Директор по маркетингу и развитию ГК «Белый Медведь» Денис Афанасьев.// Фото с личной страницы в соцсети Facebook
Молочный холдинг «Белый Медведь» из Ростовской области в кризис планирует расширить производственные мощности
Группа компаний «Белый Медведь» — один из крупнейших на Юге переработчиков сырого молока, у которого три производственные площадки и собственная сеть фирменных киосков-тонаров. По данным ИАС Seldon.Basis, в 2018 году выручка самого крупного предприятия холдинга, ОАО «Молзавод Мясниковский», превысила 560,7 млн рублей. За предыдущие пять лет она выросла почти в четыре раза. Прибыль компании выросла более чем в 10 раз: 107, 7 млн рублей в 2018 году против 10,2 млн в 2013-м.
Несколько лет назад ГК «Белый Медведь» построила и запустила в Мясниковском районе Дона первую очередь современного завода. Согласно данным из открытых источников объем инвестиций превысил 500 млн рублей. Было построено здание, установлены импортные автоматические линии, холодильное оборудование и т. д. За три года производительность предприятия увеличилась вдвое — со 130 тонн до 260 тонн переработанного молока в сутки .
По информации «Эксперта Юг», реализация инвестпроекта по развитию нового завода рассчитана на несколько лет. Общая расчетная стоимость проекта — порядка 1 млрд рублей. Оставшаяся часть, менее половины от этой суммы, будет инвестирована в ближайшие три-пять лет. Так, на 2020 год были запланированы работы по второй очереди: создание современного производства творога различной жирности. Запуск такой линии позволит Группе удвоить объемы с нынешних 20 тонн творога в сутки до 40 тонн в сутки. По предварительным оценкам, инвестиции в такой участок составят около 200 млн рублей. Кроме того, в стратегических планах компании есть и организация на базе нового завода глубокой переработки сыворотки.
О том, как предприятие справляется с кризисом и какие задачи сейчас решает «Эксперту Юг» рассказал директор по маркетингу и развитию ГК «Белый Медведь» Денис Афанасьев.
— Как текущая неблагоприятная ситуация отразилась на вашей деятельности?
— Влияние на нашу деятельность пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений нельзя назвать значительным. Как только были объявлены а стране «нерабочие дни» мы приняли решение о переводе «на удаленку» части наших офисных сотрудников: юридический отдел, бухгалтерию, продажи, маркетинг и т. д. Переход не был сложным, поскольку в Группе компаний ранее применялись облачные технологии. Мы открыли дополнительные чаты в популярных мессенджерах и установили для офисного персонала «график дежурств».
Производственные площадки (их у нас три) продолжали работать в обычном режиме. На наших складах всегда был запас антисептиков, масок, бахил, одноразовых шапочек и других индивидуальных защитных средств. Постоянное соблюдение практически стерильной чистоты обязывало наших работников и раньше строго соблюдать санитарные нормы. Так что, нам даже ни к чему особенно привыкать не пришлось.
Наш ассортимент (цельное молоко, кефир, сметана, творог, другие виды кисломолочной продукции, рассольные сыры, глазированные сырки и т. д.) отражает базовые потребности населения в молочной продукции. Для переработки используем только натуральное молоко высокого качества. При этом, наши цены ниже, чем у наших российских конкурентов, использующих аналогичное по качеству сырье. Мы выпускаем продукты первой необходимости, на которые у граждан есть деньги, несмотря на продолжающееся сейчас снижение платежеспособного спроса населения. Мы отстроили логистику так, чтобы и в нашей фирменной сети, и в магазинах крупных ритейлеров наша свежая продукция была всегда и в необходимом количестве.
Гендиректор АО «Молзавод Мясниковский» Сурен Обаян уверен, что у них создано практически стерильное производство. // Фото из архива редакции
Наш основной завод, в Мясниковском районе Ростовской области, построенный несколько лет назад, перерабатывает сейчас 150-170 тонн молока в сутки. Этого достаточно, чтобы мы могли удовлетворить существующий спрос на молоко и кисломолочную продукцию. Проблем с получением сырья и отгрузкой готовой продукции у нас нет. Обязательства по поставкам перед нашими основными партнерами — локальные и федеральными сетями — выполняем.
Единственное направление, которое из-за кризиса перестало быть для нас актуальным, это поставки молочной продукции в детские сады по госконтрактам, заключенным в начале 2020 года. Причина понятна: дошкольные учреждения перешли на режим домашней самоизоляции. Наши потери мы пока не подсчитывали, поскольку не знаем, когда именно детсады заработают, жизнь вернется в привычное русло. Мы пытаемся объемы, которые планировались в рамках таких контрактов, перевести на другие каналы сбыта, но пока тщетно.
— С какими еще рисками вы столкнулись? Как вы эти риски нивелируете?
— Основной риск связан не с пандемией, а с изменением валютного курса. В марте стали резко расти цены на материалы с импортной составляющей, которые мы используем в производстве. На сегодняшний день они выросли на 10-15%. Наши специалисты по закупкам ведут переговоры, пытаются договариваться с действующими поставщиками и искать новых. Такой рост цен уже отрицательно сказывается на нашей рентабельности, тем не менее, это давление мы пока берем на себя, не подняв цену на готовую продукцию ни на копейку.
Еще один риск — просрочки в получении нами платежей за ране поставленную продукцию. При этом, мы понимаем, что и нашим заказчикам, особенно малым предприятиям торговли, сейчас нелегко. Мы осознаем, что сейчас формируется наша общая новая реальность или, как точно заметили наши коллеги по цеху, формируется «новая нормальность», при которой нивелировать риски можно только совместными усилиями. Это когда партнеры понимают и поддерживают друг друга, умеют идти на компромисс. Фирмы, которые этого не понимают, с нами уже не работают.
— Какие цели и задачи стоят у вас на 2020 год? Как эти планы были скорректированы из-за разразившегося кризиса?
— Мы планировали начать реализацию инвестпроекта, направленного на модернизацию действующего производства и его расширение. Для этого, прежде всего, собирались приобрести новые линии для производства различных видов творога и сливочного масла. И пока от своих планов не отказываемся.
Кроме того, намерены более активно развивать экспорт, даже несмотря на то, что сейчас столкнулись с некоторым снижением заявок от наших зарубежных партнеров. Понимаем, что это временное явление. Как только эпидемиологическая ситуация в России и мире улучшится, мы вернемся к прежним экспортным объемам и будем их наращивать.
— Как будет развиваться ваш рынок после пандемии? К какому развитию событий вы готовитесь?
— Текущий кризис дал стремительный толчок к развитию такого канала продаж, как заказ продуктов питания через интернет и их доставка. Это касается не только «ресторанной еды», фаст-фуда, но и традиционного продуктового набора, в который входит и «молочка».
Сейчас стремительно растет спрос на такие услуги. Причем спрос настолько взрывной, что даже опытные агрегаторы оказались к нему не готовы. Не говоря уже о компаниях, вынужденных подстраиваться под текущую ситуацию и изменения конъюнктуры. Сейчас мы наблюдаем массовый набор курьеров для доставки продуктов. Программисты дописывают «движки» необходимых систем. Торговые сети начинают активно работать с агрегаторами. Уверен, что после окончания пандемии, такой канал продолжит активно развиваться. Потому что это на самом деле удобно. Лично я 80% всех «домашних» покупок давно осуществляю через интернет, качество доставки меня вполне удовлетворяет. И, по моим наблюдениям, число таких «пользователей» сейчас увеличивается.