, генерировать и организовывать огромное количество акций. Мы ежемесячно делаем около 10 ивентов разного масштаба.

Вторая важная причина роста числа пожертвований — это репутация фонда. Нам 5 лет, люди о нас знают, видят наши отчёты и доверяют. Хотя первые несколько лет нам было очень сложно из-за того, что в сфере благотворительности, «третьем секторе», были часты случаи мошенничества. В России частные жертвователи тяжело идут на благотворительность именно по этой причине. Жертвователи опасаются мошенников и не доверяют фондам. Но мы с самого начала строили прозрачный фонд. Это касалось не только нашей работы, но и работы реабилитационных центров, в которые мы отправляли наших подопечных. Даже сами центры знают, что к нам лучше не обращаться, если они не вызывают доверия, мы не повезём туда ребенка. Мы заключаем договоры только с теми, у кого есть медицинская лицензия. Репутацию нам сделали наши подопечные, которые по «сарафанному радио» разносили, что у нас прозрачный фонд.

— Как бороться с мошенничеством в третьем секторе?

— Объединять свои усилия с другими прозрачными организациями и СМИ. Мы подписали Декларацию о добросовестности в сфере благотворительности, которую создала благотворительная ассоциация «Все вместе». Документ подписали уже более 200 организаций по всей России. Она прописывает этичные нормы сбора средств и их реализации, подотчетность НКО в открытом доступе.

Нам также не хватает внимания СМИ к теме благотворительности и работы с профессиональными фондами. Вызывает недоумение, когда нас воспринимают, как рекламодателей и не готовы даже интервью делать бесплатно (наш фонд сталкивался с таким). Люди не понимают, что мы — НКО, мы не работаем на прибыль. Да, по закону мы имеем право тратить 20% собранных средств на деятельность организации, но эти деньги нужно тратить не бездумно.

— Кого вы относите к сложившимся стратегическим партнерам фонда?

У нас широкая партнёрская сеть, но есть три компании, которые поддерживают фонд на постоянной основе. Это «Кубанская нефтегазовая компания» (КНГК-Групп), которая организовала корпоративное волонтёрство внутри компании. Теперь каждый её сотрудник по желанию может отчислять проценты от своей зарплаты к нам в фонд. Второй партнёр — это сеть супермаркетов «Табрис», которая в дни праздников часть выручки от определенных товаров направляют в фонд. Третьи — клиника «Евромед», которая также поддерживает нас финансово. Это не единственные наши партнёры, но они — наши постоянные доноры.

Полный текст интервью читайте в декабрьском номере журнала «Юксперт Юг».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1