Исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Жигалов считает, что за ростом продаж последует рецессия. Фото: РОАД
Поделиться
Краснодарский край оказался на четвертом месте, уступив только Москве, Московской области и Санкт-Петербургу. За восемь месяцев 2023 года на Кубани было выдано автокредитов на 34,7 млрд рублей, что на 71,6% больше, чем в 2022-ом.
Как отметил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков, такой существенный рост автокредитования связан с эффектом низкой базы и падением выдач весной прошлого года. Опрошенные «Эксперт Юг» аналитики среди причин также называют приход на российский рынок относительно недорогих авто китайских брендов, и снижение доходов населения. Однако, по их мнению, ситуация будет ухудшаться, и приобрести автомобиль без кредита будет все сложнее.
Дилеры переориентировались на Китай
Одним из главных трендов 2023 года на авторынке Юга России стала смена поставщиков. Автодилеры перестали быть официальными представителями западных автобрендов и переориентировались на китайские марки – провели редизайн выставочных площадей, сменили вывески и модельный ряд. В меньшем масштабе ассортимент пополнили отечественные машины. К примеру, автохолдинг «Ключавто» открыл дилерские центры бренда «Москвич» в Ростове-на-Дону и Краснодаре.Директор по продажам группы компаний «Артекс» (работает в Ростовской области и Ставропольском крае) Анжела Камышная отмечает, что авто китайских брендов на рынке Юга появляется все больше, и интерес к этим маркам у населения растет, также, как и ассортимент.
«Спрос на некоторые китайские модели так велик, что клиенты ждут поставку по 2-3 месяца. В премиум-сегменте аналогичная ситуация. Еще до старта продаж заключаются предварительные договоры на поставки автомобилей, равные двухмесячному объему продаж модели. В целом клиенты сегодня уже достаточно лояльно относятся к брендам из этой страны», — прокомментировала Анжела Камышная.
По ее словам, с прошлого года ГК «Артекс» стала развивать дилерскую сесть совместно с развивающимися китайскими автопроизводителями. С параллельным импортом группа компаний не работает.
Поделиться
Западные, корейские и японские бренды постепенно уступают место китайским. Фото: «Юг-Авто»
В качестве одного из факторов, который может замедлить рынок, в «Артекс» назвали изменения в утилизационном сборе, которые были введены 1 августа 2023 года. Ввозить в Россию импортные автомобили из зарубежа в частном порядке стало разрешено только для личного использования. Также были переработаны повышающие коэффициенты, из-за чего размер утилизационного сбора вырос в два-три раза – в зависимости от объема двигателя импортируемой машины.
В «Артекс» отметили, что в связи с повышенным утильсбором цены на легковые авто уже увеличились на 10%. Помимо этого, влияние на стоимость окажут новые правила ввоза автомобилей от Минпромторга, вступившие в силу с 1 октября. Они предусматривают покупку авто исключительно в официальных дилерских центрах. Как итог, «серые» дилеры исчезнут с рынка.
Кредиты решают проблему доступности
Генеральный директор компании «Авто Консалтинг» Александр Головков считает, что доверие к китайскому автопрому в российском обществе будет расти – в первую очередь в связи с отсутствием большого количества альтернатив.«Вспомним, что и к корейским брендам, таким как Kia или Hyundai, в свое время относились с подозрением – поскольку мало что о них знали, не было статистики. Но со временем эти авто прочно укоренились в российских дилерских центрах. Думаю, также будет и с китайскими марками», — отметил эксперт.
По его мнению, рост автокредитования на Юге России вполне закономерен. В частности, немалую роль в формировании этой тенденции сыграло государственное субсидирование кредитов на покупку автомобилей.
«Во-вторых, южные регионы не назовешь бедными с точки зрения зарплат, и продажи авто в них всегда были хорошими. Кроме того, на рынке достаточно сильных игроков, развита конкуренция», — доб
Рост продаж на Юге в целом соответствует общероссийскому тренду, сообщил исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Жигалов. Однако тренд этот наблюдался в первой половине 2023 года, после чего началось постепенное снижение.
«Рост может оказаться кратковременным явлением. В третьем квартале мы видим относительно неплохие показатели, но далее скажется и ослабление рубля, и повышение ключевой ставки Банком России практически на треть – очевидно, что доступность автокредитов снизится. В дополнение к этому, продолжают расти цены на авто. Только из-за курса рубля они уже повысились на 10-15%. Новый утильсбор также окажет свое влияние», — рассказал Вячеслав Жигалов.
Он отметил, что уже сегодня происходит снижение трафика в автосалонах, так что в 2024 году весь рынок может ждать рецессия и снижение продаж на 20%. Следствием этого будет устаревание автопарка в стране.
На рынке подержанных авто ситуация тоже ухудшается, сообщили «Эксперт Юг» в краснодарском автосалоне «Партнер-Авто». Спрос разделился на два направления – одни покупатели пытаются найти авто с пробегом по «старым ценам», а другие – приобрести подержанные премиальные машины, поскольку их завоз в Россию сильно сократился.
«Но в целом очевидно, что покупательская способность населения падает. На фоне подорожания некоторых моделей в два раза это приводит к росту автокредитования – без заемных средств многие люди просто не смогут позволить себе покупку машины», — резюмировали представители автодилера.