Поделиться
Идея строительства нового для донской экономики предприятия возникла еще в конце 90-х годов. Тогда по территории области в обход Украины «Транснефть» прокладывала нефтепровод НПС «Суходольная» — НПС «Родионовская». Перекладку трубы инициировало руководство области: тогдашний губернатор Владимир Чуб несколько лет добивался этого, доказывая, что платить Украине за транзит по её территории российской нефти крайне невыгодно.
В прошлом году стало известно, что собственник НЗНП поменяется. Об этом заявлял действующий губернатор Василий Голубев. В итоге в конце прошлого года в списке собственников «Юг Энерго» появились две кипрские компании. Украинские СМИ, ссылаясь на выписку из торгового реестра Кипра, сообщили, что конечным владельцем компании является супруга украинского политика Виктора Медведчука телеведущая Оксана Марченко.
В Ростовской области и на федеральном уровне никто никогда не комментировал подобную информацию. В любом случае, завод, который задумывался как один из элементов снижения транзитной зависимости от Украины, похоже, стал одним из факторов российско-украинских политических отношений.
Чей теперь нефтезавод
У НЗНП загадочная структура собственников. Управляющей компанией НЗНП является УК «НПЗ», зарегистрированная в Москве. Её директор Александр Мельников не зарегистрирован как собственник или директор других предприятий. Однако ранее он возглавлял компании, входящие в ГК «ЛУКойл»: «ЛУКойл-Центрнефтепродукт», «ЛУКойл-холдинг-Сервис», «ЛУКойл-ресурс» (последние две прекратили деятельность).Собственником НЗНП выступает компания «Юг Энерго», со стороны которой документ подписал исполнительный директор компании Дмитрий Шуньков. Сейчас у этой компании три собственника — зарегистрированные на Кипре «Вентолор инвестментс лимитед» (60%), «Тетеос глобал лимитед» (33%), а также само ОАО «НЗНП» (7%). О новых собственниках фактически ничего не известно. Летом прошлого года Василий Голубев говорил о том, что завод готовится к продаже. Однако имя нового собственника, а также сроки его прихода на предприятие он не назвал.
Осенью 2018 года украинский «Первый канал» и «Радио Свобода», ссылаясь на документы кипрского реестра, сообщали, что Оксана Марченко владеет компанией Tumilon Investments, которой принадлежит 100% Ventolor Holding Limited. Эта компания, по данным ИАС Seldon.Basis, владеет 61% «НЗНП Трейд». Остальными долями владеют АО «Финконсалтпро» (собственник — некто Родион Николян) и Наталия Лавренюк, которую называют другом семьи Марченко и Медведчука.
«НЗНП Трейд» разрабатывает Гавриковское месторождение, расположенное в 263 км от Сургута. По состоянию на начало 2017 года извлекаемые запасы нефти составляют более 135 тысяч тонн (по категориям С1 и С2), геологические запасы растворённого газа — 3,8 млрд куб. м (также по этим двум категориям). Эта компания в 2015 году выиграла конкурс на разработку месторождения. Причём одним из условий этого конкурса было наличие у соискателя нефтеперерабатывающего предприятия в Ростовской области. Этот пункт условий торгов пыталась оспорить «Роснефть», но потом почему-то отказалась от своих намерений.
Медведчук в 2002–2005 годах возглавлял администрацию президента Украины, до этого был депутатом и вице-спикером Верховной рады. В апреле 2012 года создал движение «Украинский выбор», которое называли пророссийским, а в 2018 году вступил в партию «За жизнь». В конце 2017 года Медведчук участвовал в процессе переговоров об обмене пленными между Украиной и самопровозглашёнными ЛНР и ДНР.
Оксана Марченко работала на телевидении ведущей, среди её программ — «У Украины есть талант». Марченко и Медведчук поженились в 2003 году.
Что будет с предприятием
В 2009 году НЗНП стал первым в постсоветской истории России построенным с нуля предприятием такого профиля. Первая очередь завода предполагала переработку 2,5 млн тонн нефти. Также в черте Ростова на левом берегу Дона был построен нефтеналивной терминал для отгрузки нефтепродуктов на экспорт. На начальном этапе НЗНП производил дизельное топливо, мазут и прямогонный бензин. К 2015 году предприятие вдвое увеличило мощности по переработки нефти (до 5 млн тонн) и запустило битумную установку мощностью производства 700 тысяч тонн в год. К выпуску высокооктанового бензина планировалось приступить с 2016 года, после ввода второй очереди завода, однако эти планы пока так и не осуществились.Согласно же новому договору между руководством области и предприятием, в период с 2020 по 2030 годы компания «Юг Энерго» инвестирует в развитие НЗНП 177 млрд рублей. В ходе реализации инвестиционных проектов инвестор готов создать на предприятии до 1 тысячи рабочих мест. Только до 2024 года инвестор намерен вложить в предприятие порядка 50 млрд рублей. В этом же году предприятие перейдёт на выпуск бензина марок 92, 95 класса «Евро-5» (717 тысяч тонн в год), а также товарного дизеля (2 млн тонн). Также в партнёрстве с регионом предстоит осуществить проект по реконструкции очистных сооружений предприятия. Глубину переработки нефти планируется довести до 100% (сейчас — 60–65%). Планы предприятия согласуются с программой долгосрочного развития региона, рассчитанной до 2030 года. Правительство будет сопровождать этот проект, оказывать поддержку, отметил губернатор.
