«Ростоввторпереработка». Экскурсия на завод. Фото: социальные сети предприятия
Поделиться
Как собирают отходы?
В каждом субъекте федерации есть территориальная схема обращения с ТКО, в которой в подробностях расписано всё: от точек размещения контейнеров до состава мусорного ведра в каждом районе. Например, в Краснодарском крае она опубликована в виде документа с приложениями, а в Ростовской области – интерактивная.
С такой схемой должно быть совершенно понятно, куда и как отправляется мусор, и кто за что отвечает в его движении. За установку контейнеров отвечают муниципалитеты, за вывоз отходов – региональные операторы по обращению с ТКО, а за хранение и утилизацию – мусорные полигоны.
Несмотря на то, что нацпроект «Экология» предполагает 100% сортировку отходов к 2030 году, пока возможностей для раздельного сбора мусора горожанами становится не больше, а меньше. Например, прокуратура Сочи в апреле 2023 года выяснила, что 80% закупленных контейнеров не попали на улицы города-курорта, жители Ростова-на-Дону жалуются на то, что мусор из сеток для пластика не вывозят вовремя, а волгоградские СМИ утверждают, что реализация проекта «Экология» в регионе провалена. То же самое говорят и активисты из разных городов ЮФО:
«Раздельного сбора мусора в Астрахани фактически нет, кроме некоторого количества контейнеров для сбора пластиковых бутылок от регоператора «Экоцентр», – рассказала Александра Ирушкина из Астрахани, организатор и координатор нескольких экопроектов. – Но в последнее время жители жалуются на то, что контейнеры переполнены, их не вывозят, не обслуживают. Информацию о том, что происходит с пластиком, который собирают в эти контейнеры, нам в «Экоцентре» получить не удалось, сколько ни пытались».
Сама Александра сейчас курирует проект «Астрасбор», суть которого – ежемесячные акции по приему вторсырья у горожан.
«Мы работаем с проверенными заготовителями и переработчиками Астраханской области и уверены в том, что все собранное вторсырье обязательно поедет на переработку. В основном, за пределы региона, хотя в Астрахани кое-какие переработчики тоже имеются», – говорит Александра.
Сочи – в тысяче километров от Астрахани, но проблемы те же:
«Как таковая система раздельного сбора отходов в Сочи отсутствует. Есть сетчатые контейнеры для сбора вторсырья на мусорных площадках, но за много лет нам не удалось попасть на территорию, где, по утверждению регионального оператора, отходы сортируют и готовят к отправке на переработку, – говорит руководитель сочинского экодвижения «Маяк» Михаил Дьяченко. – На самих контейнерах нет информации ни о том, что в них можно складывать и как правильно подготовить отходы, ни о том, кто их обслуживает и на какие предприятия вторсырье отправляется на переработку. К тому же наши подписчики часто пишут, что видели, как содержимое сетчатых контейнеров забирают вместе со смешанными отходами одним мусоровозом».
Поделиться
Вывоз мусора компанией «Экотехпром». Фото предоставлено пресс-службой организации
«Мы тоже часто сталкиваемся с претензиями, будто бы весь мусор у нас сыплется в одну машину, – говорит Григорий Шаманин, руководитель пресс-службы компании «Экотехпром», регоператора в Крымской зоне деятельности. Компания обслуживает четыре района Краснодарского края и город-курорт Анапу. – Но это не так, просто люди путают. Зачастую машины, которые собирают смешанные отходы и пластик, идентичны внешне, но это всегда разные автомобили. А вот жители еще не совсем привыкли сортировать мусор, пластик выбрасывают в общие контейнеры и наоборот».
Дальше отходы вывозят на полигон, где их должны сортировать, и то, что можно, отправлять на переработку. Это уже зона ответственности организации, которая обслуживает полигон ТКО.
Как бизнес участвует в сборе отходов?
Компании, которые не вошли в число регоператоров, не вправе устанавливать специальные контейнеры на площадках для сбора ТКО. Они могут заключать договоры с организациями, собирать отходы на собственной площадке или запускать «экомобили». Например, так работает компания «Ростоввторпереработка», которая с 1995 года принимает у населения и юрлиц вторичные ресурсы пятнадцати видов: от макулатуры до оргтехники.
«Бизнес по сбору и переработке вторсырья – высококонкурентный. Хотя господдержку получают, в основном, крупные организации, то есть регоператоры, на рынке представлены малые и средние предприятия, которые заготавливают или перерабатывают сырье, – рассказал директор по развитию «Ростоввторпереработки» Андрей Поздняков. – Переработчикам удобно работать с такими организациями, как наша, так как они получают чистое сырье, готовое для производства продукта. В Ростовской области достаточно много переработчиков отходов 4-го и 5-го классов опасности (это малоопасные и безопасные материалы – полиэтилен, бумага, текстиль и т.д.), но в основном их перерабатывают в Центральном федеральном округе, не у нас».
