Производитель уверен, что в нынешнее время, когда с рынка исчезли зарубежные конкуренты, у аграриев в рамках программы импортозамещения появился шанс занять пустующие ниши, увеличить стадо, начать производство козьего сыра и йогурта, а также поставки их в торговые сети. Сегодня компания производит лишь 100 литров козьего молока в сутки. Но руководство планирует увеличить поголовье со 100 до 250–300 дойных коз породы «ламанча» и до конца 2016 года в кооперации с другими местными игроками наладить выпуск йогуртов из козьего молока. О перспективах рынка нишевых продуктов «Эксперт ЮГ» беседует с главой «Ламанчи» Юрием Панченко.
— Чем обусловлен интерес к козьему молоку как к продукту?
— Современная тенденция — обращение к истокам, к «бабушкиным рецептам», к натуральной и экологически чистой еде. И в этом ключе, конечно, козье молоко — продукт, который идеально вписывается в этот тренд. Козье молоко легче усваивается, полезней коровьего, обладает целебными и даже целительными свойствами. Оно антиаллергенно, что актуально сейчас, когда количество людей с аллергией на коровий белок только растёт, особенно среди маленьких детей. Во-вторых, молоко коз применяется для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. В-третьих, оно используется в качестве заменителя грудного молока. По своим характеристикам козье молоко приближено к материнскому и хорошо усваивается младенцами. Таким образом, козье молоко можно назвать универсальным продуктом, пригодным к повседневному употреблению как в питательных, так и в лечебных целях.
— Насколько развит рынок козьего молока на юге России?
— Очень слабо. Особенно в сравнении со сформировавшимся рынком его потребления за границей. У нас это незаслуженно забытый продукт. И, на мой взгляд, в России рынок козьего молока будет динамично расти и развиваться. Потребность населения в этом продукте, учитывая его полезные свойства, только увеличивается.
— Как на рынке соотносятся доли отечественных производителей и импорта?
— Если говорить о козьем молоке, то иностранные производители сейчас вообще в этой сфере не представлены. Раньше, до санкций, на российском рынке было козье молоко французской фирмы President. Сегодня импорт отсутствует. Основные отечественные игроки — компании «Чистая Линия» из Подмосковья и «Полезные продукты» из Татарстана.
— Могут ли, на ваш взгляд, производители козьего молока сегодня выживать в одиночку?
— Думаю, мелкие производители козьего молока в настоящее время просто обязаны кооперироваться. В одиночку они не выживут. Конкуренции в этом сегменте пока нет, и в ближайшее время не предвидится. Места под солнцем хватает всем — и крупным фермам, и более мелким хозяйствам. Кооперация поможет им не просто выживать, а развиваться — наращивать объёмы, приобретать необходимую технику и оборудование, расширять территорию поставок и так далее. Только объединившись, небольшие предприятия смогут эффективно работать на этом рынке.
— Кажется ли вам достаточной господдержка сектора?
— Сельское хозяйство вообще, и данная сфера в частности, безусловно, нуждается в поддержке, особенно на этапе становления сельхозпредприятий. И государство эту поддержку оказывает, как мне кажется, в достаточном объёме. Это гранты, субсидии на молоко, субсидии на приобретение животных (в нашем случае — коз), на покупку оборудования и так далее. Об этих формах мы знаем не понаслышке. В мае мы выиграли грант правительства Ростовской области на 10 миллионов рублей. Эти средства помогут нам в два раз увеличить поголовье, приобрести тракторы и производственное оборудование, осуществить поэтапную реконструкцию фермы.
— Каковы перспективы рынка козьего сыра?
— С введением санкций со стороны Евросоюза перспективы развития в России производства сыра из козьего молока выглядят весьма оптимистично. Прежде всего потому, что сформировался круг потребителей этого продукта — пул любителей и ценителей козьего сыра. Особенно это касается премиального сегмента, линейки деликатесных сыров, с плесенью. И производители, которые смогут у нас наладить серийный выпуск такого востребованного качественного товара, займут на рынке перспективную нишу.
— Есть ли планы по созданию собственной розницы?
— На мой взгляд, такой необходимости нет. Собственная сетевая розница подразумевает изначально крупное производство, широкую продуктовую линейку и так далее. Для мелкого бизнеса это не актуально.