103 107 14

Новый образ старого аэропорта в Ростове презентован – он требует дискуссии

ЭКСПЕРТ ЮГ №6-7 2022
8946
11 минут

В июне правительство Дона утвердило постановление, согласно которому, управлением застройкой территории бывшего аэропорта займется АО «РКР» — «Региональная корпорация развития». Между тем, проект нового образа территории вызвал множество вопросов у профессионалов. Архитекторы и девелоперы отмечают, что он требует конкуренции идей и публичности

Новый образ старого аэропорта в Ростове презентован – он требует дискуссии

Круглый стол «Каким будет новый центр ростовской агломерации» //Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Проект решения о комплексном развитии территории нежилой застройки, а именно территории бывшего аэропорта в Ростова, был утвержден Правительством Ростовской области в апреле нынешнего года, как писал ранее «Эксперт Юг». Но документ, в котором содержалась базовая информация о планах по развитию крупнейшей территории в черте города, вызвал бурные общественные обсуждения. Ростовчан насторожила разрешенная, согласно проекту, высота застройки, сама идея появления нового жилого района в центре города, вопросы транспортной и социальной инфраструктуры.

Правительство Ростовской области не спешило отвечать на запросы прессы и профессионального сообщества. Чтобы выяснить перспективы и сложности проекта «Эксперт Юг» собрал круглый стол «Каким будет новый центр ростовской агломерации», где выступили разработчики концепции освоения территории бывшего аэропорта, представители профессионального сообщества и властей. Одной из ключевых проблем признана недостаточная конкуренция идей и потребность в более широкой общественной огласке при разработке проекта развития территории аэропорта.
  IMG_5983.jpg
Поделиться
Круглый стол «Каким будет новый центр ростовской агломерации» //Фото: «Эксперт Юг»

Лакомый кусок земли планируют освоить в новых пропорциях

Как писал ранее «Эксперт Юг», вопрос об освоении территории бывшего аэропорта был поставлен перед региональными властями сразу после завершения строительства новой авиагавани «Платов». Идей по применению крупного земельного участка в черте города площадью более 460 га, было много. Например, фигурировали предложения перенести сюда автовокзал, превратить территорию в крупный транспортный хаб. Однако, в конце концов, как вспоминает председатель правления Ростовской областной организации «Союз архитекторов России», глава архитектурного бюро «Среда» Алексей Полянский, достаточно быстро стало понятно, что здесь будет жилой район.

Ростов-аэропорт.jpg
Поделиться
Старый аэропорт Ростова //Фото: Денис Демков

Земля находится во владении трех собственников — это непосредственно правительство области, глава региональной «Группы Агроком» Иван Саввиди, которому принадлежит здание аэровокзала, а также ООО «Аэро-Сити», структура руководителя группы «Ренова» Виктора Вексельберга, которой принадлежит наибольшая часть территории. Вексельберг и Саввиди долгое время боролись за право работать на этой территории, пока в 2020 году не было достигнуто мировое соглашение. Уже в 2021 году ООО «Аэро-Сити» получила разрешение на подготовку проекта планировки и межевания территории бывшего аэропорта. Разработчиками предварительной концепции по заказу ООО «Аэро-Сити» выступило столичное архитектурного бюро ASADOV.
    Rostov-on-Don_Aerocity_scheme-functions.jpg
Поделиться
Схема функциональных зон территории старого аэропорта от архитектурного бюро ASADOV //Фото: Андрей Асадов

Как рассказал «Эксперту Юг» генеральный директор компании Андрей Асадов, разработка проекта заняла около полугода, работа шла совместно с ГАУ РО «РНИИПИ Градостроительства», а в качестве консультантов выступал рядместных экспертов — на тот момент главный архитектор области Игорь Далаксакуашвили, Алексей Полянский, архитектор Сергей Трухачев и другие. Презентация проекта, которую сделал Андрей Асадова на круглом столе «Эксперта Юг», была первой публичной презентацией проекта сообществу архитекторов и девелоперов региона.
«Результатом реализации нашей концепции должно стать создание максимально автономной и самодостаточной территории, — рассказал Андрей Асадов. — Доля общественной застройки будет увеличена относительно действующих сегодня стандартов. Пропорция жилья и общественно-деловых объектов в нашей концепции — 60/40. Такое соотношение позволит не только обеспечить новых жителей необходимой инфраструктурой, но и создаст достаточное количество дополнительных рабочих мест».

