У предпринимателей в ходу фраза, которую сегодня часто воспринимают, уже не пытаясь разобраться в том, что за нею стоит. «Создайте, — говорят бизнесмены, — правила игры, и экономика будет развиваться». То есть для них это что-то вроде кратчайшего пути к всеобщему успеху. Кажется, именно такого рода пути у нас сейчас ищут и правительство, и регионы, работающие или размышляющие над стратегиями. Но на какие проблемы тем самым пытается указать бизнес? Официально об этом говорится нечасто. Попробую прояснить ту повестку, которая на деле скрыта в стёршемся от употребления выражении.
Например, мы все знаем, что словосочетание «точечная застройка» ассоциируется с нарушением всех принципов человеческого общежития. Вопрос: почему? Потому что почти во всех городах мы находим примеры небоскрёбов на пятачке в историческом центре, которые каким-то образом прошли все этапы согласования. Кто от этого страдает? Те, кто работает по закону. Ведь на самом деле точечной застройкой можно заниматься, соблюдая все нормативы. Но если вашим конкурентам разрешено их не соблюдать, вы оказываетесь в глупом положении. И уже это положение побуждает вас «оптимизировать» свои предпринимательские схемы.
Мы только что провели круглый стол, посвящённый грузоперевозчикам. Так вот, данные об их количестве в Ростовской области разнятся между собой многократно. Большая часть штрафов за нарушения выписывается физлицам, которые, как оказалось, владеют личным грузовиком и везут набитые фуры своим родственникам — то есть якобы занимаются перевозками для личных нужд. Их штраф — 1,5 тысячи вместо 250 тысяч для юрлиц. В результате крупные перевозчики за 10 лет, прошедших со времени полной отмены лицензирования на этом рынке, остались в основном только при крупных предприятиях, поскольку последние не могут себе позволить не иметь собственной логистики. Если в этой сфере ничего не изменить, в ней просто не будет появляться компаний, работающих по правилам, — потому что сейчас это самоубийственная стратегия.
Эту ситуацию можно проецировать на десятки сфер, порой на самые неожиданные. Например, государство приняло техрегламент, по которому нефтеперерабатывающие заводы должны выпускать топливо не ниже стандарта «Евро-5». Но у нас масса заводов, которые живут и всегда жили исключительно за счёт продажи печного или судового неподакцизного топлива, идущего на внутренний рынок. Все игроки этого рынка об этом знают. Они уже научились как-то сосуществовать. Но вот глава государства даёт поручение проверить качество топлива на АЗС. И все контролирующие органы начинают утюжить — угадайте кого? Ну конечно, тех, кто на виду. Даже крупные компании нам неофициально называют динамику проверок — это рост в несколько раз. Экономика бы у них так росла. Снимать три шкуры с тех, кто, иногда вопреки здравому смыслу, работает в белую, — это оказывается выгоднее, чем вывести из тени ту треть рынка, с которой государство не имеет ничего.
В этом номере крупный винодел оценивает ситуацию в своей молодой, едва встающей на ноги отрасли. Государство, которое последние несколько лет работало над возрождением российского виноделия, вдруг вводит акциз на вино, подрывающий конкурентоспособность отечественного продукта. Но даже не это главное — одновременно оно ничего не делает с теми, кто производит вовсе не вино, а, мягко говоря, «винный напиток». А ведь продукция тех и других стоит на одной полке. Одни вкладываются в виноградники, ждут, когда они войдут в золотой возраст, осваивают технологию, приглашая иностранных специалистов, выращивая свои собственные кадры, а другие просто бодяжат импортный концентрат — и больший акциз будут платить первые, а не вторые.
Я могу с лёгкостью удвоить или утроить количество сфер, в которых мы найдём ту же самую проблему — если очень хочется, можно работать почти без всяких принципов, что выставляет идеалистами и подрывает бизнес тех, кто поставил на белое. И главное — часто реально непонятно, на чьей стороне регулятор. Так как можно охарактеризовать эти «правила игры»?
На самом деле характеристика не важна — важен результат. А результат действия этих «правил» на деле примерно таков. У нас в рейтинге крупнейших компаний нет застройщиков, даже ведущих. Доля российских игроков на рынке международных автомобильных грузоперевозок региона — около 8%. Российская нефтеперерабатывающая промышленность при всей мощи вертикально-интегрированных нефтяных компаний неконкурентоспособна на глобальном рынке и на деле невыгодна сегодня даже для ВИНКов. Российское виноделие... даже в России ещё далеко не все знают о его существовании. Обобщая, можно сказать, что отсутствие правил и предсказуемости не даёт развиваться, закрепляет технологическое отставание там, где его могло бы не быть вовсе.
Безусловно, мы можем вспомнить о том, что те «серые» грузоперевозчики — это конкретные люди, которые нелегко добывают свой кусок хлеба, и слава богу, что добывают. На заводах, которые производят «серое» топливо, работают тысячи людей — и мы должны радоваться, что у них есть работа. Только привлекательность этого существования не стоит преувеличивать. Качеством жизни там не пахнет — это перманентное сиюминутное выживание, не дающее заниматься серьёзным корпоративным строительством.
Вот эта патовая ситуация, пожалуй, лучшим образом отражает особенности жизни без стратегии. Возможно, это одна из ключевых характеристик последних семи лет, в течение которых шли слишком серьёзные перемены в экономике, чтобы мы позволили себе иметь приоритеты или какие-либо правила. Законсервировать нынешнюю неэффективность можно на достаточно продолжительный срок, но она, кажется, себя уже достаточно показала. А ведь нам нужно качество жизни! Для этого, увы, потребен экономический рост. «Правила игры» — такая штука, которая не нужна для выживания, а вот бизнесу, который должен нас одеть, накормить, построить нам приличные дома и города, — без них не обойтись.