В феврале 2019 года «Ростсельмаш» запустил новую линейку «тяжелых» тракторов в сборочном цехе, который с 2016 года действует на базе ростовской площадки предприятия, сообщил «Эксперту Юг» директор департамента маркетинга компании Максим Нахабо. С его слов, для запуска новой серии площадь тракторного производства в Ростове-на-Дону была увеличена в два раза и сейчас цех занимает более 10 тыс. кв. метров. «Здесь стартовало промышленное производство машин серии 3000, мощностью от 440 лошадиных сил до 583, — отметил господин Нахабо. — У данного производства высокий уровень локализации. Благодаря этому, новый трактор будет на 20-30 процентов дешевле (импортных аналогов). Сейчас “Ростсельмаш” является единственным в России производителем тракторов аналогичной мощности».
Глава департамента маркетинга добавил, что изначально это была канадская разработка, которую усовершенствовали конструкторы «Ростсельмаша». «В частности, полностью переработали дизайн и управление трактором, сделали его удобным для механизаторов. Доработали гидравлику. Вся электронная “начинка” (мониторы, программное обеспечение) также российского производства, которая была разработана специально по заказу компании “Ростсельмаш”», — отметил Максим Нахабо. Точный размер инвестиций в расширение производства он не назвал. По неофициальным данным, объем вложений в новый участок составил десятки миллионов долларов.
Первый из новой линейки трактор RSM 3535 (максимальной мощности до 542 л. с.) будет доступен для заказа во втором квартале 2019 года. Трактор будет стоить 20-22 млн рублей. Новые сельхозмашины «Ростсельмаш» планирует поставлять потребителям в России и экспортировать на рынки Африки, Азии и Австралии. Нижняя ценовая планка (20 млн рублей) — для базовой комплектации, в которую входят двухместная кабина, многофункциональный джойстик управления и цветной монитор, круиз-контроль, радар скорости, производительная гидравлическая система, блокировка межколесных дифференциалов, спаренные колеса, система дистанционного мониторинга Agrotronic. На ростовском предприятии такие агромашины делают в рамках импортозамещения. Производители отечественной сельхозтехники поддерживаются в рамках федеральной программы субсидирования 1432 (в размере 15-20% от стоимости техники).
«Тракторы RSM 3000-й серии относятся к высокопроизводительным машинам восьмого тягового класса, предназначенным для выполнения энергоемких операций с широкозахватными агрегатами и сеялками. Наиболее интересны такие тракторы будут хозяйствам площадью пашни от 2,5 тысячи га, в полной мере демонстрируя высокую производительность и экономичность», — считают специалисты ГК «Ростcельмаш».
По оценкам Максима Нахабо, потенциал российского рынка тракторов мощностью 430-600 «лошадей» составляет примерно 400 единиц в год. Точное количество новых агромашин, которые произведёт в этом году «Ростсельмаш», будет определено позже. Топ-менеджер добавил, что сейчас «Ростсельмаш» полностью закрывает потребности аграриев в тракторах 250-583 л. с.
Начальник управления маркетинга АО «Петербургский тракторный завод» (входит в Группу «Кировский завод», крупнейшего в РФ производителя тракторов) Сергей Ростов считает, что в стране емкость спроса, например, на машины большой мощности — около 200 в год. «При этом нет пока отечественных узлов трансмиссий. Поэтому непонятно, каким образом можно собрать российский трактор в таких условиях», — говорит эксперт.
По данным игроков рынка , есть еще довольно большой объем в сегменте до 250 «лошадей», которые «Ростсельмаш» пока не выпускает. Это, например, такие тракторы, как «Беларус» мощностью 80-150 сил. Есть еще средний ранг тракторов (от 150 до 250 сил): здесь ростовский завод пока также не присутствует. Скорее всего, в течение двух лет компания представит линейку 170-250 лошадиных сил, считают игроки рынка. Затем можно закрыть и наиболее востребованную аграриями линейку до 170 сил. Это поможет «Ростсельмашу» более динамично работать на отечественном рынке тракторов, успешно конкурируя, например, с Минским тракторным заводом.
