Рынок бизнес-образования на юге России практически неизмерим. К его представителям относятся кардинально противоположные компании и организации — от практикующих психологический коучинг до преподающих тяжеловесные классические программы MBA.
От консалтинговых услуг до шоу на пятьсот человек от сообщества «Бизнес-молодость». Поэтому конкретных цифр, по признанию самих участников рынка, опрошенных «Экспертом ЮГ», фактически нет, как и нет общих договорённостей и стандартов отрасли. Чтобы упорядочить понимание рынка на юге России, мы попросили руководителей бизнес-школ и тренеров разделить его на ниши.
Выяснилось, что этот рынок тесно связан с рынком консалтинговых услуг. «Но есть отличие. Бизнес-образование направлено на то, чтобы предприниматель сам мог справляться с проблемами в своей компании, выстраивать бизнес-процессы, контролировать их. Консалтинг же может решать конкретные задачи, но глобально он не повлияет на развитие компании», — говорит генеральный директор компании «Профессиональные образовательные технологии» Татьяна Медведева.
«Обучение предполагает, что ты получишь определённые навыки и сам будешь внедрять и использовать их в компании. Консалтинг предполагает, что ты привлекаешь специалиста, который выстраивает под тебя какой-то процесс», — соглашается Ирина Тыртышная, независимый эксперт в сфере экономики и финансов, преподаватель Высшей школы бизнеса ЮФУ.
«В первую очередь бизнес-образование направлено на управленцев и собственников бизнеса, но оно также охватывает и отраслевые коммерческие компетенции: маркетинг, продажи, кадры и т. д.», — говорит краснодарский экономист и бизнес-тренер Александр Полиди. По его словам, консалтинг не является образовательным продуктом, но качественные консалтинговые услуги не могут существовать без образовательных инструментов.
В этом обзоре мы исключили из анализа массовые продукты — «Бизнес-молодость», Like-центр и других операторов, создающих «шоу-тренинги». Несмотря на то, что эти игроки на слуху, многие эксперты критически относятся к самой идее массового быстрого образования. Все опрошенные выносили таких игроков за скобки.
Таким образом, мы определили, что на рынке Краснодара и Ростова-на-Дону есть два типа операторов бизнес-образования — это те, кто предлагает долгосрочное бизнес-образование с программами, рассчитанными на срок от трёх месяцев до двух лет (государственные и коммерческие вузы с бизнес-школами), и самостоятельные центры, предлагающие тренинги под конкретные задачи.
MBA на юге тянут вузы
В Ростове-на-Дону работают три бизнес-школы с аккредитованными программами MBA. Это Высшая школа бизнеса Южного федерального университета (ЮФУ), Международная школа бизнеса «Южного Университета ИУБиП» (коммерческий вуз) и компания «Профессиональные образовательные технологии». Но никто из них не делает ставку только на курс MBA стоимостью от 200 до 400 тысяч рублей и длительностью 1,5–2,5 года. Среднее число слушателей на курсе MBA —15-20 человек. При этом компании работают на аудиторию 500–1000 человек. Они формируют пакет программ, открытых тренингов и семинаров. Например, в портфеле у «Профессиональных образовательных технологий» 40 программ со средней стоимостью 20–30 тысяч рублей по разным направлениям коммерческой деятельности. ИУБиП, помимо MBA, предлагает программы профессиональной переподготовки, курсы налогового консультанта, а также «Бизнес-школу молодого предпринимателя», которую субсидирует министерство экономического развития Ростовской области (ежегодный выпуск — около 200 человек). У Высшей школы бизнеса ЮФУ несколько программ повышения квалификации стоимостью 5–13 тысяч рублей. Аккредитация MBA — это бренд, который работает на весь пакет программ и говорит об общем уровне оператора бизнес-образования. «Программы MBA востребованы рынком, несмотря на общий тренд сокращения времени обучения и доступности различных курсов. Но большинство игроков рынка работают в Москве, где ёмкость рынка намного больше. Тем не менее, в регионах развиваются сильные бизнес-школы, не уступающие по качеству московским», — говорит генеральный директор Российской ассоциации бизнес-образования Наталья Евтихиева. При этом программы MBA в Москве в два раза дороже региональных. «У нас много слушателей из Ростовской области и Краснодарского края. Нет смысла ездить в Москву, где это программа стоит миллион рублей, если качественное образование можно получить в Ростове за 300–400 тысяч рублей», — рассказывает руководитель академических программ ИУБиП Екатерина Леонова.
