97 105 14

Прагматика ESG-повестки: как Юг России оказался центром устойчивого мышления бизнеса

2395
10 минут

Рост спроса на ESG-повестку в России в ситуации разорванных связей с международными центрами, которые эту повестку продвигали, связан с тем, что бизнес успел создать системы, в которых устойчивость выгодна. Причем Юг России в продвижении ESG-принципов вырвался вперед в силу структурных особенностей экономики.

Прагматика ESG-повестки: как Юг России оказался центром устойчивого мышления бизнеса

Язык ESG-принципов не потерял значимости после разворота внешних контактов с Запада на Восток. Источник: www.stephenbeer.com
Поделиться
Повестка устойчивого развития была едва ли не главной деловой темой 2021 года – она широко обсуждалась на всех главных деловых площадках страны, а исследование, проведенное «Экспертом Юг», показало, что южнороссийский бизнес в этой повестке себя увидел, хотя и не всегда это означало, что он начал что-то дополнительное в рамках этой повестки делать. И тем не менее, устойчивое развитие и ее корпоративное воплощение ESG-повестка стали новым языком, который хорошо понимает власть и международные партнеры вне зависимости от того, в каких странах – дружественных или недружественных – они находятся. И тем не менее, после начала 2022 года казалось, что по этой повестке был нанесен удар, от которого она могла не оправиться. 

Почему ESG-повестка устояла 

«Политическая турбулентность 2022 года, несмотря на прогнозы многих экспертов, не стала ограничивающим фактором для укрепления ESG-повестки в «корпоративном сознании» российского предпринимательства, - считает Павел Марышев, директор по развитию инжиниринговой компании ООО «Энергия Плюс». - Особенно данный тренд заметен в части экологии. Тому есть вполне рациональное объяснение: компании, рассматривающие внутренний рынок в качестве якорного, и до прошлогодних событий не особо инвестировали в декарбонизацию, а экспортноориентированные – направили логистические цепочки на восток – Китай и АТР, – где требования к нефинансовой отчетности, как оказалось, не менее жесткие. Во многом западные страны даже либеральнее и мягче в части ESG-требований к поставщикам». 

«Бизнес убедился в “реальности” зеленой повестки, и способствовал этому, как ни странно, геополитический кризис, - считает Андрей Хорошилов, генеральный директор и основатель экологического сервиса «Сохрани лес», участник фонда «Сколково». - В нашей стране звучали мнения об искусственном ажиотаже вокруг ESG-трансформации. Что мы просто испугались трансграничного углеродного регулирования, что мы вслепую копируем западную бизнес-этику. И вот из России ушёл западный консалтинг, западные инвестиционные фонды, рейтинговые агентства. Казалось бы, всё! — многие недальновидные предприниматели уже потирали ладони, предрекая полную деградацию экологической политики.  Но что мы видим? ESG-трансформация не только сохранилась в бизнес-риторике, но и получила государственную поддержку. Открытие Биржи углеродных единиц в России — явление, сопоставимое по значимости с принятием Конституции». 

На эту тему
Стратегия устойчивости устояла, теперь бы ее воплотить
Поделиться
Действительно торги так называемыми «углеродными единицами», в которых измеряется квота на выбор парниковых газов, стартовали на Мосбирже в октябре 2022 года. Пока в обороте участвуют единицы, выпущенные предприятиями на добровольной основе. С их помощью предприятия могут показывать как свое ответственное отношение к климатической повестке, так и демонстрировать результаты собственной ESG-трансформации, что в свою очередь окупается за счет преференций, получаемых устойчивой компанией на разных уровнях. Ожидается, что к 2030 году объем торгов «углеродными единицами» в России достигнет 1,5-3 млрд долларов. 

«2022 год был сложным для развития ESG-повестки, ориентированной в большей части на экспорт, на соответствие требованиям международных стандартов, что влекло существенные затраты на выполнение формализованных процедур и создавало ореол «повестки для богатых», - говорит Нина Морозова, начальник финансового управления ФГАНУ НИИ «Спецвузавтоматика», член Совета ТПП РФ по устойчивому развитию, КСО и волонтерству. - В условиях обострения экономических рисков для многих компаний ключевой задачей стало сохранение бизнеса и создание основы для его дальнейшего развития и роста. И трансформация ESG-повестки заключается прежде всего в осознании, что решение данной задачи связано с социальными, экологическими, управленческими аспектами деятельности компаний, то есть с ESG-факторами. Мощным драйвером развития повестки стало государство, и 2022 год продемонстрировал востребованность ESG не только у крупного бизнеса, но и в управлении территориями. Концепции и стратегии ESG-трансформации разрабатываются в различных регионах РФ, и мы рассчитываем на активизацию данного направления на Юге России».

