На площадке бывшего "Химпрома" может появиться метаноловый завод // Фото: сайт volpromex.ru
Поделиться
Это вызвало бурные дискуссии в медийной сфере региона. Специалисты отрасли пока скептически относятся к энтузиазму, с которым губернатор Андрей Бочаров пытается продвигать данный проект. По их мнению, на пути возрождения химической промышленности в городе-герое по-прежнему стоит ряд нерешенных вопросов.
«Эксперт Юг» разбирался в причинах, по которым метаноловый завод до сих пор не появился в Волгоградской области
Иностранные инвесторы ушли
За последние пять лет тема “оживления” площадки бывшего «Химпрома» поднималась неоднократно. В 2017 году региональные власти объявили, что возобновить производство помогут инвесторы - корпорация АЕОН и ООО «Джи Ти ЭМ 1». На предприятии планировалось запустить производства карбида кальция, хлорной извести и средств защиты растений.Спустя год губернатор Андрей Бочаров провел переговоры с главой «АЕОН Корпорейшн» Романом Троценко и президентом японской компании «Марубени Корпорейшн» Тэруо Асада. Стороны договорились о строительстве на территории Волгограда метанолового завода с мощностью - один миллион тонн в год. В рамках соглашения объект должны были сдать к концу 2022 года.
По словам Романа Троценко, в дальнейшем производственная цепочка будет продолжена выпуском полиолефинов и пластиков, а предприятие, заявленное как «самый крупный завод по производству метанола в России», станет базой для создания химического кластера.
Но время шло, и список заинтересованных лиц менялся, а сроки реализации постоянно отодвигались. Так, в 2019 году волгоградское информагентство "ВолгаПромЭксперт” сообщало, что развивать химическую промышленность в регионе хотят иностранные инвесторы: BASF, Mitsubishi Heavy Industries, Air Liquide и Haldor Topsoe. В первый этап реализации проекта хотели вложить 1,5 млрд долларов. В 2020 году на заводе должны были возобновить производство хлорной извести, а к концу 2023 - начать производить метанол.
Поделиться
По мнению экспертов, цеха завода "Химпром" бездумно "распилили" // Фото: сайт volpromex.ru
При этом имущество производственного комплекса ВОАО «Химпром» приобрела компания “Промышленные технологии” (входит в корпорацию AEON), ставшая единственным участником торгов. Сумма сделки составила 103,2 млн рублей.
Год назад гендиректор “Промтеха” Бахтиёр Касимов заявил, что несмотря на введенные санкции, проект строительства метанолового завода не будет заморожен. Однако осуществлять задуманное придется уже без иностранных инвесторов, которые в связи со сложившейся экономической обстановкой ушли с рынка.
Действительно, схема реализации проекта и его объемы изменились. Об этом в конце прошлого года сообщило руководство корпорации АЕОН: объем инвестиций оценивается в 74 млрд рублей, а запустить завод на полную мощность планируется к 2026 году.
Рынок сбыта не определен, логистика не рассчитана
Как выяснил «Эксперт Юг», проект мог превратиться в долгострой не только в связи с уходом иностранцев. К нему есть и ряд других вопросов.«Я неоднократно общался со специалистами в этой области, все они обращают внимание на следующий момент: навигация (речь идет о Волго-Донском судоходном канале – ред.) в Волгограде работает лишь восемь месяцев году, — говорит член Волгоградского штаба ОНФ Эдгар Петросян. С ноября по март канал не функционирует, а отправлять метанол планировали именно таким путем. Следовательно, производить продукцию для выхода на международный рынок будет достаточно проблематично. Именно поэтому метаноловые заводы в России строят в основном вблизи портов».
Эксперт добавил, что в России до недавнего времени планировалось построить порядка 20 метаноловых заводов, и среди этих проектов есть более перспективные и логистически просчитанные варианты.
«Сюда стоит добавить, что цеха завода “Химпром”, которые подлежали восстановлению, просто бездумно “распилили”. Эти площадки сегодня можно было использовать для производства той или иной химической продукции, в которой мы сейчас особенно нуждаемся, и которую вынуждены завозить по параллельному импорту. Но с этой проблемой ничего не поделать. Назад дороги нет», — констатировал представитель ОНФ.
Как неофициально заявил «Эксперт Юг» руководитель в сфере химической промышленности, есть у проекта и проблемы с внешним рынком сбыта.
«Производить метанол мы сможем, но куда будем экспортировать? Хотелось бы, конечно, на международный рынок. Но, если раньше мы говорили о европейских партнерах, то теперь это направление для нас закрыто. Китай в нас не особо нуждается, он уже давно стал не только главным потребителем, но и производителем метанола. Более того, китайцы сейчас продолжают активно развивать производство метанола из альтернативных источников. С другой стороны у нас Иран - также один из крупнейших производителей метанола, — рассуждает эксперт. — Еще совсем недавно в России планировали активно развивать эту отрасль, но с января этого года рисковать никто не хочет. Давайте вспомним, с какими трудностями столкнулись такие предприятия, как «Томск Газпром», «Щекиноазот», и даже «Метафракс».
Бывший депутат Волгоградской облдумы, заслуженный химик РФ Олег Болотин, некогда занимавший руководящие должности на предприятиях “Химпром” и “Каустик”, считает, что в ближайшие несколько лет проект вряд ли удастся реализовать.
“Объем производства метанола в России составляет примерно 4,5 млн тонн, внутри страны потребность в этом продукте колеблется в районе двух млн тонн. Остается еще два миллиона. Когда речь идет о запуске нового предприятия мощностью один млн тонн, то мы понимаем, что этот объем не смогут использовать на российском рынке, если параллельно не запустят производство по переработке метанола. А это весьма дорогие производства. И частный капитал сегодня в эту отрасль вкладываться не будет”, — уверен эксперт.
“Вывезти из страны миллион тонн метанола довольно проблематично. Да, можно построить причал, можно перевозить метанол так, как это организуют с продуктами нефтеперерабатывающей промышленности. Можно использовать железную дорогу, но там нет столько мощностей, чтобы вывозить такие объемы, особенно, если речь идет о транспортировке в сторону Китая, — добавил Олег Болотин. — Да и там уже не сильно заинтересованы в нашем метаноле. Газ, который мы поставляем, Китай не только тратит на “получение тепла”, но и использует его в химической промышленности, основанной на переработке этого ресурса”.
Поделиться
Андрей Бочаров очень заинтересован в реализации проекта // Фото: сайт volgograd.ru
Есть во всей этой истории и политический подтекст. Эксперты и наблюдатели сходятся во мнении: тема строительства метанолового завода очень важна для волгоградских властей. Как известно, губернатор Андрей Бочаров планирует выдвигаться на третий срок, а для этого нужна демонстрация крупных промышленных проектов на федеральном уровне. Но именно там переговоры о строительстве предприятия пока затянулись по непонятным причинам. И даже несмотря на то, что территория завода “Химпром” была объявлена особой экономической зоной, вопрос создания крупного химического кластера пока повис в воздухе.