В Краснодаре три игрока с аккредитованными программами MBA — это школа бизнеса Института современных технологий и экономики (ИСТЭк), Высшая школа международного бизнеса Южного института менеджмента (ВШМБ) иАкадемия стратегических инициатив и делового администрирования. Они развиваются по аналогичному сценарию — делают пакет программ разной стоимости. У ИСТЭка — семь программ по профессиональной переподготовке на 8-9 месяцев и семь коротких программ по повышению квалификации (от 70 до 130 часов). ИСТЭк в том числе занимается долгосрочными корпоративными образовательными программами под заказ. «Например, сейчас обучаем сотрудников “Тандера” (ПАО “Магнит”) по программам закупок и логистики. В “Тандере” есть свои учебные центры, но они нацелены на подготовку персонала, который работает непосредственно в магазинах, а мы обучаем менеджеров», — рассказывает проректор по научной информационной деятельности Александр Черкасов. По его словам, когда основатель компании Сергей Галицкий работал в «Магните», он думал над созданием корпоративного университета, но не увидел в этом целесообразности, так как эффективнее привлекать стороннюю организацию.
Собственные школы бизнеса есть у ростовских вузов — Ростовской государственной экономической академии (РИНХ) и ДГТУ. РИНХ является оператором губернаторской программы управленческих кадров для МСБ, через которую в 2017 году прошло 78 человек.
Принцип программ MBA — ориентированность на практику, поэтому преподавательский состав чаще всего состоит как из академических преподавателей, так и из практикующих предпринимателей и управленцев. Например, в ИУБиП преподавал генеральный директор «Группы Агроком» Сергей Сапотницкий, а в ВШМБ в Краснодаре — генеральный директор ГК Unitile Сергей Клыков. При этом вузы не раскрывают условия сотрудничества с топ-менеджерами.
Ни одна из бизнес-школ или компаний Краснодара и Ростова-на-Дону не входит в топовые позиции в рейтингах программ MBA. По данным портала «МВА в Москве и России», который ежегодно делает «Народный рейтинг» лучших российских школ МВА, по результатам опросов выпускников, в Топ-30 юг России вообще не представлен. 80% школ в рейтинге представляют Москву и Петербург. Из остальных регионов России там есть только региональные школы из Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга. Но в рейтинге на 24 строчке присутствует Международный институт менеджмента ЛИНК, у которого есть два региональных центра — в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Это «Профессиональные образовательные технологии» и Академия стратегических инициатив и делового администрирования.
По данным российского портала «ВсеТренинги.ру», в Ростове-на-Дону работает около 30 компаний, которые занимаются тренингами для бизнеса. Практически все они предлагают тренинги по активным продажам, тайм-менеджменту, личной эффективности. Куда реже встречаются управление персоналом, управление финансами, аудит, маркетинг. Ещё один заметный игрок в Ростове-на-Дону — «Бизнес-драйв» (структурное подразделение «ДонЭкспоЦентра»). «Бизнес-драйв» обеспечивает выставочные площади и залы мероприятиями — от однодневных тренингов до форумов. Это также консалтинговая компания ГК «Технологии», у которой есть направление корпоративных тренингов и учебно-тренинговый центр «Аякс» с диапазоном тренингов от НЛП до «управления дебиторской задолженностью». В Краснодаре таких компаний — более сорока. Наиболее популярные игроки кубанской столицы — центр продаж «Ледокол», аудиторско-консалтинговая группа «Ваш советник», «Академия стратегических инициатив», «Транс бизнес консалтинг-юг» и другие. Тренинговые компании как привозят московских и зарубежных бизнес-тренеров, так и работают с местными бизнес-тренерами.
