Председатель правления ПАО КБ «Центр-инвест» Лидия Симонова рассказывает о социально ответственном банкинге на III Women’s Motivational Forum // Фото: «Центр-инвест»
Правительство создает контекст, в котором женское предпринимательство и его поддержка — настоящий тренд. Лица и организации, которые в силах оказать такую поддержку, как государственные, так и частные, с радостью подхватывают риторику. Это касается и юга России.
Только за март 2023 года в ЮФО прошло несколько масштабных событий. Под началом Комитета по развитию женского предпринимательства Ростовского областного отделения «Опоры России» и журнала «Дорогое удовольствие Ростов-на-Дону» состоялась премия «Женщина-лидер»: она охватила 98 финалисток из Ростова, Краснодара, Сочи, Курска и Иркутска. Более 350 женщин объединил III Women’s Motivational Forum.
«Эксперт Юг» поставил перед собой цель отделить причины от следствий и увидеть, насколько этой области нужна специальная политика.
Проблемы правда существуют, хотя катастрофы нет
За национальной стратегией действий в интересах женщин стоит конкретная статистика. Относительно предпринимательства она такова: в России женщины возглавляют около 30% субъектов малого и среднего бизнеса. Доля в крупном бизнесе не уточняется, но предположительно она меньше. Например, в топ-100 богачей Ростовской области по версии RostovGazeta за 2021 год входит 20 женщин. Многие владеют компаниями совместно с мужьями или родственниками. Насколько они участвуют в управлении — вопрос на засыпку.По статистике Минэкономразвития РФ, есть поле, где женщины-управленцы выигрывают у мужчин: в социальной сфере женское предпринимательство занимает 90%, в сфере услуг — 58%. Однако доля в торговле составляет 28%, а в производстве — всего 14%. Согласно мартовскому выступлению председателя Совета федерации Валентины Матвиенко, женщинами основаны треть стартапов в биотехнологиях и селекционных технологиях и пятая часть стартапов в агротехнологиях.
Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) совместно с Комитетом по развитию женского предпринимательства «Опоры России» с 2015 года измеряет индекс женской предпринимательской активности в России (Women Business Index, WBI). В исследованиях участвуют как собственницы и директора субъектов МСП, так и женщины, которые не занимаются бизнесом. «WBI показывает уровень благоприятности деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства. В 2023 году он достиг абсолютного максимума с 2015 года и составил более 73 пунктов. На мой взгляд, этот факт говорит о многом», — комментирует Юлия Биелич, член совета Ростовского областного отделения «Опоры России», адвокат и руководитель московского офиса F1 Ростовской областной коллегии адвокатов им. Д. П. Баранова.
У директора АНО МФК «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» Яны Куриновой взгляд на ситуацию тоже позитивный. «Женское предпринимательство в России сегодня находится в активной фазе роста. Это связано с различными факторами, выделю три: первое — бурное развитие онлайн-каналов продвижения и продаж, прежде всего, электронных торговых платформ, что открыло широкие возможности для самореализации женщин, в том числе при ведении собственного бизнеса дистанционно, без отрыва от заботы о своей семье. Второе — высокий спрос в условиях импортозамещения на продукцию отдельных отраслей, в частности легкой промышленности, которая очень привлекательна для женщин. Третье — особое внимание господдержке социального предпринимательства, где более 80% руководителей — женщины». К первому пункту можно добавить, что доля женских бизнесов в онлайн-торговле, по заявлениям аналитической службы Wildberries, за 2022 год достигла 56%.
По данным, которыми располагает г-жа Куринова, женщины составляют 30% от общего количества получателей господдержки «Моего бизнеса». «Среди наиболее популярных сфер бизнес-деятельности у женщин — легкая промышленность, сфера красоты, образовательные услуги». О тех же сферах говорит Оксана Лазарева, руководитель Комитета по предпринимательскому образованию Ростовского областного отделения «Опоры России»: «Женщины занимаются „красивым“ бизнесом: пошивом и бьюти-индустрией. Много образовательных центров, центров детского развития, реабилитации детей с особенностями развития или ограниченными возможностями здоровья. Много тех, кто продвигает сферу экспертности: это и бизнес-тренерство, и психологические, юридические консультации».
