Дмитрий Резниченко
Российский государственный цирк сегодня имеет два багажа прошлого — блистательного советского наследия, которое сделало цирк национальным брендом, таким же как русский балет, литература и полёт Гагарина, и наследия новой России с её хроническим недофинансированием культуры и убыточностью госучреждений. Два года назад государственная компания «Росгосцирк» сменила руководителя. Цирк возглавил Вадим Гаглоев — совладелец театра-цирка «Кракатук» — одного из самых ярких феноменов в цирковом искусстве современной России. Одновременно с этим в цирк пришли около 20 новых региональных директоров (всего в ведении «Росгосцирка» — 43 стационарных цирка). Ростовский цирк возглавил Дмитрий Резниченко — совладелец концертного агентства «Мир».
При этом ростовский цирк — это больше, чем структура федеральной госкомпании. В Ростове-на-Дону действует цирковая школа имени Владилена Левшина — титулованного режиссёра цирковых акробатических номеров. Само здание цирка входит в список архитектурных памятников регионального значения. Дмитрию Резниченко доверили управлять всем этим наследием с амбициозной задачей - поднимать былое величие российского циркового искусства. За год новый директор сумел войти в программу по сохранности памятников, и теперь здание цирка будут капитально ремонтировать, создал попечительский совет и сделал так, что весь город помогает цирку.
— Как вы оказались в цирке?
— Я приехал в Москву по просьбе руководства «Росгосцирка», которому нужна была моя консультация. В процессе общения мне предложили возглавить ростовский цирк, сказав: «Можешь взять Ростовский цирк? У вас такой цирк красивый и необычный, но чахнет совсем». Я сразу согласился.
— А зачем вам, совладельцу самого успешного концертного агентства, цирк?
— У меня здесь небольшой оклад. Естественно, я здесь не из-за денег. Я это называю «интуицией времени». Я просто чувствую, что здесь огромнейший ресурс, который ещё до конца не оценила даже наша местная администрация.
— Чего они не понимают?
— Когда я разговариваю с кем-то в высоких кабинетах, часто слышу вопрос: «А что, в цирк ходят?». Вы шутите? Цирк — это место, куда приходят до 200 тысяч человек в год. Это и ростовчане, и жители области. При этом цирк — федеральное предприятие, на которое регион не тратит ни копейки.
— Допустим, они осознали. Чем они могут помочь цирку?
— Снизить налоговое бремя. Налог на имущество — этом местный налог, он может быть снижен. Мы всё время платили по коэффициенту 0,8, в этом году его повысили до 1,5. Он практически удвоился. Я надеюсь, что администрация нас услышит, мы в диалоге. Например, в Ставропольском крае депутаты проголосовали за снижение налога на имущество в цирке.
— Какие задачи перед вами ставят в «Росгосцирке»?
— Оптимизация, повышение ликвидности объекта. Глобальная задача — капитальный ремонт здания цирка. Когда мы начали выяснять, как войти в программу капитального ремонта, оказалось, что в цирке 9 лет не оформлены документы, нет даже права собственности РФ, не оформлено оперативное управление, арестованы объекты недвижимости, земля, счета. Совместно с Дмитрием Грабом, который в свое время работал ведущим юристом агрохолдинга «Юг Руси», те проблемы, которые не решались 9 лет, мы решили за два месяца. Сегодня Минкульт РФ уже провёл первый тендер на проектно-сметную документацию на сумму 42,5 млн рублей. Проект будет готов к апрелю. Тогда станет ясно, сколько средств нужно на капитальный ремонт здания цирка.
— Прежние недоработки — проблема команды? Вам пришлось собирать новых людей?
— Прежняя команда делала все, что могла, исходя из своих ресурсов. Эта команда пережила 90-е годы, а это дорогого стоит! Но времена поменялись сильно. Да, пришлось искать новых людей. Например, бывший главбух — прекрасная женщина, проработавшая в цирке много лет. При первой же встрече со мной она попросила снять с нее это бремя, сказав, что ей очень тяжело, что у неё даже нет высшего образования, и что когда-то её просто попросили закрыть год, и она как-то осталась в должности главного бухгалтера. В итоге сейчас в команду пришла главный бухгалтер Елена Сакун, за плечами у которой президентская программа, стажировка в Японии, управление бухгалтерией филиала крупной коммерческой компании федерального уровня. Сейчас с ней советуются бухгалтера всех 40 цирков «Росгосцирка». Была у нас здесь ещё бухгалтер-кассир. 74 года. Прекрасный специалист, ни одной ошибки. Написала заявление в тот день, когда мы приобрели машинку для счёта денег. Сказала: «Я только руками буду считать». В итоге работает сейчас контролером — не может без цирка. Мы очень ценим нашего главного инженера из старой команды, который 20 лет работает в цирке. Сейчас ему 71 год. Он готовит преемника — человека, который, образно говоря, следующие 20 лет будет заниматься Ростовским цирком.
— Расскажите о попечительском совете цирка.
