Круглый стол «Перезагрузка южного экспорта: опыт Ростовской области» показал: привлекательность экспорта для бизнеса никуда не делась, но время трансформаций – не лучшее время для новичков // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Общая картина 2022 года: донской экспорт вырос
В прошлом году объем экспорта Ростовской области вырос. Как рассказала Екатерина Голубейкова, начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Южного таможенного управления, товарная структура экспорта области сохранила прежние пропорции (см. график). Продовольственные товары и сельхозпродукция занимают 63% в структуре экспорта, эта группа в прошлом году показала рост на 12%. Основные страны-контрагенты по этой группе: Турция, Иран, Сирия, Египет, Ливия. Экспорт минеральных продуктов сократился на 7%, машиностроительной продукции — на 5%, металлов и изделий из них — на 17%. Но на 7,5% вырос экспорт химической продукции.Поделиться
Источник: Южное таможенное управлениеПо итогам 2022 года Ростовская область занимает 9 место по экспорту в России, в 2021 году регион находился на 6 месте. Но при этом стоимостные объемы регионального экспорта выросли. «Также необходимо отметить положительное сальдо внешнеторгового баланса, — отмечает Екатерина Голубейкова, — По итогам 2022 года стоимостные объемы экспорта предприятий Ростовской области превысили импорт более чем в три раза. Крупнейшими странами-контрагентами в экспорте Ростовской области по итогам 2022 года являются Турция, Египет и Иран. Географическая направленность региона осталась прежней в отношении стран Востока, однако сместилась в сторону стран Африки».
Поделиться
По итогам 2022 года Ростовская область занимает 9 место по экспорту в России, отмечает Екатерина Голубейкова из ЮТУ // Фото: «Эксперт Юг» В 2022 году Ростовская область заняла второе место в России по объему несырьевого неэнергетического экспорта, добавил Павел Войтов, начальник управления международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности министерства экономического развития Ростовской области. «Очевидно, что в 2022 году экспортно-импортные операции западными странами резко сократились, — заявил Павел Войтов. — Основные внешнеторговые приоритеты области сосредоточены на укреплении связей со странами СНГ и направлены на расширение партнёрских отношений с дружественными странами Африки, Азии, Латинской Америки. Активно прорабатываются вьетнамское и турецкое направления».
2022 показал, что институты развития и исполнительная власть стали более клиентоориентированными, начали подстраиваться под необходимости бизнеса — эти тенденции сохраняются и в 2023 году. Основные государственные программы, связанные с логистикой, сертификацией, АПК продукцией будут увеличены почти на 25%, рассказал Александр Санеев, руководитель представительства АО «Российский экспортный центр» в г. Ростове-на-Дону.
Наталья Жучкова, заместитель директора АНО «Центр поддержки экспорта Ростовской области» добавила, что в 2022 году центр поддержал 506 компаний. Основной костяк предприятий-экспортеров сохранился, удалось привлечь в экспортную деятельность порядка 30 новых субъектов. Основная задача этого года — развитие.
Компании реализуют стратегии развития
«В прошлом году мы посетили все выставки, которые нам были предложены, и открыли уже пятый шоурум в Турции. Более того, получили разрешение применять на продукции стикеры на турецком — и это важно, — рассказывает Любовь Железная, директор ООО ПКФ «Маяк». — Мы стали более узнаваемы благодаря 134 магазинам, которые открыли по итогам осенней бизнес-миссии в Белоруссии, — там нашими реквизитами маркирована каждая упаковка. И уже сегодня мы активно получаем заявки от минских партнеров. Выходить со своим брендом в другие республики — сами мы бы вряд ли вышли на такой уровень. А вот в российские ведущие сети мы попасть не можем».Поделиться
Любовь Железная отмечает результативность усилий государства по созданию шоу-румов для российской продукции за рубежом // Фото: «Эксперт Юг» Сегодня, по словам Любови Железной, расширяются точки присутствия Ростовской области в тех странах, где заинтересованы во взаимодействии с российским бизнесом. Основное внимание в ближайшее время будет направлено рынки Вьетнама, Турции и Индии. Однако не всем экспортерам выгодны именно эти регионы.