Rostov-on-Don_Aerocity_!view07.jpg
Поделиться
Визуализация парка в новом районе //Фото: Андрей Асадов

Согласно проекту решения о комплексном развитии территории, представленному на сайте правительства, на землях бывшей аэрогавани общей площадью 367,86 га планируется создать новый градоформирующий центр Ростова. Главной осью нового района станет бывшая взлетная полоса. Также планируется заложить парк на площади 15 га.Социальную инфраструктуру обеспечит шесть школ на 6,7 тыс. мест, семь детсадов на 2,8 тыс. мест, поликлиники и медицинский центр. Также на территории бывшего аэропорта планируется построить филармонию с залом на 2 тысячи мест, областную детскую библиотеку, центр культурного развития с детской школой искусств, выставочный художественный зал. Отдельной частью проекта стал заявленный здесь правительственный квартал.По прогнозным расчетам, к 2036 году в новом районе построят 1,5 млн кв. м. жилья для 56 тысяч человек.

Важность и ценность территории бывшего аэропорта для города пояснил заместитель генерального директора по инвестиционным проектам АО «Региональная корпорация развития» Игорь Далаксакуашвили, который занял этот пост в июне, пересев в него из кресла заместителя министра по строительству, архитектуре и территориальному развитию – главного архитектора Ростовской области.

«Территория бывшего аэропорта в Ростове станет элементом восточного луча развития Ростова-на-Дону, заданного строительством аэропорта Платов, — говорит Далаксакуашвили. — Эта зона станет ядром, в котором сосредоточатся транспортные, производственные и административные связи города. Уже сегодня концептуально понятно, что здесь будет —жилье, новый правительственный квартал, медицинский кластер, внедренческие предприятия университетов, объекты культуры и досуга».

Вопросы и проблемы концепции развития бывшего аэропорта

Одним из первых вопросов к проекту, представленному правительством области, стала высотность разрешенной застройки. Заголовки городских СМИ в апреле пестрели яркими фразами о том, что территорию старого аэропорта застроят 32-этажными высотками. Как пояснил в ходе круглого стола Андрей Асадов, концепция, разработанная его архитектурным бюро, не подразумевает таких масштабов. Разрешенная высотность застройки не предполагает, что все здания будут иметь максимальную этажность.

«Одной из ключевых задач было формирование комфортного и соразмерного человеку масштаба застройки, — рассказал Асадов.— Основной массив жилых зданий будет иметь невысокую этажность — 6-8 этажей, с отдельными высотными акцентами до 15-20 этажей. Все первые этажи, примыкающие к городским улицам, будут наполнены разнообразной инфраструктурой – небольшими магазинами, кафе, объектами обслуживания и социальными функциями».

Rostov-on-Don_Aerocity_!view04.jpg
Поделиться
Масштаб застройки старого аэропорта по сравнению с прилегающими районами //Фото: Андрей Асадов

Один из ключевых вопросов — кто же конкретно будет строить на территории бывшего аэропорта, пока не решен однозначно. Как рассказал Игорь Далаксакуашвили, дальнейшим шагом на пути освоения территории старого аэропорта после разработки концепции, станет проект планировки и межевания. Заказчиком этого проекта выступит АО «Региональная корпорация развития Ростовской области». Вопрос реализации застройки — будет это один застройщик или несколько девелоперов, будет рассматриваться послеутверждения проекта.

