Глава совета директоров ОТЭКО Мишель Литвак (слева) и губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.// Фото пресс-службы администрации края
О старте проекта реконструкции Таманской базы нефти и нефтепродуктов сообщила пресс-служба администрации Краснодарского края со ссылкой на главу региона Вениамина Кондратьева. Инвестором проекта выступает группа компаний «ОТЭКО» Мишеля Литвака (штаб-квартира в Москве), которая с 2012 года развивает портово-промышленную инфраструктуру порта Тамань (с общим объемом вложений к 2021 году порядка 8 млрд долларов). В конце мая экспертная межведомственная инвестиционная комиссия Краснодарского края не только одобрила проект «Реконструкция Таманской базы нефти и нефтепродуктов и строительство дополнительных резервуаров», но и присвоила ему «особый статус». «Это важный этап соглашения, позволяющий инвестору получать землю без торгов, претендовать на налоговые преференции, — цитирует Кондратьева его пресс-служба. — Край принял решение о предоставлении четырех новых земельных участков общей площадью 1,3 гектара под (этот) проект».
Этот шаг был сделан после того, как президент России Владимир Путин призвал власти Кубани и Минтранс РФ предоставить инвестору порта в Тамани разумные условия для работы.
По данным пресс-службы губернатора, реконструкция Таманской нефтебазы предусматривает, в частности, строительство дополнительных резервуаров. Это позволит увеличить перевалку бензина и дизельного топлива в порту Тамань до 1,6 млн тонн в год. Общий объем инвестиций в проект составит 2,4 млрд рублей.
Запрос «Эксперта ЮГ» в ГК «ОТЭКО» пока остался без ответа. По данным с сайта компании, Таманский перегрузочный комплекс (ТПК, ЗАО «Таманьнефтегаз») нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ) — самый современный морской терминал в российской акватории Азово-Черноморского бассейна. База была построена «ОТЭКО» и введена в эксплуатацию в 2012 году. ТПК способен перегружать на морские суда дедвейтом до 160 тысяч тонн разнообразную номенклатуру нефтепродуктов, в том числе: мазут и вакуумный газойль, газовый конденсат и сжиженные углеводородные газы (СУГ), а также светлые нефтепродукты. При необходимости инфраструктура комплекса может быть переориентирована на хранение и перевалку наиболее востребованных на рынке нефтепродуктов. По состоянию на 2018 год резервуарный парк комплекса насчитывал 27 хранилищ общим объемом 850 тыс. кубометров для хранения жидких нефтепродуктов, а также комплекс резервуаров для хранения СУГ на 28,8 тыс. куб. метров. Последние годы «ОТЭКО» реализует программу по развитию ТПК, которая включает проекты по модернизации базы нефтепродуктов и развитию перевалки СУГ. Так, в рамках программы модернизации нефтебазы компания ввела в 2019 году четыре дополнительных резервуара общим объёмом 160 тыс. кубометров. Общий объем хранения бензина, дизтоплива и др. продуктов переработки нефти превысил 1 млн кубов. «Это создало дополнительные возможности по увеличению объемов перевалки для клиентов комплекса», — подчеркивается в сообщении. Теперь у компании новый проект реконструкции комплекса, который, в соответствии со стратегией развития портово-промышленной инфраструктуры порта Тамань «ОТЭКО» планирует завершить к 2021 году.
По данным ИАС Seldon.Basis, ЗАО «Таманьнефтегаз» создано в ноябре 1993 года в поселке Волна Темрюкского района Краснодарского края. В уставном капитале — более 1 млрд рублей. Основная специализация — транспортная обработка грузов. По итогам 2018 года, выручка компании снизилась на 7% и составила 14,31 млрд рулей, убыток компании составил 1,1 млрд рублей. Гендиректор — Александр Меткин, является также учредителем охранных фирм «Зевс» и «Баярд», расположенных по тому же адресу, что и «Таманьнефтегаз». Помимо этого, г-н Меткин возглавляет и ООО «ОТЭКО-Портсервис»: оно специализируется на транспортной обработке грузов, работает на Таманском полуострове с августа 2006 года и является малым предприятием (выручка по итогам 2018 года — более 353,5 млн рулей). Его основной учредитель — компания с ограниченной ответственностью «ИНФРАСИС ГРУП ЛТД».