«Устойчивая бизнес-модель банка — это в первую очередь грамотное управление более широким спектром учитываемых рисков, более длительных горизонтов принимаемых решений, в условиях постоянных вызовов и непрерывных кризисов, - говорит председатель совета директоров КБ «Центр-инвест» Василий Высоков. - При этом выигрывать должны все: устойчивый банк, сотрудники, клиенты, партнеры банка, многочисленные контролеры и общество. Сформированное банком и закрепленное методологически грамотное управление рисками позитивно сказывается на показателях качества кредитования: доля просроченной задолженности в «Центр-инвесте» существенно ниже, чем в среднем по России. Кроме того, концепция ESG-факторов приобрела популярность у инвесторов, в том числе и на азиатских рынках. Поэтому компании с запросом на развитие и использование иностранных инвестиций склоняются в сторону ESG-принципов, чтобы быть более привлекательным активом и уметь демонстрировать хорошие результаты в любой таксономии».

Почему Юг России оказался в центре ESG-повестки

Опрос РСПП 2022 года, в рамках которого опрошено 100 компаний разных отраслей, выявил приоритет Блока «E» в ESG-факторах - 54%. «Переориентация приоритетов ESG-инициатив в экологическом блоке состоит в первоочередной реализации тех проектов, где соблюдение принципов ESG помогает получить реальный и конкретный результат, например, проекты, связанные с повышением энергоэффективности, которые работают на снижение расходов электричества, топлива, сырья, сохранение ресурсов, - говорит Нина Морозова. - Также все более проявляется ценность «зеленой» повестки для HR-бренда и в целом бренда компании, и тут хотелось бы отметить, что по результатам диагностики, проводимой АНО «Интегра» в рамках деятельности ESG-центра НОЦ Юга России, многие компании Юга еще не осознали этот фактор как ценность для развития бизнеса».

ESG.png
Поделиться

Андрей Хорошилов считает, что экологическая политика сохранила своё целеполагание, но инструменты ее исполнения сильно изменились. Основной тренд - упрощение проектов, стремление быть понятыми не только узкому кругу авторов и читателей ESG-отчётов, но и обычным гражданам. Причем, Юг России тут задает тон. Стратегия, которую Центральная Россия осваивает только сегодня, была апробирована и внедрена Югом несколько десятилетий назад, считает Андрей Хорошилов – поясняет: дело в отраслевой специфике - значительная доля региональных предприятий заняты в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и сопряженных отраслях — машиностроении, химическом производстве. Эти отрасли имеют гораздо более тесный контакт с потребительскими рынками. «Риторика заботы об окружающей среде, заботы о покупателе — это отличительная особенность предприятий Юга еще с нулевых годов. И эти особенности стали уже не “местной фишкой”, а ориентиром для остальной России», - подчеркивает собеседник «Эксперта Юг».

«Поскольку ЮФО России является центром развития металлургической, пищевой, плодовоовощной промышленности и ТЭК, именно здесь общий тренд на снижение антропогенного воздействия на экосистему развивается наиболее динамично, - объясняет Павел Марышев. - Разрыв производственных цепочек, изменение традиционных логистических коридоров и трансформация глобальных рынков выступили стимулом для решительных действий со стороны крупных производителей. Снижение углеродного следа, участие в климатических проектах, формирование полноценного и исчерпывающего блока нефинансовой отчетности для интенсивно развивающейся промышленности юга России стало точкой роста, «ключом» к новым рынкам. Эталонной ESG-практикой можно назвать подход ТЭК ЮФО к диверсификации энергетических рисков и развитию межтопливной конкуренции». 

Например, сразу несколько регионов – Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края – в лидерах по объемам транспорта на газомоторном топливе. Такого результата удалось достичь, в том числе, и за счет перевода промышленного и сельскохозяйственного транспорта на сжатый углеводородный газ (СУГ). Кроме того, предприятия региона всерьез озаботились повышением энергоэффективности производственных мощностей. Главным инструментом здесь выступает переход на собственную генерацию: энергоцентры на природном газе, солнечная и ветряная генерация. 

Экосистема, основанная на ESG-принципах 

Яркий пример новой среды, создаваемой бизнесом для стимулирования ответственных компаний, демонстрирует банк «Центр-инвест», один из крупнейших банков Юга России. 

