«Неправильно, что затраты в регионах разные, а объём поддержки одинаковый»
Хозяйство «Энергия» из Пролетарского района Ростовской области обрабатывает 15 тысяч га земли, его можно назвать крепким середняком. В борьбе за рентабельность компания инвестирует в овощи. По словам Владимира Бухтиярова, гендиректора ООО «Энергия», эффективность господдержки можно было бы заметно повысить, если хотя бы иногда слушать бизнес и учитывать особенности природно-климатических условий при распределении средств

— Каков сегодня средний уровень рентабельности по основным культурам? Как он изменился за последнее время?
— Картофель — 50 процентов, пшеница — 10 процентов, рис — 25 процентов. Как видите, самый рентабельный сейчас картофель. По пшенице и рису последние пять лет уровень рентабельности сильно не менялся. А вот потенциал картофеля разглядели только недавно, и стали им заниматься. Инвестируем сейчас в овощеводство. Также строим склады и холодильники.
— Какие задачи в сфере растениеводства ставит перед собой компания на ближайшие годы?
— Мы намерены прежде всего работать с прибылью — необходимо сокращать затраты, себестоимость. Также нужно снижать уровень ошибок в технологии. Например, если ты что-то не вовремя посеял или обработал, не провёл вовремя техобслуживание, то это отрицательным образом сказывается на результате. Сейчас у нас всё отлажено, но всегда необходима более тонкая настройка.
— Насколько средства защиты растений являются фактором роста?
— Сейчас мы все ждём, когда Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич разрешат нам использовать генно-модифицированные семена. Потому что иначе мы не выиграем в глобальной конкуренции — мы же незримо конкурируем не только между собой, но и с зарубежными фермерами из Канады и Аргентины. Они используют ГМО, а мы нет, значит, мы проигрываем. Проблема ещё и в том, что у нас срок регистрации новых препаратов составляет пять лет. За это время они устаревают. Мы по 20 лет работаем с одним и тем же действующим веществом, а нам нужны новые! Ведь сорняки привыкают к старым препаратам.
— Что должны были бы сделать отраслевые организации и власти для решения этих проблем?
— Надо чаще встречаться с людьми и спрашивать у них: что вы хотите? Слушать людей. Может, там десять тупых будет пожеланий, а одно здравое. Если бы у бизнеса спрашивали, чего он хочет, он бы развивался. У нас всё делается наоборот, а потом ещё спрашивают: что же вы, мол, не растёте, мы же столько денег в поддержку вбухали.
— Пользуется ли ваша компания мерами государственной поддержки? Существующая система поддержки АПК стимулирует модернизационные процессы в растениеводстве?
— Конечно, без этого не проживёшь. Это и льготные кредиты, и дотации на животноводство (содержание племенного стада), и на рисоводство (очистка оросительных систем), пшеница, картофелеводство — закупка элитных семян... Вроде немного, но и это негде взять. Насчёт модернизации – я бы не сказал. Просто помогают выжить.
— Каковы ваши предложения по доработке мер поддержки предприятий в сфере АПК?
— Надо помогать, исходя из погодно-климатических условий. Может, Краснодару поддержка вообще не нужна? Ростову требуется одно, Волгограду – другое. Чем хуже условия, тем больше надо помогать. А у нас всех под одну гребёнку, затраты у фермеров в разных регионах разные, а поддерживают всех одинаково — да и суммы невелики.