фото: zalivkerch.com
Поделиться
Накануне источник ТАСС в ВПК сообщил, что министерство обороны планирует подписать контракт на постройку первых двух российских универсальных десантных кораблей (УДК) до конца апреля. Источник добавил, что «по сформированному главкоматом ВМФ техническому заданию подготовлен технический проект на эти корабли». Закладка вертолетоносцев будет приурочена к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и планируется на начало мая. Он не раскрыл предполагаемую сумму сделки.
Водоизмещение кораблей нового для отечественного флота класса составит 25 тыс. тонн, максимальная длина — около 220 м. Один российский УДК будет нести на борту более 20 тяжелых вертолетов, получит доковую камеру для десантных катеров и сможет перевозить до 900 морпехов. Техническая готовность построить корабли подобного типа завод подтвердил. Завод «Залив» в Керчи имеет стапельное место для постройки судов длиной до 300 м и шириной до 50 м, что позволяет ему строить корабли водоизмещением более 150 тыс. тонн. Корабли этого класса в России и СССР не строились.
Приблизительную стоимость госконтракта можно высчитать, исходя из сравнений с аналогичными контрактами. Например, в 2011 году Россия заказала во Франции два универсальных десантных корабля-вертолетоносца типа Mistral стоимостью 1,2 миллиарда евро (свыше 84 млрд рублей по нынешнему курсу). Однако в итоге две уже построенные боевые единицы так и не были переданы заказчику: под давлением партнеров по НАТО Франция решила аннулировать контракт с выплатой неустойки. Уже построенные корабли были в итоге проданы Египту.
Поделиться
Вертолетоносцы типа Mistral, изготовленные по заказу России, во французском порту//Ru.euronews.com
Если принять эту стоимость за основу, то это один из самых крупных контрактов в сфере ВПК, из тех, что реализуются на Юге. Как правило, стоимость контрактов не разглашается. Впрочем, сопоставляя стоимость некоторой техники на мировом рынке с объемами ее заказа, высчитать приблизительную стоимость все же возможно. Так, например, в декабре 2019 года со ссылкой на одного из руководителей госкорпорации Ростех Анатолия Сердюкова (бывший министр обороны) сообщалось, что до 2027 года «Роствертол» поставит для нужд армии 98 вертолетов Ми-28НМ. По данным портала Аircraftcompare.com, который специализируется на сборе и анализе информации об авиационной технике, стоимость этого вертолета колеблется от $16,8 млн до $18 млн. То есть цена этого контракта по нынешнему курсу может составить 107-115 млрд рублей.
Выборы керченского завода для столь важного госзаказа обусловлен как причинами технического характера (суда такого размера в России можно строить только на вервях «Севмаша» в Архангельской области). Также он находится в наиболее благоприятных климатических условиях из всех судостроительных предприятий России, обладает, как уже сказано, крупнейшим доком, позволяющим при необходимости даже строить авианосцы. В настоящее время завод уже привлечен к постройке некоторых малых боевых единиц для ВМФ России.
Поделиться
Мощности «СЗ Залив» позволяются строить суда водоизмещением до 150 тыс. т//zalivkerch.com
«Залив» был одним из самых серьезных предприятий судостроительной отрасли Украины, специализирующимся на коммерческом судостроении, строительстве судов для нефтегазового сектора, изготовлении офшорных конструкций и продукции судового машиностроения. В 1980-1996 годах завод строил серию танкеров дедвейтом 65 тыс. тонн.
Между тем, интересна история с историей владения предприятия и его нынешними собственниками. До 2014 года завод принадлежал структурам украинского олигарха Константина Жеваго. Однако в августе того же года, уже после воссоединения Крыма с Россией министерство связи Крыма распространило релиз от завода «Залив», в котором говорилось, что «сотрудники предприятия и самообороны Крыма пришли на производство и не допустили на него ключевых менеджеров предприятия. Также было сказано, что ключевой акционер предприятия Константин Жеваго «тоже отстранен от руководства».
На следующий день уже само ОАО «Керченский судостроительный завод "Залив"» от имени руководства и акционеров заявило, что произошел рейдерский захват. Некое московское ООО «Керченский судостроительный завод "Залив"» (ООО «СЗ Залив»), созданное 12 августа, прислало в Керчь своих представителей, которые провели собрание с трудовым коллективом. Они, как сообщалось в релизе, пытались принудить заключить договоры аренды с московским юридическим лицом и перевести туда ключевые производственные мощности.
Еще в релизе старого менеджмента и акционеров «Залива» говорилось о том, что контроль над ним пытается получить ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (входит в холдинговую компанию «Ак Барс», принадлежащую структурам правительства Республики Татарстан) и его представитель Андрей Жердев. 25 августа 2014 года на собрании коллектива «Залива» объявлено о том, что ООО «СЗ Залив»» взяло в долгосрочную аренду все производственные мощности ОАО «Залив». В пресс-службе зеленодольского предприятия «Эксперту Юг» подтвердили, что керченский «Залив» сейчас контролируется предприятием группы «Ак Барс», поэтому по всем вопросам относительно его заказов необходимо обращаться к ним.
Сейчас, по данным ИАС Seldon.Basis, собственниками ООО «СЗ Залив» являются Руслан Камалов и Александр Макеев (по 35%). Еще 30% у АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы». Компаниями-собственниками этого АО (зарегистрирован по тому же адресу в Керчи, что и ООО «СЗ Залив», и бывший ОАО «СЗ Залив» — на улице Танкистов,4) являются ООО «Энкор» (40%) и ООО «Вэста» (60%), владельцами которых выступают некие Галяметдин Шейхутдинов и Рашит Кадямов. Шейхутдинов также учредитель ООО «Залив-Порт» (также зарегистрирована по адресу: ул. Танкистов, 4). Кадямов помимо прочего, является соучредителем инвесткомпании «Сигма-Инвест» из Самары и торговой компании «Татевроцемент». Финансовая отчетность этих компаний в открытой базе данных отсутствует. Камалов является владельцем «СЗ Залив» с 15 июня 2018 года. Макеев — с 13 марта 2019 года. Каких-либо компаний они больше не учреждали и не возглавляли.