«Специфика деятельности банка заключается в его непосредственном взаимодействии и позитивном воздействии на МСП за счет поддержки зеленых проектов, - объясняет Василий Высоков. -  Банк внедрил в корпоративные процедуры расчет углеродного следа по ипотечным продуктам, следующим этапом банк разрабатывает методику подсчета углеродного следа по агрокредитам (более 50% корпоративного портфеля банка). К концу года мы сможем оценивать выбросы двух третей вновь выдаваемых кредитов, собственный углеродный след мы уже считаем. В своей работе мы используем механизм полной интеграции ESG-принципов во все операции банка. Любой кредит, который предоставляет банк, а также любой клиентский платеж оцениваются с точки зрения достижения ЦУР. Наш зеленый вклад и зеленые облигации позволяют любому клиенту стать ESG-инвестором, когда вкладчик не только дает деньги банку во временное пользование, но еще получает от банка обязательство, что его средства будут использованы только на финансирование энергоэффективных проектов, удовлетворяющих строгим критериям отбора. И в дополнение к полученным процентам получает моральное удовлетворение в виде цифр объема сокращения выбросов углекислого газа и эквивалент новых высаженных деревьев, которые произошли благодаря его средствам».

Высоков.jpg
Поделиться
Василий Высоков: Любой кредит, который предоставляет банк, а также любой клиентский платеж оцениваются с точки зрения достижения ЦУР. Фото предоставлено банком

Здесь нужно добавить, что оценка устойчивости компании банком влияет на конечную стоимость кредитных ресурсов для предприятия. Внутренняя шкала оценки в банке разделена на семь уровней – от ESG-А – очень низкий уровень рисков до ESG-G – очень высокий. На 1 июня 2023 года банков присвоено 3886 рейтингов клиентам по новой методике оценки на общую сумму 24,7 млрд рублей. Из них рейтинг ESG-А получили 3% - и это главное, что нужно знать о фронте работ по ESG-трансформации южнороссийского бизнеса. Впрочем, на уровне ESG-G лишь 0,1% клиентов банка.
 

Как тиражировать ESG-повестку

Основным ограничивающим фактором для ESG-повестки в ЮФО – как и по всей России – является низкая степень проработки базовых нормативов и правил. Отсутствие единой методологии формирования рейтингов и рэнкингов обесценивают ESG-активность компаний, комплексность показателей «размывает» представление о реальной картине. «От внешних аудиторских компаний мы на сегодняшний день отстранены, поэтому получить релевантную, верифицируемую и адекватную нефинансовую отчетность, которая удовлетворит требования крупных азиатских бирж – сложно, - говорит Павел Марышев. - Это сильно замедляет развитие ESG ЮФО в целом и ее экологическую составляющую – в частности. Но работа ведется, спрос на декарбонизацию есть, федеральные директивы производятся с оптимальной частотой. Прогнозирую динамичное развитие ESG-направления в Южном федеральном округе».

На эту тему
Устойчивое развитие окрыляет южный бизнес
Поделиться
«Одним из основных препятствий тиражирования ESG-повестки на Юге, впрочем, как и в других регионах, является отсутствие четкой ESG-повестки внутри страны и государственных стимулов для реализации ESG-проектов, - говорит Нина Морозова. - Нет устоявшейся внешней практики и регуляторных правил, но есть огромное количество всевозможных стандартов и регламентов, методик и рейтингов, периодически появляются новые. Отсутствует качественная навигация по методологии, мерам поддержки, шагам, которые приведут к определенным результатам. Для популяризации темы устойчивого развития недостаточно просветительских мероприятий. Качественным дополнением к полученной информации могут являться успешные практические кейсы, экологические и социальные проекты в муниципальных образованиях с вовлечением местного населения, представителей бизнеса, НКО». 

«Ключевые источники спроса на ESG-трансформацию предприятий — это инвесторы и потребители, - говорит Андрей Хорошилов. - Зарубежные институты развития привносили в ход ESG-трансформации измеряемость и рейтингуемость — предприятия понимали критерии, по которым инвесторы принимают решения. Сегодня у нас сохранилась концептуальная рамка, но собственные KPI, тактические ориентиры и лучшие практики нам только предстоит разработать и внедрить. Сейчас бизнес стремится наполнить новыми смыслами привычные каналы коммуникации, вывести продукт с нетривиальной логикой. Это касается и экологических проектов: за половину 2023-го рынок увидел больше эко-коллабораций, чем за весь 2022 год. Компании готовы к экспериментам. Успешные эксперименты становятся институциональной практикой». 
0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1