Руководство группы «Сумма» (принадлежит предпринимателю Зиявудину Магомедову), владеющая на паях с АК «Транснефть» ПАО «Новороссийский морской торговый порт», намерено привлечь в капитал управляющей компании проекта порта «Тамань» стратегического или финансового партнера. Об этом заявил в рамках ПМЭФ-2016 сам председатель совета директоров «Суммы» г-н Магомедов. Одним из вариантов может стать привлечение к управлению Тамань инвестиционного фонда Mubadala из ОАЭ в партнерстве с Российским фондом прямых инвестиций, которые могут приобрести небольшой пакет акций компании ООО «РМТ-Тамань» (дочка ФГУП «Росморпорт»). 50,1% акций компании должен получить по соглашению на ПМЭФ-2016 сам НМТП.
Г-н Магомедов давно предлагал «Росморпорту» найти варианты разделения грузопотоков между двумя крупнейшими российскими портами Азово-Черноморского бассейна.
«Новороссийский порт, где мы – один из крупнейших акционеров, подписал соглашение с Росморпортом о том, что Новороссийский морской торговый порт будет ведущим концессионером этого проекта, - рассказал он. - И мы изначально смотрели на этот проект в контексте разделения грузовых баз. То есть имеется традиционная грузовая база, которая сложилась и работает в Новороссийском порту. Это трубопроводная нефть, нефтепродукты, это зерно, контейнеры и генеральные грузы. С точки зрения развития угольной перевалки, развития ЖРК (железорудный концентрат), развития серы мы смотрели на проект «Тамань» как на проект, который может как раз вовлекать такого рода грузопотоки. И я полагаю, что в ближайшем будущем мы начнем проектирование всех этих терминалов, а со следующего года начнем их строительство».
Глава «Суммы» оценил общие капвложения в развитие таманских мощностей чуть менее чем в 80 млрд рублей (ранее называлась сумма 88 млрд рублей, из которых две трети должны быть привлечены частными инвесторами в лице НМТП и других). Свои подсчёты г-н Магомедов объяснил разницей в структуре вложений.
«Это в том числе зависит от структуры капитала терминалов - потому что в некотором случае это будут открытые хабы, которые будут предлагать свои услуги всем грузоотправителям. В некоторых случаях это будут комбинированные корпоративные структуры, где будут участвовать в том числе грузоотправители. Общий размер инвестиций будет понятен после того, как мы актуализируем проекты и пройдем экспертизу, а новороссийская часть будет зависеть естественно от структуры капитала».
Кроме того, по его мнению, в Таманском порту потребуется провести масштабные дноуглубительные работы, на которые понадобиться не менее 6 млрд рублей. Современные контейнеровозы вместимостью 10-18 тысяч TEU должны свободно заходить в порт по судоходному каналу, чтобы грузополучателям было экономически выгодно работать в Тамани. Увеличение дедвейта судов выгодно и зернотрейдерам, которые в этом порту строят крупный зерновой терминал.
В качестве стратегических партнёров НМТП по Тамани могут рассматриваться инвестиционный фонд Mubadala из Объединённых Арабских Эмиратов, работающий в партнерстве с Российским фондом прямых инвестиций, который завершает переговоры с «Росморпортом» как раз по участию в проекте. Об этом рассказал заместитель министра транспорта России Виктор Олерский. По его словам, «Росморпорт» сохранит за собой в компании блокпакет, остальные акции будут проданы другим инвесторам.
«Это могут быть фонды, а могут быть и собственно будущие операторы терминалов... У нас, собственно, была задача «раскэшиться». Мы так и предполагали - 20-25% себе оставить, остальное отдать в рынок, чтобы деньги привлечь…Инвесторы будут получать ренту от операторов терминалов в порту, внутренняя норма доходности будет составлять порядка 16-18%», - пояснил он.
Инвесторы из ОАЭ три года назад совместно с РФПИ создали инвестиционный фонд в России размером в 2 млрд долларов. В этом году Mubadala уже пытался приобрести 25%-ный пакет холдинга «Вертолёты России».