103 107 14

Рост цен на топливо бьет по аграриям Юга все сильнее

3916
9 минут

Резкий скачок цен на ГСМ стал настоящим ударом для сельхозпроизводителей Юга. Проблема, возникшая летом, продолжает расти, а в Волгоградской области она вышла из-под контроля. Эксперты отмечают, что южные аграрные регионы в наибольшей степени оказались заложниками ситуации. Причин роста цен называют много, а вот решение проблемы до сих пор не найдено.

Рост цен на топливо бьет по аграриям Юга все сильнее

Рост цен на топливо совпал с началом посевов озимых культур на Юге. Фото: mold.su
Поделиться
Проблему с ростом цен на топливо в регионах Юга России до сих пор не удалось решить. Еще в августе о непростой ситуации на рынке ГСМ всерьез заговорили сельхозпроизводители, которые с ужасом подсчитывали расходы, ведь процесс увеличения стоимости дизельного топлива совпал с периодом завершения уборочной кампании и началом посевов озимых сельхозкультур.

Сегодня эксперты приводят массу аргументов, почему возникла такая ситуация, и называют единичные варианты урегулирования ситуации. В одних регионах руку помощи аграриям протянули местные власти, в некоторых — жители, не дождавшись поддержки, решили обратиться к главе СК РФ Александру Бастрыкину.

«Эксперт Юг» побеседовал с сельхозпроизводителями и выслушал их мнение относительно взлета цен на ГСМ, а также собрал официальные заявления представителей власти южных регионов на этот счет.

Волгоградцы просят помощи у Бастрыкина

Одним из регионов, где ситуация с ростом цен на топливо вышла из-под контроля стала Волгоградская область, жители которой крайне возмущены случившимся. Не получив внятных объяснений от представителей власти, люди просят разобраться в этом вопросе главу Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Более того, волгоградцы требуют отправить в отставку региональный комитет торговли.

Местные чиновники в ответ лишь разводят руками и называют одной из причин нехватки и, следовательно, роста цен, возросшее число фур, проезжающих в это время через территорию региона. Жители задаются встречным вопросом: как большегрузы влияют на нехватку бензина АИ-95 и АИ-100?

Волгоградские сельхозпроизводители также отмечают, что сегодня временами возникает нехватка дизельного топлива, а цены на него, особенно оптовые, выросшие за последний месяц больше чем на 30%, их просто шокируют.

«В августе начался резкий рост цен на топливо. Дизель сегодня найти можно, вопрос тут не в наличии, а в цене. Сейчас все часто происходит в формате online. Кто-то, например, на бирже покупает и быстро привозит, — комментирует руководитель ООО «Агро-Продукт» Евгений Долгов. — Я приобретал в последний раз топливо по цене 85 тыс. рублей за тонну с доставкой. А месяц назад мы покупали топливо по цене — 60 тыс. рублей за тонну».

При этом Евгений Долгов считает, что рост цен на ГСМ — лишь одна из большого перечня проблем современных аграриев, и удивляется, что только к этой теме приковано такое внимание СМИ и общественности.

заправка лукойл.jpg
Поделиться

Оптовые цены на дизельное топливо заметно выше розничных на АЗС. Фото: vytegra.news

«В целом, сельхозпроизводителям сегодня стало работать сложнее. Ситуация очень нестабильная. И речь идет не только о росте цен на топливо, но и приобретении запчастей (изменении стоимости и сроков доставки), изменениях на рынке сбыта продукции. Не знаю, с чем это связано: с малым экспортом или с большими объемами урожая. Продукцию стало продавать сложнее, быстро уходит лишь пшеница высокого качества. В целом, сев сейчас проходит непросто. Есть много рисков», — резюмирует директор предприятия.

Заведующий складом ГСМ ОАО «Колос» Андрей Пустовалов рассказал, что с мая этого года цена на дизельное топливо выросла почти вдвое. Только за последний месяц стоимость за литр увеличилась на 20 рублей.

