Двор на улице Красной//Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Что это за проект и кто его предложил?
Во вторник, 20 июля, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев на заседании общественного градостроительного совета заявил, что судьбу проекта должны определить горожане. Глава края также отметил, что в целом поддерживает концепцию: проект восстановления исторического центра, создание музейного квартала на месте 1-ой городской больницы, парков и единой набережной. Также необходимо разработать и представить жителям пешеходно-велосипедный маршрут, который соединит достопримечательности всего города. Но готов ли Краснодар к подобным изменениям? Мэр кубанской столицы Евгений Первышов не стал спорить и согласился с предложением главы края: проект будет реализован только после обсуждения с жителями города.Одним из идеологов проекта стала архитектор городской мэрии Наталья Машталир. Она впервые рассказала о нем в декабре прошлого года в социальных сетях, сопроводив пост вопросом:
«Надо самим себе признаться: у нас исторический центр для машин или для людей?».
Прежде всего, в мэрии города предлагают сузить проезжую часть, расширить тротуары и создать велодорожки на семи улицах города. Преобразовать решили несколько кварталов в исторической части. С юга на север — улицы Красная, Рашпилевская (участки от Советской до Длинной) Красноармейская (от Гимназической до Длинной) и Коммунаров (от Ленина до Длинной). Также в проект по три квартала улиц — Чапаева, Гимназическая, Пашковская и Карасунская.
С развитием пешеходного пространства преобразится каждая из семи улиц, вошедших в проект. Изменится их внешний облик. На них появятся новые зоны отдыха, дополнительное озеленение, благоустроенные общественные пространства, уютные кафе и рестораны.
По мнению создателей проекта, выгоден для бизнеса, в целом сферы услуг — это увеличение пешеходного трафика, возможность поставить летнее кафе, веранду, парклеты, другие точки притяжения.
Здесь уже выполнили предварительные работы. Параллельно идет подготовка к реализации проекта на других участках.
Сплошные плюсы: ГЧП и сеть парковок
Поделиться
Владислав Амерханов//Фото: ki-news.ru
Некоторые общественники согласились с позицией губернатора, который «принял правильное и своевременное решение».
— Конечно, у «Семи улиц» как плюсы, так и минусы, но достоинств пожалуй, больше, — считает активист краснодарского движения «Помоги городу» Владислав Амерханов. — Во-первых, бурный рост населения Краснодара уже привел к тому, что по выходным пешеходная улица становится похожей на метро в Москве в часы пик. Она стала тесной. Мест для прогулок не хватает.
Во-вторых, «Семь улиц» станут той точкой, от которой начнется создание сети велосипедных и пеших маршрутов — от улицы Красной на Карасунские озера. И в другую сторону — на Кубанскую Набережную.
В-третьих, проект дает возможность реконструкции и реставрации градоформирующих объектов и архитектурного наследия. Это дополнительная возможность для включения инструментов государственно-частного партнерства. Денег на приведение этой части города в порядок ни в краевом, ни городском бюджете нет.
В-четвертых, планируется привести в порядок коммунальную инфраструктуру — ливневки и воздушные линии электропередач. Эта проблема требует немедленного решения. В четвертых, проект спровоцирует организацию новых маршрутов общественного транспорта.
Собеседник добавил, что на большинстве достаточно узких центральных улиц одна из полос движения всегда занята припаркованными автомобилями. Причина — отсутствие парковок, как платных, так и бесплатных.
— Представители бизнеса, которые согласятся участвовать в реализации этого проекта на условиях концессии, могли бы приводить в порядок исторические памятники чтобы было, на что посмотреть, установить собственные системы видеонаблюдения для борьбы с вандалами и встроить их в «Безопасный город». Словом, концепция «Семи улиц» — это дизайн-код, в рамках которого будет развиваться эта часть Краснодара. Она станет показательной и задаст стандарты для развития других микрорайонов, — резюмирует Владислав Амерханов.
Транспортный коллапс: как сделать город удобным
Поделиться
Александр Балицкий//Фото: kuban24.tv
Самая главная проблема, которую необходимо решить перед тем, как приступить к реализации проекта «Семь улиц» — решить проблему пробок. Некоторые эксперты назвали проект «сырым» и недоработанным.
— Перекрытие трех улиц Краснодара с юга на север уже стало проблемой, — уверен координатор проекта «Дорожная инспекция/Карта убитых дорог» в Краснодарском крае Александр Балицкий, — Прежде, чем приступать к реализации проекта, нужно, во-первых, обсудить его с местными жителями, интересы которых он в первую очередь затронет. А во-вторых, ограничить въезд транспорта в центральную часть города в выходные дни. Как это будет? Нужно изучить практику городов-миллионников и мировой опыт.
