105 110 14

«Пандемия резко изменила отношение к ИТ со стороны бизнеса»

9284
8 минут

Технологии удаленной работы изменили не только привычную модель коммуникаций, но и бизнес-модель многих компаний. Выросла зависимость и от ИТ-решений. Среди технологий-лидеров по росту спроса — удаленный десктоп, решения по видеоконференцсвязи, облачные сервисы.

«Пандемия резко изменила отношение к ИТ со стороны бизнеса»

Руководитель департамента по работе с клиентами Softline в ЮФО и СКФО Илья Теслин//Фото: компании Softline
Поделиться
Невозможность полноценно работать в режиме онлайн, внезапно наступившая в апреле 2020 года, стала для многих компаний крайне неприятным сюрпризом, и средства организации удаленной работы стали как никогда актуальными. Однако модель удаленной работы отличается от привычной, и подход к организации нужен особый. Об этом мы поговорили с Ильей Теслиным, руководителем департамента по работе с клиентами Softline в ЮФО и СКФО.

Пандемия заставила переоценить свои возможности


— Как пандемия и последовавший локдаун сказались работе бизнеса? Какие типичные проблемы его беспокоили?
— Когда в марте стало понятно, что страна уходит в локдаун, часть клиентов и их инфраструктура уже была готова к удалённой работе. Но в большинстве случаев начало локдауна было подобно хаосу, и никто не понимал, что делать и куда бежать. В апреле все поняли, что нам какое-то время придется работать из дома, и принялись выстраивать новые схемы коммуникаций — не только во внутренней корпоративной сети, но с включением некоторых удалённых точек подключения, удалённых пользователей в режиме хоум-офис. Для многих потребовались новые ИТ-инструменты — в первую очередь это приложения, позволяющие работать в режиме удаленного рабочего стола, с которым можно работать, например, с домашнего ПК. А вторым важным фактором стала видеоконференцсвязь, необходимая для проведения совещаний и планёрок, а также и для возможного межличностного общения, к которому все привыкли в офисе. Именно на такие решения сразу вырос спрос.

Компании, которые относятся скорее к среднему бизнесу, как правило, уже имели опыт работы с RDP (протокол удаленного рабочего стола — прим. ред), с удалёнными рабочими столами, им необходимо было лишь настроить возможность удалённого подключения к RDP-серверам. Локдаун не стал для них катастрофой. Плюс, у многих уже была богатая практика работы в Skype и Teams. Впрочем, другие быстро освоили программы типа Zoom или приложения для совместной работы от Google. Это и были шаги, которые позволили в том или ином виде продолжить работать.

— А как обстояли дела у малых и микропредприятий, не так часто использующих современные ИТ-инструменты?
— Как правило, малые компании либо трансформировались в хоум-офис, либо сильно сократили объемы работы. Что касается микробизнеса — мне кажется, он почти весь остановился. Во всяком случае со стороны таких предприятий мы всплеска запросов не увидели. Наверное, кто-то просто забрал технику по домам, а кто-то приостановил работу — к примеру ритейл, предприятия общественного питания, сфера услуг и др.

Однако после первого шока, когда стало очевидно, что ограничения с нами на достаточно долгое время, многие стали искать способы хоть как-то включить удаленных сотрудников в работу. Тут уже сориентировались многие вендоры, и начали предлагать свои продукты именно в режиме пилотов в режиме пилотов. Это были и решения по информационной безопасности, и другое востребованное ПО — например, в пилотном режиме был доступен Microsoft Teams: производитель предложил бесплатное использование на срок от 3 до 6 месяцев. Это на самом деле дальновидный шаг: сейчас, когда активность уже в стадии восстановления, многие продолжают использовать Teams и другие продукты, которые успели попробовать в последнее время. 

Кстати, волна спроса коснулась и отечественного ПО — например, у нас выросли продажи отечественного комплекса для совместной работы «Экспресс» — он, как и зарубежные аналоги, включает в себя средства общения, коммуникации, в том числе и ВКС-связи.

— На что стоит ориентироваться предпринимателям — десктопные решения, или, возможно, облачные сервисы?
— В моем понимании десктопные и облачные решения — это не взаимозаменяемые вещи. Мы являемся одним из основных операторов облачных услуг в России уже не первый год, и накопленная экспертиза позволяет судить перспективах как одного, так и другого класса решений. В облаке сегодня можно развернуть как удалённое виртуальное рабочее место, так и виртуальный сервер. Облачные решения — серьезная точка роста, и тренд тут очевиден, последний год это ярко показал. Классические приложения, традиционно считающиеся десктопными, такие как, например, «1С», офисные программы Microsoft, приложения для графики и др., сегодня могут без проблем предоставляться как сервис, располагаясь в том числе и в нашем облаке SL Cloud, или на зарубежных площадках типа Azure, Amazon, Google и др. 

Что касается персональных приложений — есть большой опыт вынесения их на облачные мощности с доступом через RDP. Человек полноценно работает со своего компьютера из дома в виртуальной среде. Однако те клиенты, которые еще до пандемии перенесли свою инфраструктуру в облако, ощутили все преимущества такого подхода. Во-первых, это масштабируемость. Потребность в вычислительных мощностях, как только наступила пандемия, сократилась кратно: меньше людей стало работать в «1С», меньше стало транзакций, отпала необходимость каких-то графических вычислений, рисования проектов и т.п. Есть реальные кейсы, где клиент «сократился» втрое: у него была виртуальная инфраструктура в 10 условных единиц, и она уменьшилась до трёх условных единиц, причём первые три месяца пандемии он использовал её именно в дежурном режиме, когда время от времени нужно бухгалтеру войти и сдать какую-то отчётность, либо провести какую-то транзакцию, подписать 
документы с помощью ЭЦП и т.п.

Ближе к середине лета ограничения начали сниматься, появилась возможность уже как-то работать, например, для сетей магазинов или заведений общепита, и потребности в мощностях снова стали расти, а к сентябрю основная масса клиентов вышла на допандемийный уровень потребления вычислительных ресурсов. Вот в этом аспекте наш клиент очень много выиграл, потому что 
когда вы покупаете технику в серверную, вы её никуда не денете — разве что продадите с большим дисконтом. В облаке же вы просто сокращаете объем мощностей или сервисов, и не платите за невостребованные ресурсы. А когда потребность возвращается, все решается опять же в несколько кликов.

Другой очевидный плюс — информационная безопасность. У нас развернуто три кордона безопасности, два периметра сети и так далее. Плюс резервирование, плюс доступность сервиса, которую мы гарантируем. 

Локальная инфраструктура предприятий малого и среднего бизнеса, а иногда даже крупного, таких показателей надежности и безопасности обеспечить не может. Что радует, клиент начал считать стоимость времени простоя. То есть, мы стоим один день — значит, мы не заработали, скажем, 500 тысяч рублей. Собственники бизнеса бизнес начинают оценивать ИТ-сектор не как исключительно затратную часть, роль которой в образовании прибыли неочевидна, а как серьезную опору, в которую необходимо вкладывать. Именно пандемийные события четко показали, что бизнес очень зависим от ИТ, что ИТ — это не просто «чёрная дыра», в которую безвозвратно уходят деньги. 

Вопрос безопасности вышел на первый план

— Многие пользователи пересели в период локдауна за свои домашние ПК, которые не обслуживались системным администратором, и безопасность которых часто под огромным вопросом. Как быть с этим моментом?
— Возможны несколько решений. Во-первых — двухфакторная аутентификация: когда вы подключаетесь к внешним сервисам не только через пароль, но и с помощью СМС-кода. Во-вторых — обязательно использование антивируса. Наши партнеры, занимающиеся решениями по компьютерной безопасности, кстати, также на период острой фазы борьбы с пандемией выдавали пользователям пробные ключи с достаточно длительным сроком бесплатного использования, от трёх месяцев — такие решения можно было установить и на домашнем компьютере в том числе. Плюс, конечно, нужен безопасный канал обмена данными с корпоративной сетью — для этих целей применяется технология VPN (виртуальная частная сеть — прим. ред.). VPN-туннель можно организовать либо встроенными средствами Microsoft, либо с использованием операционных систем семейства Linux/Unix, либо с использованием сервиса от поставщиков соответствующих услуг.

— Информационная безопасность стала острой темой на всех уровнях?
— Да, и пандемия актуализировала вопросы, связанные с ней. Плюс громкие атаки на крупные корпоративные системы, выявление новых уязвимостей в ПО и «железе» — и в результате растет спрос как на знания, так и на решения в этой сфере. Хорошо, что за последние несколько лет Группа компаний Softline успела пополниться, в том числе и вследствие покупки других компаний, несколькими высокопрофессиональными командами, специализирующимися как раз на такого рода решениях. В результате у нас теперь есть экспертиза, позволяющая заниматься аудитом информационных систем с точки зрения безопасности, расследованиями инцидентов, квалифицированным ИБ-консалтингом.

— Не исключено, что ограничения вернутся. Как бизнесу можно подготовиться к такой ситуации, минимизировать возможные потери в таких случаях?
— Думаю, в первую очередь надо формировать гибридную инфраструктуру, которая включает в себя не только локальные, но и облачные вычислительные мощности. Либо полностью переносить ее в облако. Это дает гибкость, масштабируемость как со знаком плюс, так и минус. Необходимо уделять внимание информационной безопасности, использовать помимо антивирусной защиты VPN и двухфакторную аутентификацию. Стоит внедрить практику использования RDP, что может быть сопряжено с закупкой новых лицензий на операционные системы — некоторые версии Windows нельзя использовать в виртуальных машинах для организации виртуального десктопа.

Плюс переходить на использование современных платформ для совместной работы, которые обладают сегодня просто замечательными возможностями — например, Microsoft 365.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1