16 июня Комитет Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении правительственный законопроект о введении курортного сбора в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Напомним, что Правительство РФ предложило ввести курортный сбор в России за пользование курортной инфраструктурой в размере до 100 рублей. Представители туристического бизнеса предупреждают: выиграет от введения сбора только главный конкурент российским курортам — Турция, а юристы называют законопроект и вовсе неконституционным.
По словам заместителя генерального директора поуправлению гостиничным фондом НАО «Красная поляна» Василия Попандопуло, средний доход туристов, которые приезжают отдыхать в сочинский кластер, составляет около 30 тыс. рублей, 70% туристов приезжают на срок до трех дней, тогда как средний срок пребывания в Турции — это семь дней. Кроме того, транспортная составляющая формирует пока довольно высокую долю в затратах на отдых на курортах Краснодарского края. «Понятно, что введение курортного сбора стимулирует отток туриста, особенно в условиях падения реальных доходов населения», — считает Василий Попандопуло.
«Российский туристический рынок и так непрозрачен, а введение курортного сбора только усилит уход в теневой сектор как предпринимателей, так и туристов», — добавил председатель совета директоров ГК Undersan — туристического холдинга полного цикла Евгений Бромберг.
По словам генерального директора ООО «Национальная юридическая компания «Митра» Юрия Мирзоева, законопроект в том виде, в котором представлен сейчас, носит неконституционный характер и нарушает основные принципы построения налогового законодательства. Так как всем понятен налоговый характер данного сбора, то маскировка его под неналоговый платеж воспринимается как попытка обойти закон. Кроме того, если курортный сбор будет введен, он создаст административные барьеры для туристов и увеличит себестоимость услуг у операторов сборов, что, несомненно, отразится на цене размещения. «Курортный сбор подразумевает ряд льгот для различных категорий населения. Чем больше льгот, тем больше издержек при администрировании сбора и неудобств для туристов и жителей курортных городов. Оператор будет требовать кучу документов. Вы приезжаете, к примеру, в Сочи, и вам нужно не забыть собрать справки, чтобы доказать, что вы имеете право на льготы», — сказал Юрий Мирзоев. «Законодатель ссылается на мировой опыт, — продолжает генеральный директор «Митры». — Но, во-первых, в мировых столицах туризма курортный сбор дифференцирован, во-вторых, он введен именно там, где есть круглогодичный туристический поток, в основном, иностранный, это способ изъятия денег из чужих экономик». Юрий Мирзоев напоминает, что у основного конкурента курортов Краснодарского края, Турции, курортного сбора нет, что станет для него дополнительным преимуществом. В России от курортного сбора выиграет только теневой сектор, так как официальный турист будет стоить бизнесу дороже теневого. «Мы получим увеличение доли теневого сектора, с которым боремся, и падения налоговых поступлений в целом по иным налогам. Более того, расходы на администрирование данного сбора (с учетом механизма, предусмотренного в законопроекте) с большой долей вероятности будут сопоставимы с поступлениями от него», — добавил он.
Директор сочинского санатория «Знание» Дмитрий Богданов согласен с законодателем только в одном— бюджетных средств на развитие курортной инфраструктуры действительно не хватает, но проблему не решить введением курортного сбора. «Система межбюджетных отношений устроена так, что в бюджете города и края есть деньги, которыххватает только на обеспечение социальных вопросов местного населения, — прокомментировал Дмитрий Богданов. — Законы и финансовая система никоим образом не учитывают того, что курортные города принимают у себя огромное число туристов из других регионов – и местная инфраструктура терпит пиковые нагрузки в сезон, а муниципальные власти просто обречены на постоянные ЧП и авралы». По его словам, выход здесь один – корректировка межбюджетных отношений с федеральным уровнем. «То есть, если наши курорты решают задачу общефедеральную, то федеральный бюджет должен внести свою серьезную лепту в оплату возникающих у городов – курортов расходов», — добавил он.
Инициатор законопроекта о курортном сборе — Министерство по делам Северного Кавказа. Авторы проекта считают, что курортный сбор позволит создать условия для инвестиций в курортную инфраструктуру, на которую не хватает средств из госбюджетов. При этом регионы решают сами, вводить или не вводить курортный сбор на своей территории и сами устанавливают размер сбора исходя из максимального уровня в 100 рублей в день.
От курортного сбора должны быть освобождены дети до 18 лет, инвалиды и сопровождающие их лица, ветерана и герои СССР и России, социалистического труда, чернобыльцы. Власти субъектов, где есть курорты, высказалисьза введение курортного сбора. В Краснодарском крае курортный сбор, скорее всего, будет введен как налоговый платеж и будет дифференцирован. Отрицательную оценку законопроекту давало Минэкономразвития. Проект также был раскритикован Общественной палатой РФ. А президент страны Владимир Путин одобрил курортный сбор, но призвал «делать это очень аккуратно, не задирая платежи, незаметно для отдыхающих».
Межрегиональный форум «Устойчивый конкурентоспособный регион» проходил в Краснодаре 15 и 16 июня в гостинице «Интурист».Организаторами мероприятия выступают медиакомпания «Эксперт Юг» и консорциум Леонтьевский центр — AV Group. Соорганизаторы — Администрация Краснодарского края, Министерство экономики Краснодарского края, Краснодарское отделение «Опора России», Краснодарское региональное отделение РСПП. Партнёры Форума — Адвокатское бюро Краснодарского края «Домащенко и партнёры», компания «Амвэй», ООО «Национальная юридическая компания «Митра», аудиторская фирма «Фабер Лекс», отель IBIS Краснодар, ООО «Коммерческий банк "Кубань Кредит"».