Начальник отдела продаж продуктов для бизнеса в «Центр-инвесте» Ольга Соленая сообщает, что за 2022 год банк профинансировал 402 женских проекта на общую сумму более 1,2 миллиардов рублей. Прирост относительно 2021 года — порядка 13%. «В нынешней обстановке это хороший результат, женский бизнес растет, несмотря на общее ухудшение условий для ведения бизнеса». Женщины составляют более 60% слушателей «Центра финансовой грамотности», который функционирует при «Центр-инвесте».
Женщинам мешают социальные роли и отсутствие информации
Традиционно в России воспитание детей, уход за больными и пожилыми членами семьи ложатся на женские плечи. Беременность и рождение ребенка чаще всего ведут за собой несколько лет пробела в карьерной истории, а в дальнейшем — менее заинтересованное отношение со стороны работодателей и долгий период адаптации к новым бизнес-реалиям. Это явление называют «штрафом за материнство». Кроме того, согласно результатам опросов Федеральной службы государственной статистики, которые приводятся в новой национальной стратегии, работающие женщины тратят в 2-2,5 раза больше времени, чем мужчины, на ведение домашнего хозяйства. У женщин буквально меньше часов на развитие профессиональных компетенций, предпринимательских идей.
Соосновательница тренингового агентства Project Group и участница программы «Женщина-лидер» от мастерской управления «Сенеж» Виктория Литвинова считает, что меры поддержки женского предпринимательства не должны разрабатывать мужчины, так как только женщины понимают специфические проблемы друг друга. Она говорит: «Если речь идет о женщинах, у которых нет детей, то нет большой разницы, женское предпринимательство или мужское. Но когда у женщины появляются дети, заниматься бизнесом становится сложнее». Сама Виктория — мама двоих детей. Ее выход из ситуации — партнерство с другой мамой Александрой Фирсовой: «Бывает, что у одной из нас болеет ребенок, тогда вторая прикрывает. Благодаря такой кооперации наши проекты успешно реализуются».
«Чтобы женщин-предпринимательниц стало больше, — продолжает г-жа Литвинова, — должно быть легче и дешевле решать детские вопросы. Я мечтаю о бизнес-лагерях, бизнес-форумах, где кто-то занимал бы детей, пока мамы-предпринимательницы общаются и обучаются. Пока дети с няней, можно свернуть горы. Должна воспитываться культура, где мужчины будут наравне с женами выполнять домашние, семейные обязанности, тогда у женщин и мужчин будут равные возможности для организации бизнеса. Мне кажется, у нас нет отношения „Раз ты женщина, молчи, твой день — 8 Марта“. Но мужчина в бизнесе просто бежит из точки А в точку Б, а женщина по пути отводит ребенка в школу, стирает, готовит, забирает ребенка из школы. Естественно, она добегает до финиша последней».
Оксана Лазарева тоже считает, что главный вопрос, на который приходится отвечать женщинам-предпринимательницам, — как совмещать бизнес с социальными функциями. «Поэтому недавно я разработала тренинг для членов „Опоры России“, называется „Женские шахматы“. Мы учимся таймингу по-женски, ведению бизнеса по-женски — жизни по-женски. Вырабатываем стратегическое мышление: где нужно принести в жертву пешку, чтобы потом реализовать себя в качестве королевы — самой сильной фигуры».
Расцвет женского предпринимательства сдерживает не только патриархальный уклад. Г-жа Лазарева видит еще и проблему неосведомленности: «Правительство на всех уровнях прилагает беспрецедентные усилия для разработки повестки женского предпринимательства. Нужно учить предпринимательниц принимать эту помощь. Они не информированы о том, что могут». С ней согласна Яна Куринова: «Сегодня у женщин в бизнесе и тех, кто только задумывается над открытием своего дела, масса возможностей по части государственной поддержки. К сожалению, не все владеют полной информацией. Важно продолжать популяризировать женское предпринимательство, развивать программы наставничества».
