По словам гендиректора компании Александра Корчагина, Кочубеевская ВЭС была построена менее чем за два года. Это — первый готовый ветропарк «дочки» «Росатома» в Ставропольском крае, который в АО «Новавинд» считают ключевым регионом для развития «зелёной энергетики». До 2024 года компания намерена построить новые ВЭС на территории четырёх муниципальных образований края и увеличить общую мощность своих ветропарков на Ставрополье до 500 МВт.
Впервые о намерении построить мощную ВЭС в Кочубеевском районе региона г-н Корчагин заявил в апреле 2019 года, в рамках форума «Атомэкспо-2019». По словам топ-менеджера, уже тогда работы над проектной документацией ветропарка были завершены, для госэкспертизы готовились документы. На осень 2019 года был намечен старт строительства. Стройка началась по плану. Мобилизовали около 50 единиц техники и 100 специалистов. На объекте установили три бетонных мини-завода общей производительностью 320 куб. м смеси в час, обустроили целый строительный городок с установкой арматурных цехов. Основные компоненты и узлы для ВЭУ доставляли с заводов, ранее созданных компанией и её партнёрами в Волгодонске. Всё это позволило не сорвать сроки даже в объективно сложном 2020 году, уложиться в график.
«Мы полностью поддерживаем идеологию “зелёной энергетики” и реализацию на своей территории такого масштабного проекта, как Кочубеевская ВЭС, — цитирует губернатора Ставрополья Владимира Владимирова его пресс-служба. — Надежное партнёрство — это то, в чём мы заинтересованы». По мнению главы региона, здесь только за счёт возобновляемых источников (ВИЭ), в частности, ветра, можно вырабатывать более 1 ГВт электроэнергии, разместить до 400 «ветряков». «Это — приоритетная для Ставрополья отрасль», — подчёркивает г-н Владимиров. По его оценкам, всего в портфеле региона сейчас около десяти проектов в сфере ВИЭ на общую сумму порядка 150 млрд рублей. Один из ключевых игроков — АО «Новавинд».
«Для эффективной работы ветропарка необходима территория со среднегодовой скоростью ветра от пяти метров в секунду, — считает эксперт-аналитик АО “Финам” Алексей Калачёв. — Зона Южного и часть Северо-Кавказского округов, включая Ставрополье, как раз входят в число таких территорий. Они же лучше прочих подходят для генерации энергии Солнца, учитывая большую долю солнечных дней. Однако, по нашим оценкам, ветрогенерация имеет ряд преимуществ. В частности, у неё ниже капитальные и операционные затраты на киловатт установленной мощности».
Кочубеевская ВЭС стала вторым завершённым проектом «Новавинда». Год назад компания запустила в эксплуатацию Адыгейскую ВЭС мощностью 150 МВт, которая до последнего времени считалась крупнейшим в РФ объектом ветрогенерации. Инвестиции в этот проект составили 20 млрд рублей. Здесь работают 60 ВЭУ, которые вырабатывают 354 млн кВт·ч электроэнергии в год — достаточно для обеспечения, например, такого города, как Майкоп.
Сейчас, помимо указанных регионов, дивизион «Росатома» реализует программу строительства ВЭС в Ростовской области. Здесь в ближайшие полтора года компания намерена запустить Марченковскую ВЭС мощностью 120 МВт и стоимостью 16 млрд рублей. Всего же до 2024 года «Новавинд» введёт в эксплуатацию ветроэлектростанции общей мощностью 1,2 ГВт. Практически все ВЭС компании будут располагаться в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.
Кроме того, «Новавинд» — акционер совместного предприятия с голландской Lagerwey — СП Red Wind B.V., которое отвечает за маркетинг, продажи, производство компонентов для «ветряков» (ступицы, гондолы, генераторы, системы охлаждения) и поставки их «под ключ». Производство ключевых узлов ВЭУ мощностью 100 комплектов в год создано в Волгодонске, на базе «Атоммаша». Объём инвестиций на старте проекта составил около 1 млрд рублей. Помимо этого, «ВетроСтройДеталь» запустила в Волгодонске за 1,3 млрд рублей производство стальных башен для ВЭУ по лицензии Lagerwey. В роли заказчика выступает «Новавинд».
Ещё два года назад представители компании рассказывали «Эксперту ЮГ», что намерены не только обеспечивать свои ветропарки оборудованием собственного производства, но и экспортировать его. «Локализация производства компонентов для ВЭУ предусматривает создание нового подсектора в энергетическом машиностроении, — уверен исполнительный вице-президент по энергетике и ЖКХ Газпромбанка Вадим Дормидонтов. — И этот сектор в перспективе должен работать как на внутренний рынок, так и внешний. При этом важно, кто именно занимается эксплуатацией производственных активов. В ситуации, когда в стране не было такого опыта, должны были появиться специализированные компании, которые не только поставляют технологию, но и полностью берут на себя управление техпроцессом. Такой путь выбрали, в частности, ”Росатом” и голландская Lagerwey, запустив завод в Волгодонске».