На предприятии «Волжский оргсинтез» анилин начали производить еще в 1982 году. Фото: rupec.ru
Поделиться
В результате отказа возобновить запущенное еще в 80-х годах производство у предприятия возникли проблемы. Фактически государство инициировало пересмотр итогов приватизации завода, создавая этим опасный прецедент. С другой стороны звучат голоса о том, что государство выбрало этот путь для защиты от иностранного влияние на производство, имеющее стратегическое значение для отечественной оборонки.
К делу на настоящий момент хотят приобщить письмо Минпромторга, в котором говорится, что менеджмент предприятия и его на данный момент единственный собственник Александр Соболевский вели «недобросовестную деятельность». По ходатайству Генпрокуратуры, на бумаги и имущество завода сейчас наложен арест.
Выручка АО «Волжский оргсинтез», согласно данным из открытых источников, в 2022 году выросла на 23,5% по сравнению с показателями предыдущего года и составила 15,48 млрд рублей, чистая прибыль увеличилась в 1,6 раза — до 2,92 млрд рублей.
Почему крупное предприятие химической отрасли уже не в первый раз оказывается в центре скандала, и почему возникли трудности с производством анилина, выяснял «Эксперт Юг».
Необходимый стране анилин
Анилин не используют в чистом виде, по сути, он является промежуточным сырьем для производства гербицидов, строительных и конструкционных материалов, упаковки. Он также необходим для производства резины и красителей, широко применяется в фармацевтическом секторе. А еще анилин необходим для выпуска взрывчатки, которая сейчас, в период проведения СВО, так важна для оборонно-промышленного комплекса РФ.Лишь единичные предприятия в стране производили анилин. Как правило, его в больших объемах импортировали из других государств.
Поделиться
Волжское предприятие долгое время оставалось главным по выпуску анилина в России. Фото: zos-v.ru
На предприятии «Волжский оргсинтез» анилин начали производить еще в 1982 году. Большой объем продукции, речь идет не только об анилине, предприятие отправляло в союзные республики. После распада СССР заводу пришлось долго и болезненно перестраиваться. Однако предприятие выстояло и сейчас здесь производят флотореагенты, сероуглерод, сульфат натрия технический и метионин.
При этом волжское предприятие долгое время оставалось главным по выпуску анилина в России. В 2012-2013 годах производство анилина в стране находилось на уровне около 60 тыс. тонн, но уже в последующие годы наблюдался значительный спад создания этого продукта. Начиная с 2017 года Росстат перестал вести статистику по производству анилина, поскольку объем его производства стал минимальным, при этом объем импорта продолжал расти.
Почему это произошло? По данным экспертов, производство анилина рентабельно лишь в больших объемах, которые существенно превышают внутренний спрос на этот продукт.
С началом проведения СВО промышленно-оборонному комплексу РФ потребовалось увеличить производство взрывчатых веществ, и заинтересованные лица снова вспомнили о волжском предприятии. Однако руководство завода якобы отказалось вновь запустить производство этого вещества.
Главные и теневые фигуры у руля
В 1993 году ПАО «Волжский оргсинтез» стало акционерным обществом открытого типа. В этот период Фонд госимущества Волгоградской области передавал предприятие из государственного в частное владение.По данным РБК, в 2006 году большая часть акций принадлежала французским и немецким компаниям, а также физлицам и коллективу предприятия.
В настоящее время, по данным госреестра юридических лиц, единственным акционером завода является Александр Соболевский — фигура, как считают наблюдатели, весьма неоднозначная. Местонахождение акционера сейчас неизвестно. В 2006 году на него было заведено уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением. Соболевского объявили в розыск, но спустя время дело «спустили на тормозах».
Поделиться
Сотрудники завода говорили о положительной динамике предприятия даже в период пандемии. Фото: volgoprof.ru
Как сообщает издание «Новости Волгограда», за единственным акционером завода, возможно, стоит немецкий бизнесмен Торстен Кнехт, который в конце 2022 года числился членом Совета директоров АО «Волжский оргсинтез», а по совместительству являлся бенефициаром WELDING GmbH & Co — компании, владевшей в 2006 году 20% акций предприятия.