Предпринимателям не хватает управленческих навыков
Основной набор на курсы бизнес-образования формируют менеджеры разных уровней, а также собственники малого и среднего бизнеса. Преобладающий спрос у потребителей бизнес-образования — на обучение системному управлению. По словам директора школы бизнеса Южного института ИУБиП Александра Амахина, предпринимателям не хватает инструментов для управления в текущей ситуации при взаимодействии с кадрами, а также при планировании и при работе с финансами. Аналогичный ответ дали в бизнес-школе РИНХа.
«Часто приходят хорошие отраслевые специалисты. Основные вопросы: как ставить задачу, как грамотно контролировать, за что наказывать, за что хвалить, как правильно наказывать, как увольнять, как вдохновлять. То есть как взаимодействовать с другими людьми», — добавляет директор компании «Транс бизнес консалтинг-юг» Татьяна Владимирова. По словам Александра Полиди, бизнес начинает понимать, что интуитивное развитие очень рискованно. Поэтому предприниматели приходят в бизнес-образование, чтобы упорядочить процесс, получить технократическую компетенцию, «алгоритмизировать бизнес-процессы».
«Мы четыре года работаем с предпринимателями, и, по нашему опыту, 90 процентов приходящих на курсы не представляют себе, что такое финансовое планирование, бюджетирование, маркетинг. Они не умеют планировать и контролировать денежные потоки, необдуманно тратят деньги на рекламу, не занимаясь комплексным маркетингом», — говорит Татьяна Медведева. Низкая выживаемость малого бизнеса вызвана в том числе и этим феноменом — отсутствием стратегии развития компаний и бессистемностью их деятельности,считает она.
Тренинги решают текущие задачи
Индустрия тренингов направлена на решение конкретных отраслевых задач и представляет собой рынок бизнес-инструментов и технологий, которые нужны «здесь и сейчас». Ключевые игроки — тренинговые компании, которые нанимают бизнес-тренеров по разным тематикам и собирают тренинговый пакет услуг для рынка. При этом даже этот сегмент требует индивидуализации и послетренингового обслуживания. Это залог того, что клиент придёт к тебе снова. «Мы выстраиваем тренинги так, чтобы они на 70 процентов состояли из практических заданий на отработку конкретного навыка. Конечно, навык выработать за один тренинг невозможно, но мы даём алгоритмы и отрабатываем их на практике, чтобы потом в компании люди самостоятельно их использовали», — рассказывает Татьяна Владимирова. По её словам, чтобы тренинг был действительно эффективен, компания организует посттренинговое сопровождение, чтобы менеджеру и собственнику было легче внедрить новый навык.
Уровень образования необходимо постоянно повышать, поэтому хорошие бизнес-тренеры постоянно реагируют на происходящие изменения, говорит бизнес-тренер Тарас Тохтамышев. «Вышел какой-то новый закон, изменилась экономическая конъюнктура, фейсбук поменял свои метрики — нужна новая тренинговая программа, которую не нужно согласовывать, в отличие от долгосрочных образовательных программ»,— считает г-н Тохтамышев. Тренер, по его словам, должен быть практиком и свою программу строить, исходя из реальных кейсов. «Чтобы написать хороший тренинг, нужно проанализировать огромный пласт актуального материала. Тренер должен оперировать рабочими примерами, собирать кейсы, систематизировать знания отрасли», — добавляет Тарас Тохтамышев. По его словам, нужно всегда обращать внимание на содержание тренинга — хороший бизнес-тренер не будет его скрывать и обещать, что оно подходит всем.
При этом практика у хорошего бизнес-тренера не обязательно предпринимательская. Это практика владения инструментами и технологиями бизнеса. «Упрёк, что бизнес-тренер не занимается бизнесом, справедлив, только если этот тренер обещает научить вас предпринимательству. Но чаще всего бизнес-тренинг — это отработка конкретных технологий: как видеть, рассчитать, избежать, оптимизировать. В этом качестве бизнес-тренер и ценен», — считает Александр Полиди.