По словам представителя компании, картон из Ростова уходит на Пензенский и Илимский бумажный комбинаты, из него там снова делают картонные коробки. «Архивную позицию», то есть бумагу формата А4 любого оттенка, перерабатывают на юге, в Ростове или в Краснодаре. Из нее производят гигиеническую продукцию – салфетки, туалетную бумагу и тому подобные вещи.
Поделиться
Экскурсия на предприятие «Ростоввторпереработка». Фото из соцсетей организации
Пластик разъезжается по всей России, в зависимости от его состава. Автомобильный пластик, а именно бамперы, перерабатывают в Казани. Полиэтилен низкого давления, самый яркий пример продукции из которого – пластиковые ящики для воды, пива и так далее, перерабатывают и в ЮФО, и в других регионах. Крупные переработчики полиэтиленовой пленки и ПЭТ-бутылки есть в Ростовской области. Это сырье обычно не покидает пределы региона, так как груз легкий и возить его далеко экономически невыгодно.
А кто занимается переработкой?
Одно из предприятий, которое выпускает продукцию из вторсырья – компания «Полицех», производственные мощности которой находятся в Крымском районе Краснодарского края. Здесь изготавливают малые архитектурные формы: скамейки и песочницы, пляжные кабинки и шезлонги, урны и цветочные кашпо. Сырьем служит полиэтилен высокой и низкой плотности, а также полипропилен. Такой пластик маркируется цифрами «2», «4» и «5» в треугольнике из стрелок. Дробленый пластик разных видов смешивают в нужной пропорции, добавляют кварцевый или мраморный песок и перемешивают с одновременным нагревом до температуры 220-230 градусов. Получается пластичная смесь, по консистенции похожая на кинетический песок. Потом ее выкладывают в пресс-форму, где под давлением формируют ламель и брус для изделий.
«В одной лавке – 40-45 кг пластика, это 30% от ее общего веса, – говорит менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «Полицех» Диана Швец. – Такие скамейки очень прочные, их тяжело перевернуть или еще как-то испортить, они не горят и не гниют».
Поделиться
Лавка производства компании «Полицех» в парке Крещения Руси. Фото предоставлено экспертом
Встретить продукцию предприятия можно в парках и скверах региона, а один из последних крупных объектов – Крещенский парк в Анапе, где будут установлены малые архитектурные формы от производителей из Крымского района.
Это не единственное такое предприятие в Южном федеральном округе. Технология изготовления мебели из пластика хорошо отработана, а продукция пользуется спросом как у муниципалитетов, так и у бизнеса или частников.
Как ни странно, при огромном количестве пластиковых отходов (3,5–5 млн тонн в год по данным журнала «ТБО – обращение с отходами» за декабрь 2021 года) производителю тяжело найти нужное сырье в нужном объеме. Например, «Полицеху» ежемесячно нужно 30-50 тонн пластика, но имеющиеся в крае контрагенты обычно могут предоставить от 300 до 2000 килограммов в месяц. Например, компании, торгующие овощами и фруктами, поставляют пластиковую тару, дорожники – вышедшие из строя ограждения вдоль трасс, организации туриндустрии – списанные шезлонги.
У населения компания пока сырье не принимает, но планирует. Хотя признает уже сейчас, что это – проект скорее социальный, чтобы воспитывать в людях ответственное отношение к природе.
«Люди смогут в определенные дни приносить нам отсортированный пластик. Например, 40 килограммов принесли – мы сделали и поставили в городе лавочку. В будущем планируем создать «Аллею неравнодушных» из отходов, которые собрали жители, – обещает Диана Швец и добавляет. – Мы ставим контейнеры для сбора крышечек в учебных заведениях в Геленджике, в Новороссийске, скоро поставим в Крымске, проводим информационные мероприятия для подростков, и видим, сколько сейчас неравнодушных к теме экологии детей и взрослых. Например, однажды для съемок видеоролика нам понадобилось найти очень грязное, замусоренное место. И мы нашли его с трудом. Видно, что и регоператор старается, и горожане стремятся поддерживать чистоту. И это радует».
Из анализа сложившейся в регионе обстановки видно, что ситуация достаточно парадоксальная: есть и потребность во вторичных ресурсах со стороны бизнеса, и готовность организаций и населения сортировать и сдавать в переработку отходы. Однако, несмотря на это, у производителей есть сложности с сырьем, а экоактивисты не всегда понимают, действительно ли раздельный сбор является реальным делом, а не фикцией. Проблема, вероятно, в коммуникации разных игроков этого рынка. Решив ее, раздельный сбор и переработку мусора можно сделать действительно эффективными.