Мы не беремся судить, насколько правдива эта версия, но она вполне могла бы объяснить отказ руководства предприятия возобновить выпуск анилина, необходимого в рамках проведения СВО.
Как бы то ни было, в настоящее время Генпрокуратура заявляет, что государство на самом деле не приватизировало завод, и права на владение и распоряжение предприятием были переданы третьим лицам незаконно.
Руководство предприятия пытается доказать обратное и настаивает на переносе слушания для того, чтобы подготовить все необходимые документы.
«На протяжении всего времени существования наше предприятие развивалось как высокотехнологичная химическая компания, создающая сложнейшие продукты органического синтеза, исключительно гражданского назначения, в основном для нужд животноводства и птицеводства, — говорится в официальном заявлении гендиректора предприятия. — В наше и так непростое время АО «Волжский оргсинтез» столкнулось с необоснованным и беспрецедентным давлением, которое коллектив, менеджмент и профсоюз расценивает как попытку незаконного завладения чужой собственностью, как попытку открытого ограбления российской компании».
Нападение или оборона?
На фоне происходящих событий резонно возникает вопрос, не станет ли возможность передачи волжского завода одним из первых примеров пересмотра «законности права собственности» тех или иных предприятий, процесс приватизации которых происходил в туманные 90-е годы. Однако, как говорят собеседники «Эксперта Юг», в данном случае повышенный интерес государства к химзаводу связан в том числе с возможным влиянием на него бывших западных партнеров.«Я бы не хотел фактом обращения прокуратуры ставить под сомнение законность приобретения этого предприятия, — комментирует заместитель председателя Волгоградской областной думы Дмитрий Калашников. — Окончательное решение будет принято Арбитражным судом, и до вынесения вердикта давайте не будем делать преждевременные выводы. Вопрос в другом: когда в той или иной сфере, в том числе международного права, возникают механизмы принятия неправовых решений в отношении объектов собственности нашей страны, объектов собственности предпринимателей нашей страны, не в рамках РФ, то, наверное, государство имеет право на защиту своих интересов в тех отраслях, которые принципиально важны, как в этом случае, для военно-промышленного комплекса страны».
Поделиться
По мнению Дмитрия Калашникова, не исключено, что будет найдено компромиссное решение по этому вопросу. Фото: gg34.ru
Дмитрий Калашников уверен, что ящик Пандоры в сложившейся ситуации открыла не Российская Федерация. «Мы вошли в ту эпоху, когда, к сожалению, вопросы стабильности правовых отношений в той или иной мере зависят от политической ситуации, которая сложилась в целом», — добавил эксперт.
Бывший депутат Волгоградской облдумы, заслуженный химик РФ Олег Болотин, некогда занимавший руководящие должности на предприятиях «Химпром» и «Каустик», считает, что спустя 30 лет нет смысла говорить о законности передачи объекта частным лицам.
«Если вы помните, президент РФ несколько раз говорил о возможных незаконно проведенных ранее процессах приватизации предприятий. Однако, со слов президента, этот вопрос подниматься масштабно не будет, — напоминает в беседе с журналистом «Эксперта Юг» Олег Болотин. — Во-вторых, кто доказал, что процесс проходил незаконно? На какие документы опираются эти люди? К сожалению, у нас ранее отдали иностранцам большую часть ВПК за бесценок. И почему-то все молчат по поводу законности этих процессов. А тут возник глупый инцидент».
При этом заслуженный химик РФ отмечает, что если производство анилина не было демонтировано, то запустить его можно было после «нажима» со стороны областных властей, без скандалов и вмешательства Генпрокуратуры.
«Производство может быть приостановлено из-за отсутствия рынка сбыта или нехватки сырья. Если оно было приостановлено, это один момент. Ничто не мешало губернатору региона, Герою России, принять меры, чтобы производство было запущено, тем более, речь идет о продукции, необходимой для ВПК. Если же производство было демонтировано, и на месте побывали представители администрации области, которые убедились, что там уже ничего нет, то это совсем другой вопрос. Складывается ощущение, что кто-то таким образом хочет заработать дополнительные очки перед выборами», — предположил Олег Болотин.