За время работы клиники «Три-З» помогли более чем миллиону пациентов, провели свыше 177 тысяч операций, из них около 50 тысяч — процедуры коррекции зрения. Решение специализироваться на амбулаторной хирургии, но при этом развивать технологии, стало залогом успеха. Теперь клиника занимается и сложными случаями, например, имплантацией факичных линз, позволяющей вернуть зрение пациентам, которым противопоказана лазерная коррекция.
Сейчас 3Z — это группа компаний, в которой действует матричная система управления: центральная управляющая компания занимается разработкой функциональных стратегий, а бизнес-единицы в городах пишут свою территориальную стратегию, отвечающую требованиям конкретного региона, рассказала «Эксперту ЮГ» медицинский директор группы компаний «Три-З» Инна Злотникова.
Рывок за три года
— Каковы основные вехи развития компании?
— Первая клиника открывалась в 2003 году на семейные деньги, в столице Кубани, так как именно здесь жили учредители (по данным «СПАРК-Интерфакс», учредителями большинства компаний ГК «Три-3» являются Владимир Фридман и Инна Гамзаева. — «Эксперт ЮГ»), работали и хорошо понимали потенциал и потребности пациентов. «Три-З» был тогда единым медицинским центром, объединявшим в себе разные медицинские направления: офтальмология, гинекология, урология, дерматология, лаборатория и УЗИ. Желание создать клинику европейского уровня привело к расширению офтальмологического центра и открытию в крае первой частной офтальмологической клиники под названием «Три-З». В 2006 году произошло разделение многопрофильного центра «Три-З» на отдельные структурные подразделения: офтальмологическую клинику «Три-З» и клинику семейного здоровья «Сити-Клиник». Приоритетным стало офтальмологическое направление, так как на тот момент в Краснодарском крае не было частной глазной клиники, которая могла бы предложить своим пациентам высокотехнологичную, современную и доступную помощь.
— Какие позиции на офтальмологическом рынке сегодня занимает компания?
— Мы работаем в среднем ценовом сегменте, используем самые современные технологии хирургии катаракты и коррекции зрения. По итогам 2017 года клиники «Три-З» — лидер по имплантации факичных линз (используются при высокой степени близорукости, до -30 диоптрий, а также тонкой и искривлённой роговице). Мы — единственная сеть клиник в регионах, которая занимается витреоретинальной хирургией (применяется при лечении отслойки сетчатки и других патологий стекловидного тела глаза) в амбулаторных условиях — без госпитализации. Мы отмечаем высокий спрос на витреохирургию во всех регионах присутствия наших клиник. Практически всё, что на сегодняшний день используется в офтальмологии и наиболее популярно в Европе, присутствует и у нас.
— На чём основана система управления вашей компании?
— В нашей группе компаний действует матричная система управления. Центральная управляющая компания занимается разработкой функциональных стратегий, а бизнес-единицы в Краснодаре, Москве, Ессентуках и Перми пишут свою территориальную стратегию, отвечающую требованиям конкретного региона и его специфике. Эта система позволила нам занять лидирующие позиции на офтальмологическом рынке, и в ближайшее время мы не планируем её менять. Мы глобально пересмотрели свои цели и пришли к выводу, что надо меняться, причём во всех направлениях: в маркетинге, медицине, сфере сервиса. Мы разрабатываем активный блок функциональных стратегий, прописываем планы по внедрению инновационных методик, анализируем их потенциальную эффективность и прогнозируем ключевые показатели нашего успеха, которые обязательно отслеживаем и анализируем.
— Что для вас означает быть инновационными?
— Это значит, что мы должны предложить нашим пациентам всё самое лучшее и современное как в медицине, так и в сервисной части. Внедрение новых технологий и услуг — процесс сложный и многоступенчатый. Их необходимо описать, оцифровать и убедиться, что мы движемся в нужном направлении. Недавно мы произвели замену учётных и производственных программ на единую корпоративную автоматизированную систему 1С:ERP, в которую было инвестировано более 20 миллионов рублей. Благодаря этому удалось оптимизировать все процессы компании таким образом, чтобы поддерживающие функции были напрямую связаны с основным бизнесом. Количество поступающих в контактный центр обращений увеличилось до 80 тысяч в месяц. Благодаря выстроенному алгоритму ведения пациента мы сопровождаем его на каждом этапе взаимодействия с компанией: от звонка в контактный центр до послеоперационного наблюдения.
Стратегия сбалансированного роста
— Как вы себе представляете стратегию развития вашей компании?
— Наша стратегия проста в формулировке, но сложна в реализации: мы хотим помогать людям на территории всей страны. Мы стремимся оставаться инновационными, предоставлять сервис высокого уровня. В течение предстоящих пяти лет в планах компании — удвоить объёмы прибыли и сохранить такой же высокий темп роста, как и в предыдущие годы.