Курс на индивидуализацию
Практически все игроки, опрошенные «Экспертом ЮГ» как в сегменте долгосрочного образования, так и в сегменте тренингов, занимаются корректировкой программ под клиента и контролем после обучения. Фактически это главное, что может дать региональный игрок на рынке бизнес-образования. «Очень важно помочь собственнику подобрать тренинг. У меня были случаи, когда человек приходил и говорил, что ему нужен тренинг по продажам, а пришли мы в итоге к тому, что ему нужно маркетинговое исследование, формирование концепции продаж и только после этого тренинг по продажам», — говорит Тарас Тохтамышев. По словам управляющего партнёра ГК «Технологии» Галины Стороженко, подход к бизнес-обучению должен строиться через оценку слушателя — каких компетенций ему не хватает. Поэтому сейчас востребованы индивидуальные практики.
«Предпроектная работа часто занимает больше времени, чем сам проект (тренинг или серия тренинга). Это переговоры с клиентом, выяснение его потребностей, конкретизация задач и т. д. Каждый тренинг нужно индивидуализировать: не может быть у тысячи человек одинаковых потребностей», — добавляет Александр Полиди».
Ещё один тренд бизнес-образования — формирование сообществ предпринимателей. «Сотни наших выпускников — главный поставщик новых клиентов. А для них мы разрабатываем различные программы лояльности со скидками», — говорит Александр Черкесов. В компаниях сообщества формируются стихийно. Татьяна Медведева рассказывает, что после предпринимательского курса в её компании возник клуб «Предпринимательская среда». Сейчас в рамках клуба проходят различные семинары и тренинги.
Потребителям нужны практики
Потребители продукта под названием «бизнес-образование» хотят от него практических инструментов, которые можно внедрять в компании, и именно по этому принципу выбирают программы и тренинги, независимо от города. Ирина Гусева, генеральный директор ростовской сети детских стоматологических клиник «Бобрёнок», проходила короткую программу MBA в Высшей школе менеджмента в Петербурге, а в Ростове-на-Дону — президентскую программу и курсы маркетинга в компании «Профессиональные образовательные технологии». По её словам, в регионах не хватает реальных практиков, которые давали бы инструменты, работающие рынке. «Мне нужны были инструменты, которые я могла бы использовать в своей работе — что спрашивать у бухгалтера, чтобы анализировать финансы, как ставить задачи компании на аутсорсинге, как заниматься продвижением? Долгосрочную программу я решила выбрать не в Ростове-на-Дону, а в Петербурге, где было много сильных преподавателей-практиков. В регионе я училась по маркетинговым программам», — говорит Ирина Гусева.
Совладелец концертного агентства «Мир» Дмитрий Резниченко, напротив, специально заканчивал программу MBA в Ростове-на-Дону (ИУБиП). «Мне было важно, чтобы преподавателями были местные практики — в моей программе были топ-менеджеры “Группы Агроком”, “Астона” и т.д. А что бы мне сказали московские практики? Мне было бы сложнее навести справки, изучить их реальный опыт», — говорит он. По словам г-на Резниченко, преподаватели были готовы делиться знаниями и опытом.
Один из таких преподавателей — гендиректор «Группы Агроком» Сергей Сапотницкий. По его словам, преподавать на курсах программы MBA он стал, чтобы систематизировать собственный опыт и знания. Он вёл курс стратегического менеджмента в ИУБиП. «Группы были очень разнородные. Это, видимо, очень непросто — набрать более или менее похожие группы, где присутствуют люди с одним уровнем управления, поэтому я не могу даже систематизировать потребности слушателей — настолько они разные», — говорит г-н Сапотницкий. По его словам, самое полезное, что может дать бизнес-образование — это именно возможность кому-то задать вопрос: «Эта потребность есть у всех, все мы сталкиваемся с необходимостью экспертизы или оценки со стороны. Поэтому мне кажется, что бизнес-образование должно выливаться в создание сообществ, члены которых помогают друг другу».