Общественник привел в пример Ростов-на-Дону. В столице соседнего региона очень удачно расширили тротуар на Большой Садовой. В результате появилось место для пешеходов и осталось для автомобилей и общественного транспорта. Правда, в Краснодаре таких условий нет. Почти все улицы- двухполосные.
— Мне нравится опыт Германии. В некоторых городах железную дорогу используют в качестве трамвайной линии, — продолжает Александр Балицкий. - В Краснодаре этот опыт вполне применим. Тем более что «РЖД» вполне благосклонно к этой идее. Направление можно было развивать. Как? Например, обустраивать перехватывающие парковки на въездах в город и подвозить гостей города общественным транспортом. Либо развивать трамвайную сеть, отталкиваясь именно от железной дороги.
Поделиться
Краснодарский трамвай//Фото: «Эксперт Юг»
С собеседником отчасти согласен бывший главный архитектор Краснодара (1996-2007 гг.) Юрий Щербинин.
— Проект нуждается в детальной проработке, в этом губернатор прав, — сказал он «Эксперт Юг». — Каждый квартал нужно изучать отдельно, в деталях. И при этом учитывать мировой опыт. Или практику бывших союзных республик, где довольно успешно пошли по пути сохранения исторического наследия. У нас сейчас 670 зданий исторического наследия, которым «ума дать не можем». Более мне сказать нечего, потому как нужно подробно изучить проект.
Посмотреть нечего: надо вернуть Екатеринодар
Поделиться
Владимир Громов//Фото: kazakseverdon.ru
Идея создания исторического центра города буквально витает в воздухе, считает другой собеседник.
— Несколько лет назад я поддерживал идею создания отдельного микрорайона и назвать его «Екатеринодар», — говорит атаман Кубанского казачьего войска с 1990 по 2007 годы, кандидат исторических наук, доцент КубГУ Владимир Громов. — Проект «Семь улиц» — хорошая идея. Во-первых, для ее реализации нужны средства. Во-вторых, специалисты, эксперты, которые займутся сохранением исторического облика центра. Ведь сейчас в Краснодаре и посмотреть не на что, если не считать воссозданного памятника Екатерине Великой, войскового собора Александра Невского и еще нескольких достопримечательностей, которые были восстановлены в последнее время.
С такими проектами спешить нельзя, уверен экс-депутат краевого Заксобрания края.
— Думаю, Краснодар в перспективе может стать городом — центром притяжения для туристов, — резюмировал Владимир Громов. — И еще нужна последовательность. Сейчас частенько здания вычеркивают из списка объектов культурного и исторического наследия. Так быть не должно.
Мэр тоже ошибается: немного о политической составляющей
Поделиться
Геннадий Подлесный//Фото: kuban.kp.ru
Еще один спикер, с которым пообщался «Эксперт Юг», предложил более радикальное решение.
— Краснодара в том понимании, в котором оно должно быть, не существует, — комментирует директор Центра прикладной политологии и социологии Геннадий Подлесный. — Есть административно-исторический центр города. В этой части кубанской столицы расположены администрация края, мэрия, следственные органы, суды. Ну, это нонсенс, когда прокуратура занимает историческое здание — особняк купцов Тарасовых. И почти все краевые и федеральные органы власти занимают такие здания. МВД я не трогаю. Это святое. Без полиции никак. И почему «семь улиц», а не четыре или пятнадцать?
Политолог добавил что сама идея должна быть увязана с реальными возможностями.
— Перед тем, как приступить к ее реализации, нужно подумать над созданием специального кластера, в который перевести администрацию края, мэрию, все министерства, ведомства, управления, департаменты суды, прокуратуру и следствие за пределы исторического центра, — предложил Геннадий Подлесный. — Если найдутся люди, которые реализуют эту идею, им памятник можно при жизни поставить. Лучшим местом для такого проекты мог бы стать район аэропорта, для того чтобы чиновники быстро летали в Москву и возвращаться обратно, не создавая при этом проблем другим участникам дорожного движения. Еще одно хорошее место, на мой взгляд, недостроенный ЖК строительной компании «Родина». Столько бы ресурсов сразу освободилось. Идея, конечно, фантастическая. Но только до тех пор, пока не созданы условия для ее реализации. И город, поверьте, сразу освободился бы от пробок.
Собеседник также отметил и политическую составляющую с проектом «Семь улиц». Ведь губернатор приостановил идею, которую пестовали в мэрии города.
— Уверен, что Евгению Первышову эта история перед выборами в Госдуму пойдет в актив, — подытожил Геннадий Подлесный. — Ведь она показывает, что он тоже человек и способен ошибаться. Да, хотел как лучше, но получилось как обычно. Безусловный плюс, что мэр согласился с губернатором и не стал спорить в прямом эфире. Последний показал себя внимательным и рачительным хозяином, изучил общественное мнение и прибавил себе политических очков.