Санаторий «Волна» в Сочи//Фото: kubanmakler.ru
Соответствующие предложения народные избранники направили в Правительство РФ. У кубанского «санкура» есть потенциал, и он все еще может выстрелить.
Бальнеолечебницам не хватает рекламы
Подробно состояние отрасли разбирали в середине июля – на одной из сессий кубанского парламента. Вице-губернатор Александр Руппель отметил, что за пять месяцев 2021 года санаторно-курортный комплекс обеспечила 4,5 млрд рублей налоговых поступлений. «Это на 70% больше, чем за тот же период 2020 года и на 10% выше, чем два года назад», – уточнил заместитель губернатора.
Господин Руппель добавил, что оздоровительный туризм «довольно популярен». В крае 200 здравниц, общая емкость которого 570 тыс. мест (20% всего коечного фонда страны). «В 2021 году интерес к отрасли проявили инвесторы. На сегодня в регионе реализуется 23 инвестсоглашения на 31,4 млрд рублей — на треть больше, чем в 2019-м и 2020 годах».
Например, как ранее сообщал мэр Сочи Алексей Копайгородский, в городе заключены договоры с инвесторами на приобретение 11 неработающих санаториев. Компании займутся восстановлением объектов и увеличением их номерного фонда.
«У нас есть заведения, средства размещения, которые достались нам с советской эпохи и сегодня не работают, — говорил ТАСС Копайгородский. — Таких объектов около 26. По 11 из них уже заключены договоры, приобретены добросовестными инвесторами. Они будут улучшать инфраструктуру этих заведений, улучшать и увеличивать номерной фонд».
Санаторий им. Орджоникидзе в Сочи//Фото: kubanmakler.ru
Речь о реконструкции санаторных баз «Приморская», «Волна» в Хостинском и Лазаревском районах, «Весна», «СССР», «Красмашевский», «Южный берег», «Космос», «Югспорт», «Детство», «Ставрополье». После ремонта они продолжат свою работу. Также ранее «Эксперт Юг» рассказывал о восстановлении исторического здания гостиницы «Приморская» в Сочи, которое обойдется в 23 млрд рублей.
По словам Алексея Копайгородского, появление новых средств размещения позволит сбалансировать цены на гостиницы в Сочи.
Согласен с вице-губернатором и спикер ЗСК Юрий Бурлачко, который считает, что региональный санаторный комплекс — одна из базовых отраслей края. В 2020 году, во время пандемии, она обеспечила 8,8 млрд налоговых поступлений. Председатель краевого парламента уверен, что у этого рынка серьезный потенциал, прежде всего, у малых городов и поселков Азовского побережья.
«Сектор недостаточно оценен жителями страны. Особенно курорты и бальнеолечебницы предгорной полосы, — уверен Юрий Бурлачко. — Нужно проводить широкомасштабную рекламную кампанию. Думаю, у этого направления найдутся поклонники. Большие перспективы у морского туризма, круизных маршрутов, которые связывают курорты Кубани и Крыма в один большой рекреационный сектор».
Без стандарта: набор услуг и условия везде разные
Однако эксперты не разделяют оптимизм кубанских властей. И считают, что у такого туристического продукта туманное будущее. «Довольно много людей отдыхают в санаториях и здравницах за счет средств Фонда социального страхования, — говорит представитель инициативной группы матерей детей с ограниченными возможностями здоровья Любовь Виноградова. — Довольно низкий тариф по линии ФСС на организацию санаторно-курортного лечения привел к тому, что качество услуг на очень низком уровне. При этом в санаториях обслуживают по-разному. В иных — тех, что внутри региона (Горячий Ключ, Лабинский район) — вполне сносные программы. А чем ближе к побережью, тем, как правило, хуже. Но все это советское наследие».
Собеседница добавила, что необходимо привести качество услуг к общему знаменателю, к какому-то единому стандарту. Яркие примеры — санатории «Мотылек» и «Кубань». В первом терпимо, во втором — нет. К сожалению, пока по закону о госзакупках — главный критерий для оценки - это низкая цена.
«Мы неоднократно об этом говорили, обращались в прокуратуру региона, указывали на эти несоответствия, — продолжает Любовь Виноградова. Людям, которым понравился санаторий, в следующий раз купят туда путевку. Пока, к сожалению, в крае нет ни одного санатория, куда бы я купила путевку».
Падение доходов и отсутствие профиля: что сдерживает развитие?
По словам вице-президента Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) России Вадима Прасова, здания санаториев и курорты советского прошлого устарели морально и физически, у них высокая степень изношенности медицинской базы «Нынешний санкур — это либо отели с какой-то долей медицинского обслуживания, либо чисто медицинские учреждения с ограниченным набором услуг: измерить температуру, поставить клизму, выпить кислородный коктейль», — знает Вадим Прасов.
По словам господина Прасова, низкие тарифы ФСС помогают лишь поддерживать текущее состояние. В этих условиях о развитии не может идти и речи. Кроме того, нынешний контингент отелей — это, по мнению Прасова, в основном люди из категории 55+, которые, в массе своей, не заинтересованы в приобретении дополнительных услуг.
«Сегодня надо находить какие-то базовые курортные профили как, например, на Кавказских Минеральных Водах, с учетом местных факторов, — уверен Вадим Прасов. — Выбор сегмента обслуживания, целевой аудитории — это ключи к успеху. Люди в активной жизненной фазе вряд ли будут пользоваться этими услугами. У них нет времени. Нужен какой-то интересный продукт для них. Нужно еще учитывать и экономическую ситуацию в стране: доходы населения падают уже несколько лет подряд. И это, пожалуй, самая серьезная проблема».