С октября 2018 года ростовские власти проводят «транспортную реформу», которая должна значительно повысить безопасность и комфорт для пассажиров. На деле инициатива привела к сокращению подвижного состава почти вдвое. Городская администрация получила шквал критики и жалоб по поводу транспортной доступности многих районов Ростова. Игроки отрасли и эксперты считают, что к «транспортной реформе» был не готов сам рынок перевозок: после подписания контрактов у перевозчиков банально не хватило водителей на новые маршруты.
«Транспортную реформу» для ростовского общественного транспорта готовили практически два года. Ученые ДГТУ проанализировали большой массив данных о городских транспортных потоках, саму маршрутную сеть оптимизировали, убрав 40 старых маршрутов и разработав порядка 10 новых. Всего сейчас в городе работает порядка 100 маршрутов. В основном, были убраны маршруты, которые обслуживались маршрутками. Они заменяются автобусами большой и средней вместимости. Раньше соотношение маршруток и автобусов было таковым: более 700 маршруток и более 400 автобусов. Сейчас ситуация обратная: около 700 автобусов и порядка 400 маршруток.
Изменения коснулись не только самой маршрутной сетки, но и требований к перевозчикам. Они были значительно повышены: не менее 30% подвижного состава должны иметь двигатель стандарта Евро-4, иметь кондиционер, условия в салоне для инвалидов-колясочников и т.д. Кроме того, городские власти вдвое увеличили количество автобусов и свели до минимума число маршруток. Главная суть реформы: мы меняем неудобные, небезопасные и бесконтрольные маршрутки на комфортные автобусы большой и средней вместимости. В результате, на сегодня городская администрация подписала 65 контрактов с перевозчиками, согласно новым требованиям и новой транспортной схеме.
Еще на этапе конкурса изменения в транспортной системе вызвали скандал: некоторые перевозчики не выиграли конкурс и ушли с рынка. Так АО «АТП-3» судится сейчас с администрацией за отмену контракта по 10 маршрутам, которые ушли новому игроку на ростовском рынке – ижевской компании «ИПОПАТ-Юг».
Новые перевозчики вышли в город в конце октября, но «забыли» укомплектовать свой подвижной состав достаточным количеством водителей, из-за чего до половины общественного транспорта просто не выходило на маршруты. Ростовчан о кадровом голоде не предупредили ни перевозчики, ни администрация, поэтому «транспортная реформа» стала ассоциироваться просто с резким уменьшением городского транспорта. «Рынок труда в общественном транспорте устроен специфическим образом. Водители привыкли работать на маршрутках бесконтрольно, выходить и уходить на маршруты в то время, когда им захочется и т.д. Когда же ввели новые требования по интервалам, времени работы, безналичной оплате, многие водители просто не согласились работать. И без того кадровые проблемы резко ухудшились», - объясняет президент Ассоциации работников транспорта и туризма Ирина Ал Зирки.
«Перевозчики, подготовившись технически к конкурсу, фактически упустили проблему с кадрами. На начало ноября они были укомплектованы, примерно, наполовину, что и вызвало проблемы с невыходом многих автобусов на маршруты, - согласен главный редактор сервиса «Ростов-Транспорт» Игорь Негодаев. – Но и городская администрация могла бы этот фактор проконтролировать еще на стадии конкурса». У сервиса есть данные по количеству подвижного состава, который выходит на маршруты. Так, 2 ноября суммарно выходило 509 машин, уже 14 ноября - 563 машины. По его словам, сейчас ситуация выравнивается и на маршруты постепенно выходит больше машин. «Если на начало ноября водителей сильно не хватало, то сейчас просто не хватает», - говорит он.
Из-за транспортных проблем и большого количества жалоб Ростовская прокуратура вынесла предписание главе администрации города Виталию Кушнареву.
В самой администрации о проблеме невыхода подвижного состава знают и сейчас разбираются со всеми перевозчиками. В ответе Виталия Кушнарева депутату Заксобрания Ростовской области от ЛДПР Евгению Федяеву говорится, что городская администрация направила 103 претензии к перевозчикам и суммарно оштрафовала их на 472 тысячи рублей. Многие перевозчики будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков, с ними больше не будут заключать контракты. Уже расторгнут контракт по маршруту №13, его перевозчик внесен в реестр недобросовестных поставщиков.
«Чтобы новая транспортная система заработала, перевозчикам нужно выполнять свои контрактные обязательства в полной мере по количеству подвижного состава, по времени работы и т.д. Я надеюсь, что проблема будет решена, потому что работа проделана очень большая. «Ростов-на-Дону пошел по пути обновления общественного транспорта в сторону автобусов большой и средней вместимости. А это другой уровень комфорта, безопасности и культуры. Эти ценности были главными при разработке новой транспортной системы», - говорит один из разработчиков новой транспортной системы, зав. кафедрой «Организация перевозок и дорожного движения» ДГТУ Владимир Зырянов.