«Высокодоходный бизнес — это страны Европы, США, — поделился Валерий Погребняк, заместитель директора по развитию ООО «Ингениум». — Бизнес-миссии в Среднюю Азию показали, что мы можем поставлять, но это пока растущие рынки, а наша продукция ориентирована на крупные производства на развитых рынках».
В то же время развиваться можно и на внутреннем рынке.
«Наше производство загружено как минимум на полгода. Это вынудило нас строить дополнительные производственные площади. В следующем году мы фактически удвоим производство оборудования. — рассказал Валерий Погребняк. — Повлияли на этот рост соответствующие льготы от Минсельхоза, принятые несколько лет назад для производителей пищевой продукции. В сегменте фруктохранилищ огромный дефицит площадей. Сады начинают плодоносить, их не остановишь, и этот спрос надо удовлетворять в ситуации, когда с рынка ушли наши конкуренты - американские и европейские компании».
Узкие места экспортеров: сертификация, финансы, логистика
Одна из трех основных проблем экспортеров — резкое удорожание сертификации товаров и увеличение сроков их выдачи. «Сейчас проблемы сертификации стоят серьёзно, — говорит Погребняк. — Ранее у меня сертификаты на четыре вида продукции обходились порядка 450-500 тыс. рублей, сегодня на три вида продукции выходит до 4,5 млн рублей. При том, что рынок сжался, и не каждый готов так сильно тратиться».Тему сертификации затронули почти все участники круглого стола, но, как подчеркнул Александр Санеев, у РЭЦ есть программы компенсации расходов на сертификацию: «Ваши 1,4 млн рублей расходов можно превратить в 100 тыс. рублей. И эти программы работают».
Вопросы финансовых расчетов — еще один краеугольный камень для экспортеров. Сегодня даже при работе с Арменией, Грузией и Казахстаном приходится прощупывать разные ходы и зачастую быстро менять банки, либо открывать дополнительные счета в новых. Тем не менее, крупные банки и финансовые институты оказались весьма мобильны. Невзирая на новые санкционные волны, и экспортерам, и импортерам довольно быстро предлагаются самые разные варианты разрешения вопросов.
«Часть платежей мы перевели на российскую систему СПФС — это еще один канал для расчетов по аналогии со SWIFT, — рассказывает начальник отдела по привлечению клиентов малого бизнеса с внешнеэкономической деятельностью Росбанка Александр Моор. — Например, платеж в Китай занимает не более двух дней. Мы стараемся рекомендовать клиентам банки, с которыми наибольшая вероятность успешных транзакций. Операции в белорусских рублях, армянских драмах, киргизских сомах, таджикских сомони проблем не вызывают. В решении любых вопросов, связанных с валютой, сейчас очень важна поддержка банка. Мы помогаем клиентам с оформлением документов и в целом оказываем сопровождение в вопросах ВЭД. Незаменимы для клиента и бесплатный сервис корректировки ошибок в справках и подтверждающих документах, а главное — индивидуальные решения и предварительная экспертиза сложных сделок».
«Первый вопрос, который нужно задать контрагентам, есть ли у них опыт работы в перечислении денег в Россию, были ли какие-то контракты за прошедший год и текущий. Если нет, к этому нужно очень осторожно подходить, — подчеркнул Юрий Алексеевский, вице-президент Союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области». — Недавно к нам обращалась компания, которая уже выставила грузы на площадку, а контрагент просто сказал, что не может перечислить деньги».
Третья серьезная проблема внешнеэкономической деятельности — логистика. Меняются не только транспортные пути и цепочки, но и цены, и игроки рынка.