В самой компании «Ростсельмаш» уверены, что, с развитием тракторного производства, на площадке в Ростове также будет расширяться и выпуск почвообрабатывающих орудий под собственным брендом, увеличатся объемы и номенклатура продаж. В среднесрочной перспективе компания планирует закрыть потребности во всех сегментах тракторов, обрабатывающей и посевной техники. Для выполнения столь масштабной программы возможностей одного тракторного цеха недостаточно. Поэтому в Группе «Ростсельмаш» принято решение о строительстве отдельного специализированного завода. Этот проект будет реализован в ближайшие годы, в Ростове-на-Дону, но не на действующей площадке «Ростсельмаша». От более расширенных комментариев представители компании пока воздерживаются.
Президент АО «Ростсельмаш» Константин Бабкин непосредственно участвует в развитии новых перспективных направлений компании/ фото с ресурса https://babkin-k.livejournal.com/
Владелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин на своей странице в соцсетях пишет, что тракторное производства компании будет расположен в Ростове-на-Дону, на территории завода «Копнитель», который «тридцать лет стоит недостроенным».«Сюда переведём производство тракторов. В нынешнем цеху уже не помещаемся. Несколько миллиардов вложить надо», — пишет Бабкин. По данным «Эксперта Юг», более точные цифры станут известны в ближайшие полгода, после подготовки и согласования проекта. Работа над проектно-сметной документацией может начаться на следующей неделе.
«Объем инвестиций в новое производство может составить от 3 млрд рублей до 5 млрд рублей, — считает Аналитик ГК “Финам” Алексей Калачев. — Учитывая невысокую рентабельность в отрасли сельхозмашиностроения, сроки окупаемости могут растянуться на 10-12 лет».
Эксперт добавил, что сейчас в РФ потенциал рынка сельхозтракторов различной мощности (без учета мотоблоков) оценивается примерно в 25 тысяч машин ежегодно. Чуть более 30% из них выпускается в России. «По данным Росстата, в 2018 году предприятия произвели 7 046 тракторов для села. Грубо их можно разделить на три почти равные части: российские машины, белорусские российской сборки и зарубежные российской сборки. Остальная часть рынка делится примерно поровну между импортом из стран ЕАЭС (в основном, из Беларуси и Казахстана) и импортом из дальнего зарубежья (в основном, из Китая и Японии). Безусловно, расширив линейку тракторов, “Ростсельмаш” не только усилит свои позиции на рынке, но и станет одним из крупнейших производителей такой техники в мире. Главное, чтобы на новую технику был устойчивый спрос со стороны аграриев», — резюмировал эксперт.
Завод «Копнитель» простоял недостроенным 30 лет/ фото с ресурса https://babkin-k.livejournal.com/
По информации с сайта «Ростсельмаша», в 2008 году он приобрел тракторное производство в Канаде. В 2016 году это производство было переведено в Ростов-на-Дону: в августе на территории завода «Ростсельмаш» построили и открыли новый цех. Здесь было локализовано производство первых тракторов российской сборки компании RSM 2375. В октябре 2018 года производство расширилось за счет новой модели — трактора RSM 2400. В феврале 2019-го компания приступила к выпуску более мощных тракторов 3000-й серии. Параллельно идет реализация совместного проекта с японским производителем трансмиссий Okubo Gear. В текущем году «Ростсельмаш» планирует начать изготовление собственных коробок передач. До недавнего времени Okubo Gear поставляла на «Ростсельмаш» около 700 коробок передач в год для тракторов моделей RSM 2375 и RSM 2400. Данных по общему выпуску тракторов с 2016 года в ростовской компании пока не предоставили.
По оценкам ГК «Финам», из 7 046 тракторов для села, выпущенных в РФ в 2018 году, 965 было произведено в Южном федеральном округе, что составляет 13,7% общероссийского производства или около 4% рынка.