Почему модернизируют именно сейчас
Правительство РФ убеждало нефтепереработчиков в необходимости увеличения глубины переработки нефти, а также вводило заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов. В феврале 2019 года между независимыми НПЗ, куда входит и НЗНП, и Минэнерго России было подписано соглашение об инвестициях в модернизацию в обмен на возвратные акцизы в рамках завершения «налогового манёвра». Нефтеперерабатывающие компании до 1 января 2026 года должны ввести 13 установок вторичной переработки нефти, что позволит увеличить производство автомобильного бензина экологического класса К5 более чем на 3 млн тонн в год.На Юге в рамках этого соглашения также ожидается большой «модернизационный рывок». Так, например, на модернизацию мощностей Афипского НПЗ в Краснодарском крае пойдёт 100 млрд рублей. Глубина переработки вырастет с 53% до 77%. Ильский нефтеперерабатывающий завод инвестирует более 30 млрд рублей в строительство комплекса по производству бензинов и ароматических углеводородов. Комплекс мощностью 1,5 млн тонн в год позволит выпускать товарные бензины пятого класса, сжиженный газ, который используется как в виде моторного топлива, так и в качестве сырья в нефтехимической отрасли, а также ароматические углеводороды, которые применяются в качестве сырья, в частности, при производстве ПЭТ-тары. Строительство комплекса положит начало развитию нефтехимического производства на предприятии.
Минэнерго РФ при этом будет вести ежемесячный мониторинг выполнения соглашений. Согласно Налоговому кодексу, компании, заключившие соглашение о модернизации, получают право на обратный акциз на нефть, если поставляют на внутренний рынок не менее 10% бензина «Евро-5» от объёма переработки или инвестируют в модернизацию в 2015–2024 годах не менее 60 млрд рублей.
Обратный акциз — налоговый вычет для НПЗ, ранее на него могли рассчитывать только компании, попавшие под санкции, и крупные НПЗ. Вычет компенсирует предприятиям потерю маржи от работы на внутреннем рынке из-за постепенного обнуления к 2024 году экспортной пошлины на нефть при повышении налога на добычу полезных ископаемых.
«На данный момент Новошахтинский НПЗ, а также “Славянск ЭКО”, Афипский и Ильский НПЗ (находятся в Краснодарском крае) осуществляют простую перегонку нефти и не участвуют в обеспечении внутреннего рынка кондиционным автобензином. Поэтому без заключения инвестиционных соглашений они бы не получили отрицательный акциз, выплаты по которому указанным НПЗ уже в 2019 году составят 8,5 миллиарда рублей, а за весь период налогового маневра — около 180 миллиардов рублей, — говорит аналитик VYGON Consulting Евгений Тыртов. — Такие объёмы субсидий позволят НПЗ провести модернизацию с выпуском автобензина и его поставкой на внутренний рынок». Без инвестиционных соглашений указанные НПЗ, скорее всего, не смогли бы провести модернизацию, а без модернизации после завершения налогового манёвра в 2024 году НПЗ стали бы нерентабельными и были бы закрыты, считает аналитик.
Аналитик «Уралсиб» Алексей Кокин также указывает на то, что НЗНП и терминал в черте Ростова в своё время строили с прицелом на экспорт. Поэтому, вполне возможно, модернизация предстоит и перевалочному комплексу, чтобы отправлять на экспорт бензин. Он также замечает, что для задуманной модернизации НПЗ необходимо будет импортировать установки гидрокрекинга. Больше половины денег, заявленных на модернизацию, будут направлены на закупку установок, которые в основном импортируются. Основные производители — Германия и Италия. Последние крупные модернизации со строительством установок гидрокрекинга: «Киришинефтеоргсинтез» («Сургутнефтегаз») и Ачинский НПЗ («Роснефть»).
«Модернизация вкупе с полноценным освоением собственного месторождения меняет класс НЗНП как игрока на федеральном рынке», — говорит генеральный директор группы ИНПК Вадим Щербак (управляет Каменским нефтеперегонным заводом в Ростовской области мощностью переработки 180 тысяч тонн в год).