«Следом начнут дорожать запчасти. И непонятно пока, как в дальнейшем будем реализовывать свою продукцию. Тогда может возникнуть вопрос: выгодно ли вообще в такой ситуации заниматься сельским хозяйством, — комментирует «Эксперту Юг» Андрей Пустовалов. — Мы пока переживаем возникший кризис за счет своих сформированных ранее запасов топлива, которые пополняем в течение года. Сейчас поставщики обещают значительное снижение цен в октябре, и мы на это очень надеемся. Сегодняшний скачок цен они объясняют дефицитом топлива. Но здесь интересен еще такой момент: оптовая цена для нас, сельхозпроизводителей, на 20 рублей выше, чем розничная цена, если сравнивать, например, с той же ценой за литр дизеля на заправке “Лукойла”. Там можно приобрести по 60-65 рублей за литр, в то время как оптовая цена для сельхозпроизводителей составляет от 72 до 80 рублей за литр».

По мнению представителя предприятия «Колос», ситуация с ростом цен создана искусственно, поскольку она совпадает с «горячей порой» у аграриев, которые в любом случае вынуждены приобретать дизтопливо — даже по завышенным ценам.

Проблема не только Юга, но и всей страны

Президент Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области (АККОР) Александр Родин констатирует, что стоимость топлива в Ростовской области, как и во многих регионах РФ, выросла в немыслимых пределах — на Дону цена варьируется от 80 до 90 тыс.рублей за тонну.
На эту тему
Цена на ГСМ растет и требует ужесточения контроля
директор ООО им. Кирова Мурад Кахриманов.jpg
Поделиться

«Мы постоянно передаем информацию по этой теме в Москву. Эта проблема сейчас обсуждается повсеместно. И я повторюсь, что с такими ценами работать нельзя. На прошлой неделе мы обсуждали это в Краснодаре. На мероприятии присутствовали представители и главы региональных отделений Ассоциации, включая президента федерального АККОР Владимира Плотникова, губернатор края. Еще раньше мы проводили Президиум АККОР, подготовили соответствующее обращение к Михаилу Мишустину. Однако ситуация не изменилась в лучшую сторону. Я разговаривал с людьми из Оренбурга, Курска, Алтая, там все то же самое, — комментирует Александр Родин. — Это рынок контролируют крупные компании, и, наверняка, они согласовывают этот вопрос. Скачок цен произошел во время уборочной кампании. Топливо нужно, никуда не денешься. И все это понимают».

Так, в Ростовской области сейчас уже собрали урожай зерновых культур, но продолжается уборка подсолнечника, идет подготовка к севу озимых культур и обработке почвы. Расходы на солярку в этот период всегда увеличиваются.

«Сложившаяся ситуация говорит о том, что надо регулировать цены. Министерство экономики должно за этим следить. Этот вопрос стоит адресовать господину Белоусову - первому заму главы правительств РФ. Есть вопросы по удобрениям, падению цен на зерно, при росте цен на ГСМ. Есть о чем поговорить в нашей отрасли, — подчеркивает собеседник «Эксперта Юг». — Если ситуация не изменится в скором времени, мы можем потерять многих сельхозпроизводителей. К тому же, льготных кредитов пока не будет. Правительству необходимо принять решение — никаких банкротств малого бизнеса, чтобы запретить отнимать таким образом земли у крестьян. Сложившаяся ситуация возникла по вине правительства, и она не должна повлиять на процесс кредитования фермерских хозяйств».

Проблема одна — причин много

На этой неделе министр промышленности и энергетики Ростовской области прокомментировал ситуацию с наличием топлива на АЗС региона.

Андрей Савельев.jpg
Поделиться

Андрей Савельев отметил, что в Ростовской области наблюдается высокий спрос на дизельное топливо. Фото: v-pravda.ru

«В настоящее время автозаправочные станции региона работают стабильно. Отмечается периодически повышенный спрос на АЗС вдоль трассы М-4 «Дон», а также в отдельных населенных пунктах. Вопрос решается оперативно, организуется подвоз», — заявил Андрей Савельев.