Соглашение, в рамках которого оно реализуется, руководство ГК заключило с администрацией Краснодарского края еще в 2016 году, на Российском инвестиционном Форуме в Сочи. Представители «ОТЭКО» тогда заявили, что в качестве инвестора и заказчика проекта ГК инвестирует в общей сложности 6 млрд долларов в придачу к уже вложенным 2 млрд долларов. инвестор намеревался создать на Таманском полуострове индустриальный парк, в состав которого войдут шесть заводов по переработке и производству химических веществ, заводы по переработке сои и производству комбикормов, тепличный комплекс, пять терминальных перегрузочных комплексов. Так, компания запланировала запуск навалочного терминала на 35 млн тонн, к строительству которого приступила в 2014 году, и терминала зернового — на 14,5 млн тонн в год. Помимо этого, часть средств «ОТЭКО» направляла на подготовку к запуску сухого терминала и развитие, совместно с РЖД, железнодорожной инфраструктуры.
«К 2018 году вся инфраструктура будет готова, нам понадобится построить только сами заводы, — цитировал три года назад гендиректора ОТЭКО Сергея Губинца сайт компании. — В (частности) в планах до 2021 года: завод по производству аммиака мощностью 2,5 миллиона тонн в год,Второй завод — это карбамид, мощностью 2 миллиона тонн в год. Третий — по производству метанола (3,5 миллиона тонн в год). Следующее предприятие — завод по переработке широкой фракции легких углеводородов годовой мощностью порядка 1 миллион тонн в год. Затем построим завод высокооктановых компонентов для бензина из нафты на 1 миллион, и из СУГ — аналогичной мощности. Кроме того, в наших планах ещё и завод по переработке сои мощностью 1 миллион тонн».
По замыслу инвестора, после завершения строительства парка Тамань превратится в «настоящий индустриальный центр Кубани, для которого потребуются тысячи новых рабочих мест». Его продукция будет переваливаться через те же терминалы ОТЭКО. Кстати, дноуглубительные работы, которые сейчас проводятся в порту Тамани, позволят ему принимать суда дедвейтом до 220 тысяч тонн, которые пока заходят только в Новороссийск. Однако, считают в ОТЭКО, Тамань логистически более выгодна для российских и казахстанских зерновиков и экспортёров углеводородов, чем загруженный Новороссийск.
«Мы сотрудничаем уже не первый год. В результате, создано более 11 тысяч рабочих мест, — говорит Вениамин Кондратьев (цитата по пресс-релизу). — Несмотря на экономические потрясения, реализация проектов не приостанавливалась. Реконструкция Таманской базы нефти и нефтепродуктов — это небольшая ступень к созданию Южного экспортно-импортного хаба. Мы продолжаем расширение экспорта, ищем выход на новые рынки, поэтому важно развивать транспортные узлы и наращивать мощности предприятий, которые там расположены».
По данным пресс-службы администрации Кубани, создание Южного хаба входит в стратегию развития Краснодарского края до 2030 года. Такой проект включает развитие сети портов, аэропортов и промышленно-логистических центров. «Планируется, что хаб станет основным транспортным узлом южных и кавказских регионов для экспорта и импорта грузов, так как большая часть суммарного грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна проходит через Краснодарский край», — резюмируют в пресс-службе кубанской администрации.
«Еще лет 17 назад в России началась дискуссия о том, где на Черном море должен быть новый крупный порт, поскольку возможности Новороссийского и Туапсинского портов исчерпаны, — напоминает гендиректор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. — Выбор территории осложнялся тем, что на Черноморском побережье (без учета Крыма), очень мало бухт, пригодных для развития портовой инфраструктуры: 13 километров из 270. Пригодная для этого Тамань, как альтернатива тому же Новороссийску, на официальном уровне не рассматривалась. Пока в стране шли разговоры, инвесторы сами взялись за развитие Тамани. Вариант, когда не государство, а бизнес решает, где и как развиваться, оказался правильным».