Еще одна проблема, выявленная уже в ходе круглого стола «Эксперта Юг» — транспортная инфраструктура. Как отметил исполнительный директор ООО «СитиСтрой» Дмитрий Павленко, возникают опасения, что снаружи новый район будет окружен загруженной дорожно-транспортной сетью.

«Из концепции мне не понятно, куда владельцы автомобилей с этой территории будут выезжать? На уже существующие кольца рядом с «Алмазом» и возле моста? Вся эта нагрузка ляжет на участок «М-4», который и так уже «стоит»? В таком случае, пробка на въезде в Ростов будет начинаться уже рядом с ТРЦ «Мега». Поэтому, развитие новой территории невозможно без разработки изменения транспортной инфраструктуры в этой части города».

IMG_6030.jpg
Поделиться
Заместитель генерального директора по инвестиционным проектам АО «Региональная корпорация развития» Игорь Далаксакуашвили //Фото: «Эксперт Юг»

На данное замечание Игорь Далаксакуашвили ответил, что в ходе разработки концепции и проекта планировки учитывается вопрос транспортной инфраструктуры в этом районе. В качестве первоочередных мер планируется построить дублер улицы Вересаева, который пройдет непосредственно по территории аэропорта, то есть, без выкупа и сноса объектов недвижимости, и реконструкция улицы Берберовская.

Вопрос снабжения территории поднял председатель совета директоров АО «Ростовское» Николай Бритвин. «У меня с точки зрения практика вопрос обеспеченности данной территории инженерной инфраструктурой и коммуникациями — электричеством, водоснабжением и т.д. На мой взгляд, крайне важно обеспечить на новой территории пространство и условия для новых производств и рабочих мест, чтобы не повторять судьбу Суворовского, куда очень сложно привлечь инвесторов».

Как рассказал Игорь Далаксакуашвили, сегодня уже строится 62-й коллектор, который обеспечит водоотведение большой части города и, в том числе, территории аэропорта. К моменту ввода первых домовего строительство будет завершено. Для электроснабжения предполагается построить новую подстанцию 110/10.Будет так же реализован комплекс мер по ливневой канализации и очистным сооружениям. Финансирование комплекса этих работ планируется осуществлять с помощью инфраструктурного меню —инфраструктурных бюджетныхкредитов и займов на льготных условиях.
Профессор кафедры истории архитектуры и искусства, реставрации и реконструкции Академии архитектуры и искусств ЮФУ Сергей Алексеев отметил, что участок зонально разбит на три большие группы: две по краям насыщены жильем, а центральная — это общественная зона, где жилье отсутствует. «По-моему, это принципиально неправильно. Я думаю, что в этой части должно быть какое-то количество жилых площадей, чтоб ночью она не становилась мертвой. В представленном проекте мы не видим свежих инновационных решений, которые сегодня применяются в мире».

Rostov-on-Don_Aerocity_!view09a.jpg
Поделиться
//Фото: Андрей Асадов

Также архитектор раскритиковал решение о переносе правительства на новую территорию.«Перенос правительства Ростовской области на новую локацию я тоже считаю неправильным, — сказал Сергей Алексеев. — Существующее здание правительства на площади Советов моет вместить все областные управленческие структуры и место еще останется. Оно специально построено грамотно для этих целей. Эта деталь важна, так как я считаю перенос центральных областных функций на территорию старого аэропорта нерациональным».

Проекту не хватает публичности

Представители профессионального архитектурного сообщества убеждены, что снять часть вышеобозначенных вопросов к проекту помог бы конкурс на разработку архитектурной концепции.