Он отметил, что по-прежнему наблюдается высокий спрос на дизельное топливо, в связи с чем обеспечение некоторых АЗС составляет один день.

Перебои в поставках, согласно официальной версии правительства Дона, связаны с плановым ремонтом Астраханского газоперерабатывающего завода и увеличения потребления моторного топлива на ростовских АЗС из-за увеличения автомобильного трафика на территории региона в сезон отпусков, а также в связи с сезонными высокими потребностями аграриев в ГСМ.

В Ассоциации АЗС Дагестана также дали официальный комментарий относительно негативных моментов на рынке ГСМ.

«Ценообразование на частных АЗС зависит от цен на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, где они закупают топливо, не имея собственных нефтеперерабатывающих заводов», — отметили в Ассоциации, добавив, что топливо на сетевых заправочных станциях («Лукойл», «Роснефть») стоит дешевле, поскольку у этих компаний есть свои нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), и это позволяет им проводить свою ценовую политику, вне зависимости от биржевых индексов.

Кроме того, по информации Ассоциации АЗС Республики, на рост цен влияют проблемы с логистикой.

«Это связано с тем, что единственный перевозчик топлива — РЖД — загружен перевозками грузов для СВО», — пояснили эксперты. При этом время от оплаты топлива до его получения может занимать около месяца.

Министр энергетики РФ Николай Шульгинов на прошлой неделе заявил в интервью «РИА Новости», что перебои с поставками топлива в южных регионах страны возникли из-за попыток создать искусственный дефицит.

«Ситуация на юге России в большей степени связана не с логистическими сложностями, а с тем, что кто-то просто пытался сыграть на ситуации — закрывал заправки, создавая искусственный дефицит. Мы стараемся пресекать такие действия», — сказал министр.

Участники заседания в парламенте РФ, обсуждая ситуацию с ГСМ в стране, также не смогли внятно объяснить: кто виноват, и что делать?

«За семь месяцев текущего года было произведено на 6% больше топлива, чем за этот же период прошлого года, тогда как АПК нужно всего 3%. Откуда дефицит?» — недоумевал на прошедшем парламентском часе председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин.

Спасение ставропольских аграриев

В Ставропольском крае посчитали, что сельхозпроизводители не выживут в сложившейся ситуации без поддержки со стороны региональной власти.

Владимиров4.jpg
Поделиться

Владимир Владимиров поручил ежедневно мониторить ситуацию с обеспечением топливом местных сельхозпроизводителей. Фото: atvmedia.ru

В связи с этим министерство сельского хозяйства края по распоряжению губернатора приступило к разработке проекта господдержки местных производителей. В частности, аграрии Ставрополья смогут получить частичную компенсацию затрат на приобретение ГСМ.

Как сообщили в управлении пресс-службы и информационной политики губернатора и правительства Ставропольского края, участники координационного совета по обеспечению экономической устойчивости региона в условиях санкций обсудили варианты дополнительной поддержки сельхозпроизводителей.

Так, краевым властям удалось договориться с компанией «Российские железные дороги» о перевозке ГСМ в Ставрополье в приоритетном порядке. При этом глава региона Владимир Владимиров поручил ежедневно мониторить ситуацию с обеспечением топливом местных сельхозпроизводителей.

В ходе подведения итогов уборочной кампании 2023 года губернатор края подчеркнул, что сегодня Ставрополье занимает третье место по стране по объему собранного урожая, поэтому необходимо приложить максимум усилий для сбора достойного урожая и в следующем году.

В связи с этим Минсельхоз края рассматривает различные варианты для оказания помощи аграриям, включая льготное кредитование, научное сопровождение сева озимых культур, а также выделение субсидий на компенсацию транспортных затрат.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1