Юлия Биелич вновь обращается к исследованию НАФИ и «Опоры России»: «Основными барьерами, препятствующими женщинам начать свой бизнес, являются отсутствие стартового капитала (64%), неуверенность в собственных силах (54%) и нехватка знаний (54%). Такие сложности возникают как у женщин, так и мужчин». По ее мнению, в образовательной плоскости нет серьезных проблем, но сохраняется социальная инерция, в том числе со стороны самих женщин: «Массовое сознание и властные элиты недооценивают возможности самореализации женщин в бизнесе».
Алиса Андреева, руководитель Южного регионального совета по корпоративному волонтерству, член Комитета по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию Торгово-промышленной палаты Ростовской области, считает, что начинать бизнес непросто вне зависимости от гендерной принадлежности. «На мой взгляд, рецепт успеха остается неизменным: смелость, желание учиться на опыте состоявшихся коллег, отсутствие страха совершать ошибки, умение вдохновляться результатами своей работы и несмотря ни на что двигаться вперед».
Женские качества — опора для современного бизнеса
Конституцией РФ, повесткой ООН, чьим членом остается наше государство, предусмотрены высокие ценности гендерного равенства. Но даже если опускать их, есть много причин прилагать усилия для развития женского предпринимательства. Ольга Соленая говорит: «Мы живем в непростое время, время непрерывных изменений. Последние годы характеризовались значительным давлением на бизнес с различных сторон. Женщины в силу своего кропотливого подхода и нестандартного мышления показывают отличные результаты по перестройке бизнеса в условиях постоянных потрясений».
По словам г-жи Соленой, женщины проявляют больше социальной ответственности, ориентируясь не на спекулятивную модель, а на устойчивое развитие. В 2022 году банк внедрил новый вид оценки бизнесов — через ESG-рейтингование. «И здесь женские бизнес-проекты показывают высокую долю ответственности по всем направлениям: экологической, социальной и корпоративной. Доля проектов с рейтингом ESG-A, ESG-B больше, чем в мужском бизнесе, 35,2% против 22,4%». В самом «Центр-инвесте» четыре из семи членов совета директоров — женщины, председатель правления — Лидия Симонова. Среди сотрудников доля женщин составляет 70%.
Яна Куринова также выделяет особые качества, присущие женщинам в бизнесе: «Кооперация, эмпатия, социальная ответственность — ценности антихрупкости, которые позволяют командам и компаниям в самых непростых условиях оставаться на плаву и развиваться — не важно, женщина или мужчина у руля. С другой стороны, женщинам эти качества даны природой».
«Многие годы среди управленцев ценились исключительно „традиционно мужские“ качества: стремление к достижению результатов, соревновательность, хладнокровность. Сейчас работодатели начинают ценить качества, которые в большей степени ассоциируются с женщинами, такие как эмпатия, интуиция, забота о сотрудниках и о потребителях»
Руководитель Комитета по предпринимательскому образованию считает, что развитие женского предпринимательства — не угроза мужскому. Будущее в симбиозе, взаимодополнении. «Исчезла каста железобетонных леди, которые пытались заменить мужчин. Женщины-предпринимательницы хотят встроиться в систему, никого не выкидывая, и они готовы опираться на старших и младших коллег».
«Многие годы среди управленцев ценились исключительно „традиционно мужские“ качества: стремление к достижению результатов, соревновательность, хладнокровность, — говорит Алиса Андреева. — Сейчас ситуация меняется, и работодатели начинают ценить качества, которые в большей степени ассоциируются с женщинами, такие как эмпатия, интуиция, забота о сотрудниках и о потребителях. Многие исследования показывают, что компании добиваются лучших результатов, когда среди сотрудников на всех уровнях достигнут гендерный баланс. Вопросы гендерного равенства давно стали неотъемлемой частью корпоративной повестки».
Женщины активно заявляют о себе и завоевывают целые отрасли. Некоторые цифры могут намекать на абсурдность специальной поддержки женского предпринимательства. Тем не менее следует помнить, что впечатляющая статистика есть только по тем сферам, которые априори считаются женскими или наиболее подходят для совмещения карьеры с семейными обязанностями. Об экспансии говорят все-таки применительно к МСП, и даже там есть ряд нерешенных задач. При этом увеличение женского присутствия может стать драйвером роста всей экономики. Женский бизнес — ответственный и эффективный, и это предстоит доказать в ближайшие годы.