Поделиться
Валерий Погребняк говорит о том, что его компания в 2023 году планирует расти и на внутреннем, и на внешнем рынках // Фото: «Эксперт Юг» «Сейчас тенденция такая — появляется идея, контрагент, и мы очень долго прорабатываем логистику, потому что маржинальный доход у логистов очень разный. У кого-то услуга будет стоить 50 евро, а у кого-то — две тысячи евро», — поделилась Ирина Левдик, генеральный директор ООО «Южный транзит».
Однако сами логисты, по словам Светланы Плеховой, генерального директора «Адамант Логистика», рассматривают 2022 год скорее не сложным, а интересным: «Да, порты и контейнерные перевозки встали, начался коллапс, но пошли автомобильные перевозки. И мы совершили логистический прорыв. Раньше центральная часть была завязана на Европе, а сейчас Москва идет к нам. Ростовская область создает хаб, куда будут стекаться грузы, там будут находиться сертифицированные органы и торговые компании. Он будет расположен между Ростовской и Волгоградской областями. Осенью прошлого года у нас было затишье, но в декабре и январе экспорт в сегменте автоперевозок вырос на 25%. Мы ожидаем роста и в 2023 году».
В то же время отдельные компании находят партнеров и на западных направлениях.
«В недружественной Литве у нас есть дружественный партнер, который ценит нашу продукцию. Мы даже планируем открыть в Европе склад, чтобы напрямую работать с европейскими странами и упростить логистические вопросы, — рассказал Хуршед Ахунов, руководитель отдела ВЭД «АМК декоративные покрытия». — Например, в этом году мы отправили продукцию в Южную Африку через литовский логистический хаб, где ставка на контейнер оказалась в несколько раз дешевле, нежели если бы мы делали перегруз где-нибудь в Стамбуле. Более того, также мы отправили небольшую партию в США, наш материал понравился, и мы планируем сотрудничать с ними».
Параллельный бизнес в недружественных странах
«Основное наше достижение 2022 года — мы разработали цепочку локализации производства с поставками полуфабрикатов. Основная часть производится в Ростове, а заключительный этап производится в той стране, где это необходимо. — отметил Хуршед Ахумов. — Кроме того, мы в этом году запустили производство в Казахстане. Это наш официальный ростовский филиал. Сертификация и прочая документация будут оформляться на казахстанскую компанию».«Мы видим перспективы локализации производства не только в России, но и в одной из дружественных стран, - рассказывает Валерий Погребняк из «Ингениума». - Это уменьшит риски по комплектующим изделиям, которые в России и Китае не производятся, а получать их как-то надо. В то же время это даст возможность посещать отраслевые европейские выставки и проводить переговоры с нашими покупателями, которые также ушли из России. Они готовы работать с нашей компанией, но при условии, что продукция будет производиться не в России. Нам открывают горизонты, показывают определённые географические сектора, куда мы можем зайти. Это привлекает».
«И мы сейчас рассматриваем вариант организации производства в другой стране, — подчеркнула Марина Гдалевич, заместитель генерального директора по международным связям ЗАО «ОКБ «РИТМ». — Пока оцениваем конечную стоимость открытия и его сертификации, потому что у нас продукция медицинского назначения - у нее очень сложный процесс регистрации. Но нам удалось пройти сертификацию по CE (Conformité Européenne) — для Европейского союза по новым стандартам MDR. Нужно сказать, что в принципе очень мало компаний, которые на данный момент прошли эту регистрацию по миру, я не говорю про российские компании».
Опрос, инициированный «Экспертом Юг» в 2023 году, показал: 60% предприятий-экспортеров заявляют о том, что они адаптировались или скорее адаптировались к новым условиям в результате произошедших в 2022 году перемен. Итоги этого опроса мы представим в ближайшее время. Ранее мы писали о том, как экспортеры зерна адаптировались к реалиям 2022 года.