Это будет достигнуто как за счёт расширения портфеля наших услуг и увеличения их количества, так и за счёт территориального расширения. Будем открываться в других городах, развивать нашу сеть клиник. Мы всегда ищем лучшие технологические и сервисные решения, и у нас отличный опыт тиражирования успешных практик.
Разработкой функциональной долгосрочной стратегии занимаются наши функциональные дирекции: медицинская, финансовая, маркетинговая, коммерческая. Затем основные линии развития поддерживаются и развиваются бизнес-единицами с учётом особенностей регионов. Мы не перенимаем чью-то модель развития, мы создаём свою, основываясь на собственном, уже немалом, опыте.
— Во что конкретно и в каких объёмах ваша компания вкладывала средства?
— В проект по открытию клиники 3Z в Москве и обеспечению её деятельности в течение первых трёх лет мы планируем инвестировать полтора миллиарда рублей. Работа московской клиники организована в соответствии с общими стандартами 3Z. Мы выстроили все процессы так, чтобы людям было комфортно на каждом этапе взаимодействия с клиникой. Мы стремимся к тому, чтобы уровень сервиса и качество услуг соответствовали ожиданиям пациента, а результат возвращал к полноценной жизни с хорошим зрением.
В другие бизнес-единицы в 2018–2019 годах мы планируем вложить 300 миллионов рублей. Основные инвестиции пойдут на обновление парка оборудования, модернизацию, обучение специалистов. Мы уделяем большое внимание корпоративной культуре и формированию нашей модели компетенций. Проводим обучающие семинары на базе своих клиник, наши сотрудники посещают профессиональные конференции, в том числе международного уровня.
— Какие изменения ждут вашу компанию в ближайшее время?
— Клиника 3Z в Москве уже представлена в новом бренде, который претерпел множество качественных изменений. Визуальное решение московской клиники выполнено в духе современных тенденций. С логотипа исчезло привычное для офтальмологических клиник изображение глаза, бренд стал более лаконичным и ёмким. До конца 2019 года планируем преобразовать все подразделения компании в регионах.
— В чём вы видите потенциал роста компании?
— Это прежде всего рост рынка и профессиональная управленческая команда. Важно ещё и то, что созданный нами продукт невозможно скопировать. Здесь нужно делать акцент не столько на технологии, сколько на тех ощущениях, которые испытывает пациент в процессе получения услуги и от её результата. Ведь зрение — это основной источник информации и возможность ориентироваться в пространстве, жить полноценной жизнью и наслаждаться её красками.
Рынок будет расти
— Насколько динамично будет развиваться ваш рынок в ближайшие три-пять лет?
— В короткой перспективе мы не предвидим активного роста рынка, по объективным причинам — из-за «демографической ямы» вследствие Великой Отечественной войны. При этом в перспективе 10–15 лет рынок будет расти. Во-первых, потому что растёт количество патологий зрения среди молодых людей. Например, в связи с современным образом жизни: использование гаджетов, необходимость проводить очень много времени у монитора ухудшают состояние именно «молодого глаза».
Другой сегмент — это возрастные категории. Сейчас продолжительность жизни значительно выросла, следовательно, увеличивается и количество людей с диагнозом «катаракта». Это патология пациентов старшего возраста, естественное старение глаза. Чем больше пожилых людей, тем больше и патологий, лечением которых мы занимаемся.
— Каковы основные факторы роста компаний, действующих на вашем рынке?
— Рост рынка в первую очередь связан с появлением новых современных технологий, способов лечения патологий среди всех возрастных сегментов. Сегодня мы активно проводим процедуры коррекции зрения и оперируем катаракту. Однако в мире ещё только набирает обороты лечение пресбиопии (аномалия рефракции глаза, при которой человек не может рассмотреть мелкий шрифт или маленькие предметы на близком расстоянии), когда пациенты «за сорок» начинают надевать очки. С развитием новых технологий и способов лечения эта категория пациентов станет одним из факторов роста.
— Каковы основные вызовы, с которыми компания сталкивается сегодня?
— Растёт конкуренция, открываются новые частные офтальмологические клиники и кабинеты, как региональные, так и сетевые. Но при этом растёт и количество пациентов с глазными патологиями, что связано с образом жизни детей и молодёжи, а также с ростом продолжительности жизни старшего поколения. Мы уверенно чувствуем себя на рынке, у нас амбициозные планы, в том числе и по региональной экспансии.
Справка о компании
Консолидированная выручка ГК «Три-З» в 2017 году, по собственным данным, составила более 1,5 млрд рублей. В структуре выручки офтальмология занимает 84%, а многопрофильный медицинский центр «Сити-Клиник», также входящий в состав группы компаний, — 16%. CAPEX (капитальные затраты) группы компаний «Три-З» на 2018 год — почти 300 млн рублей. Финансирование ведётся преимущественно за счёт собственных средств, привлечение кредитных денег составляет всего порядка 5%.