— Идея о создании попечительского совета возникла сразу, как я пришел в цирк. Я 4 года состою в общественном совете при УВД Ростова-на-Дону, вхожу в ростовский «Клуб 2015». Так что я знаю, что попечительский совет — это не пустой звук. Деловые люди нашего города способны объединиться, чтобы делать вполне реальные дела. Цирку в Ростове хотят помочь и помогают многие замечательные люди. Социальная роль объекта, связанный с ним общественный резонанс — любое участие в таких проектах рано или поздно монетизируется. Хотя, по-моему, многим достаточно понимания того, что мы вместе делаем большое хорошее дело.
— Есть уже результаты работы попечительского совета?
— Попечительский совет возглавила директор компании «Мастер-блеск» Ирина Павлова. Ей мы обязаны современной технологией уборки цирка, которая обходится нам почти в три раза дешевле рыночной стоимости. Артём Панченко (известный ростовский ресторатор) — вице-президент попечительского совета. Он помог открыть буфет, который 30 лет был закрыт! Сегодня в буфете новая мебель, отреставрированный паркет и даже собственная выпечка. Обивка кресел в зале была в самом удручающем состоянии. «Мегафон» помог нам изготовить мягкие чехлы для кресел в цирке. Мера временная, но зал преобразился, перестали портиться вещи зрителей.
— Субботник в цирке — это тоже ваша идея?
— Это идея из соцсетей. Я выложил фото, как в цирке убирает «Мастер блеск». «Устраивайте субботник, мы все придём», — написали в комментариях. Пришло 150 человек. Весь ростовский бомонд пришел оттирать цирк! Я уже давно чувствую, что в нашем обществе есть огромный запрос на благотворительные проекты.
— Программа «Зодиаки» (продюсер проекта Татьяна Сивоволова) с участием известных людей горда — успешный пример такого благотворительного проекта?
— Да, выступление прошло на ура! Общественный резонанс превзошел все ожидания. Даже из Госдумы от комитета по культуре в наш адрес поступила правительственная телеграмма, где нас поздравили с проектом «Зодиаки» и отметили социальную важность этого проекта. По итогам проекта мы заказали для цирка лебедку.
— Кого вы еще готовы пустить на манеж? Цирк сотрудничает с другими культурными учреждениями?
— Мы ведём переговоры о совместном проекте с танцевальной студией «Браво». Они уже репетируют на манеже. Хотим создать совместный номер, чтобы показать его в программе. В планах — международный фестиваль танца, вокала и циркового искусства.
— Коммерческие проекты возможно реализовать в цирке?
— Мы сейчас открываем ателье и прокат сценического костюма при цирке. У «Росгосцирка» есть, конечно, свой центр для пошива костюмов, но он перегружен работой. Собственное ателье — это очень удобно. Идея родилась давно. Но не было людей, которые смогли бы ее реализовать. Мне нужен был костюм для участия в «Зодиаках». Операция уже срывалась. Буквально за два дня до выступления нашлась женщина — гений сценического костюма. Всё получилось. И этот гений рассказала, что всю жизнь мечтала открыть ателье и прокат сценического костюма. Я ответил: «Здравствуйте, как я вас долго ждал»!
— У вас увеличились продажи билетов по сравнению с прошлым годом?
— Продажи билетов в цирке зависят от многих факторов — уровня программы, времени года. Если это каникулы — то всегда продаж больше. В целом, продажи билетов нас радуют. В Ростовском цирке внедрена электронная продажа билетов. Примерно половину билетов мы продаем онлайн. Конечно, это очень удобно. В прошлом году на новогодние представления билеты продавались через одно окно в кассе цирка. До двух тысяч билетов в день! Представляете, это очередь, в которой надо час простоять.
— Спрос на представления среди недетской аудитории — это актуальная программа для цирка?
— Да, и мы работаем над этим. Недавно на репетицию программы «Настоящий советский цирк» пришли 1000 студентов из ДГТУ и РГСУ, многие из которых в цирке были первый раз. А в этой программе выступают лучшие в мире акробаты со сложнейшими трюками. Вы бы видели лица студентов! Открытые репетиции — прекрасная возможность заразить их красотой спорта, кайфом творчества и, конечно, идеей цирка.
— Интерес к выступлениям не пропадает?
— Наоборот, возрастает. 60 студентов в ближайший выходной пришли и купили билеты, мы им, конечно, скидку сделали, Иначе они в суши-бар пойдут. У меня сыну 19 лет. И он мне говорит «Пап, мы лучше в “Рисе” посидим». Оказывается, твой конкурент — это «Рис». Ладно, теперь мы и к этому готовы. Будем конкурировать. Ещё поборемся за старшеклассников. Дети с 12–13 лет в цирк, как правило, не ходят. А зря, пусть придут и посмотрят, как их сверстники работают. Тут такие дети! Невозможные вещи делают. Моя дочка-семилетка теперь тоже в цирковую школу ходит. Цирковое искусство может серьёзно увлечь. Самое интересное, что цирковые дети, вопреки стереотипам, очень успешны и вне цирка. Заканчивают школы с золотыми медалями, несмотря на постоянные гастроли. Да, у нас много идей, как привлечь ребят в цирк, а, значит, отвлечь их от многочисленных разрушительных интересов. Поверьте, это несложно организовать. Всё это вроде простые вещи. Но крайне важные.