Как заявил основатель и главный архитектор архитектурного бюро ООО «Новая Р.А.С.А.»Андрей Дойницын, у большинства профессионалов много вопросов к проекту: «На мой взгляд, функциональное зонирование могло бы быть и другим. Меня волнует присутствие закрытых квартальных структур — дворы-колодцы. Не хватает уникальных пространств, интересных для всех жителей города. Понятно, что есть реалии жизни, но, на мой взгляд, это огромное пространство можно было организовать и по-другому. Идей много, каждая профессиональная группа могла бы их выдвинуть. Без конкурса здесь не обойтись. Результатом такого конкурса стало бы формирование техзадания, которое бы послужило основой для проектировщиков. Город должен знать, что появится на месте старого аэропорта», — считает архитектор.

IMG_6067.jpg
Поделиться
Директор ООО Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр» Сергей Трухачев //Фото: «Эксперт Юг»

Подтверждая доводы своего коллеги, директор ООО Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр» Сергей Трухачев, который ранее самостоятельно разрабатывал концепцию освоения территории старого аэропорта, привел пример Волгограда, где сегодня идет отбор концепции по освоению земель бывшего тракторного завода. По масштабам и важности эта зона сопоставима с Ростовским бывшим аэропортом. В Волгограде для выбора концепции организован международный конкурс.

«Городское сообщество в Волгограде понимает, что осваивать такую большую территорию невозможно без тщательно продуманной архитектурной концепции, отбор которой должен происходить на конкурсной основе, — подчеркивает Сергей Трухачев. — И это понимание в таком же южном городе-миллионнике ключевым образом отличается от келейного подхода, реализуемого в Ростове. Мы сегодня не видим широкого общественного обсуждения и участия в разработке концепции профессионального сообщества и горожан. Я надеюсь, что поскольку проект планировки и межевания территории бывшего аэропорта еще не начат, то не поздно изменить этот подход».

Работа по планировке только начинается

Уточняя статус концепции, Андрей Асадов пояснил, сегодня проект получил принципиальное одобрение. «Получился своеобразный дизайн-код для будущего района, на основе которого началась разработка проекта планировки территории, а также подготовка другой необходимой документации», — заявил Асадов.

Как отметил Игорь Далаксакуашвили, работа по разработке проекта планировки и межевания только началась. «Предположительно, эта работа будет завершена к марту следующего года. В процессе разработки мы планируем привлекать экспертов из профессионального сообщества и специалистов и, разумеется, будут общественные слушания», — рассказал Далаксакуашвили.

Сергей Трухачев рассказал, что по рассчетам ООО Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр», проведенных в рамках разработки концепции освоения территории старого аэропорта в 2021 году, предположительные отчисления в бюджет региона при освоении территории старого аэропорта в Ростове могут составить от 3,4 млрд рублей до 5,5 млрд рублей в год. Федеральные налоговые отчисления могут быть еще больше. При этом, оценивая объем инвестиций, необходимых для финансирования проекта, эксперты полагают, что речь идет о сотнях миллиардов рублей.

НПО ЮГЦ.jpg
Поделиться
Инвестиционная карта из концепции освоения старого аэропорта ООО  Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр» //Фото: Сергей Трухачев

Председатель правления Ростовской областной организации «Союз архитекторов России», глава архитектурного бюро «Среда»Алексей Полянский, отметил, что Ростов действительно нуждается в таком крупном проекте.

«То, что сегодня внимание профессионального сообщества сосредоточено на данном проекте, должно принести нам определенные дивиденды, — считает Полянский. — Этот интерес нужно поддерживать. Хотелось бы, чтоб отдельные объекты на территории старого аэропорта были реализованы с помощью конкурсной основы. Мы должны сделать все возможное, чтобы проект принес пользу нашему градостроительному комплексу. Говорить о долгосрочной перспективе сейчас рано. Я думаю, что лучше осваивать эту территорию вдолгую, потому что город мы сегодня знаем мало и нужно понять его долгосрочные потребности».

IMG_6198.jpg
Поделиться
Круглый стол «Каким будет новый центр ростовской агломерации» //Фото: «Эксперт Юг»
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1