Поделиться
Создавать производство черной икры хозяйство «Шеуджен М. А.» (ООО «Богус», принадлежит предпринимателю Адаму Богусу из Адыгеи) начало еще в 2013 году. Было построено несколько бассейнов и закуплена партия молодняка. Первую икру под маркой Bogus на ферме получили только в конце 2018 года. «Сейчас в России производится в среднем 45 т икры в год, и в ближайшие 2–3 года мы хотим войти хотя бы в первую десятку производителей. Планируем расширять ассортимент продукта — и по видам рыб, и по технологиям», — говорил Казбек Уджуху в интервью корпоративному сайту компании «Табрис» (сеть краснодарских супермаркетов).
Поделиться
— Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в ЮФО в период пандемии? В чем слабости и преимущества регионов Юга?
— Я не думаю, что ситуация на Юге России отличается от других регионов. Мы вместе со всеми пытаемся продолжать работать, пытаемся выйти из кризиса с наименьшими потерями. Все так же, как и по стране. Для нашего бизнеса каких-либо преимуществ в текущей ситуации я не вижу.
— Что вы считаете специфическими чертами нового кризиса?
— Основная черта – глобальность, он затронет каждого из нас. Что касается нашего осетрового хозяйства, то последствия кризиса мы сможем оценить только к концу года.
— Что изменилось в вашем бизнесе с введением карантина? Произошло ли сокращение объемов продаж и насколько?
— Мы продолжаем работать в прежнем режиме. Рыба растет и набирает вес. Но наш основной доход - от продажи конечного продукта, икры осетровых рыб, а продаж нет. Черная икра не является предметом первой необходимости. Черная икра - атрибут праздника. В настоящее время, в период самоизоляции, люди обходятся без праздников, без посещения кафе и ресторанов. Соответственно, и спрос на нашу продукции упал. Даже можно сказать, рухнул. Объем продаж сократился в разы и составляет около 2 % от прежнего объема. К сожалению, наша продукция сейчас не востребована, а покупательская способность населения значительно снизилась.
— Помимо этого, с какими основными проблемами столкнулось ваше фермерское хозяйство?
— Отсутствие спроса на продукцию. Прерваны цепочки поставок в другие регионы, прежде всего, в столицу. Регулярно возникают проблемы логистики: то требуются новые пропуски, то закрывают целые регионы. Это очень мешает бизнесу.
— Какими мерами государственной поддержки планируете воспользоваться? В каких антикризисных мерах и решениях, на ваш взгляд, нуждается бизнес?
— Большинство мер поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве и конкретно в нашем бизнесе не может быть применено, потому что мы не вошли в число наиболее пострадавших от пандемии. Нас реально коснется только снижение страховых взносов. Для хозяйств, применяющих упрощенную систему налогообложения, в Республике Адыгея введена нулевая ставка на доходы. Но мы являемся плательщиками НДС, и к нам эта мера не применима. Мы должны в срок исчислить налог и уплатить его. Я думаю, что для сельхозпроизводителей необходима поддержка и в этом виде налога.
Нашему хозяйству очень необходимы кредитные средства с пониженной ставкой и возможностью субсидирования части затрат на уплату процентов. Еще в начале апреля мы обращались в один из банков — необходимо было оплатить корма для рыб, но получили отказ без объяснения причин. Заявленная ставка была в размере 16% годовых, но банк не захотел нас кредитовать. Для дальнейшего развития производства нам необходим долгосрочный инвестиционный кредит на выгодных условиях.
— Правительство обозначило перечень отраслей, которые в первую очередь пострадали от кризиса и нуждаются в поддержке. Считаете ли вы, что этот список нужно дополнить?
— Необходимо признать фермеров-сельхозпроизводителей пострадавшими от пандемии, как целую отрасль.
— Какие новые направления деятельности вы считаете необходимым развивать в будущем?
— Продолжаем развивать свой бизнес в условиях кризиса, уже сейчас мы совершенствуем систему водоснабжения хозяйства, строим новые бассейны.
— Многие компании перевели своих сотрудников на удаленную работу, некоторые – полностью, некоторые – частично. Кто-то работает онлайн. Как вы считаете, повлияет ли нынешний кризис на дальнейшее отношение работодателей к своим сотрудникам?
— Онлайн рыбку не покормишь…. Как работодатели в период кризиса мы стараемся более внимательно относиться к запросам и нуждам своих работников. Первоочередная задача – это их здоровье и благополучие. Никаких сокращений штата и снижения заработной платы - не предусматриваем.
— Какие специалисты вышли на первый план в кризис? Какие направления будут востребованы в будущем?
— Поскольку, потребуется расширение рынка продаж. Поэтому, прежде всего, менеджеры по продажам, маркетологи и логисты. Благодаря их усердию и плодотворной работе мы сможем выйти на прежний уровень и развиваться дальше.
— Как нынешняя ситуация отразится на инвестиционных планах вашего фермерского хозяйства?
— Реализация инвестиционных планов возможна только с государственной поддержкой в виде инвестиционных кредитов, субсидий на развитие семейных животноводческих ферм и тому подобных мер.
— Что будет с рынком, когда закончится карантин?
— Оптимистически, надеюсь на скорое возрождение рынка после завершения карантина. Но понимаю, что в реальности процесс займет не менее 2-3 лет. И все же желаю всем нам, чтобы время, когда каждый мог бы себе позволить ежедневно к утреннему кофе приготовить бутерброд с щедро намазанной черной икрой, настал как можно раньше.
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен.