Поделиться
Проверка Счетной палаты России, проведенная в Ростовской области, показала, что господдержка сельхозорганизаций здесь недостаточно эффективна. В региональном минсельхозпроде с этим не согласились, ответив по каждому пункту. Приводим выдержки из переписки двух ведомств
Информация о результатах проведенной проверки опубликована на сайте Счетной палаты РФ на прошлой неделе. Там, в частности, сказано, что в Ростовской области «высокая концентрация субсидий у ограниченного количества получателей господдержки». Так в 2017-2018 годах 60-100% помощи получали от одной до трех организаций.
Например, в отношении одного из предприятий области, получившего в 2018 году господдержку около 400 млн рублей, начата процедура банкротства (само предприятие не называется). При этом в объемах птицеводческой продукции региона доля этой организации составила более 40%. В областном минсельхозпроде уточнили, что речь идет о «Евродоне» — некогда крупнейшем производителе мяса индейки в России, который сегодня проходит процедуру банкротства. Имущественный комплекс предприятия выставлен на продажу.
По данным минсельхопрода области (копия ответа министерства на проверку СП РФ есть в распоряжении «Эксперт Юг»), крупнейшие получатели государственной поддержки в 2014-2018 годах — ООО «Евродон», ООО «Донстар», ООО «Евродон-Юг» (все входят в «Евродон»), ООО «Донская усадьба» (крупнейший тепличный комплекс Ростовской области, инвестор — ГК «Технологии тепличного роста»). В 2014-2018 годах все эти предприятия завершили реализацию собственных проектов и успешно осуществляли производственную деятельность («Донская усадьба» осуществляет ее и сейчас»).
На сайте СП РФ, между тем, сообщается о «снижении ожидаемого эффекта господдержки на развитие животноводства области в целом». Как следствие, по итогам 2018 года один из показателей госпрограммы Ростовской области — «индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий» — не был достигнут, составив 95,5%.
Проверка также выявила финансовые нарушения при использовании средств поддержки на общую сумму 447 млн рублей. Правда, оговаривается, что 380,5 млн из них — это нарушения Минсельхоза России.
Например, министерство не направило Республике Крым и Ростовской области требования по возврату средств в связи с «недостижением ими показателей результативности использования субсидий». В результате федеральный бюджет недополучил расчетно 35,3 млн рублей. Также в 2019 году Минсельхоз РФ нарушил условия предоставления субсидий Ростовской области на 345,2 млн рублей.
Также в перечень нарушений минсельхозпрода области, которые выявило СП РФ, вошло следующее. «Министерство неправомерно завысило размер возмещения затрат на выполнение мелиоративных мероприятий для 25 сельхозпроизводителей». При максимально установленном размере компенсаций в 50% от фактически понесенных затрат министерство компенсировало 60,5%. Общая сумма неправомерно возмещенных затрат составила, по версии СП РФ, 44,55 млн рублей.
Тут минсельхозпрод признает ошибку и называет ее «технической». В ответе министерства, который есть в нашем распоряжении, в частности, сказано, что в 2018 году за получением государственной поддержки на выполнение гидромелиоративных мероприятий обратилось 25 получателей (это все получатели, претендовавшие на субсидию).
Госпрограммой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на федеральном уровне установлено условие, позволяющее направлять бюджетные средства на финансовое обеспечение мероприятий в области мелиорации не более 70%. Региональный нормативный правовой акт предусматривал, что размер субсидии за счет средств федерального и областного бюджетов не должен превышать 50% фактических затрат.
Субсидия была выплачена двумя траншами. Размер ставки по первому траншу составил 40%. Вторым траншем была осуществлена доплата до 60,495%, что являлось допустимым объемом возмещения в рамках федерального постановления, однако не соответствовало уровню, установленному региональным нормативным правовым актом.
Учитывая завершение финансового года и оперативное доведение средств государственной поддержки до сельхозтоваропроизводителей, минсельхозпродом области ошибочно не были внесены изменения в региональный нормативный правовой акт в части увеличения процента возмещения фактических затрат. Данное нарушение обусловлено «человеческим фактором», связанным с повышенной нагрузкой в конце года, что привело к техническому нарушению применения нормативной правовой базы.
Тем не менее, по выявленным фактам нарушений СП РФ направила обращение в Генеральную прокуратуру.
В Ростовской области существует почти три десятка разновидностей субсидий для сельхозтоваропроизводителей. На сайте минсельхозпрода области в разделе «Реестр получателей господдержки» упоминается 29 видов субсидий: от возмещения затрат на приобретение оборудования и машин до субсидий на возмещение части затрат на выращивание и реализацию произведенной рыбы. Получатели субсидий — юридические лица, которые не находятся в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а также индивидуальные предприниматели и КФХ, которые не прекратили деятельность.
В 2019 году общий объем финансирования регионального АПК, по данным областного правительства, составит 5 млрд рублей.
По словам Николая Попивненко, главы ООО «Аврора», руководителя Матвеево-Курганской АККОР на общественных началах и члена конкурсной комиссии для начинающих фермеров при минсельхозпроде, три года назад самым популярным видом господдержки была так называемая несвязанная господдержка. По всей стране, в зависимости от района и земли, выделялись средства на 1 га. Ее получало большинство производителей. Для ряда регионов, включая Ростовскую область, еще при прежнем главе минсельхоза России Александре Ткачеве, ее убрали. Господдержка состояла в приобретении минеральных удобрений, средств защиты растений, топлива (примерно 200 рублей на га). Уже два года такого вида поддержки не существует.
Для растениеводов осталась поддержка элитного семеноводства. Для начинающих фермеров существует поддержка в виде грантов. Это один из самых доступных видов поддержки, однако, по словам Попивненко, он предполагает выполнение определенных требований по найму работников и по финансовой прозрачности, наличие бизнес-плана. В течение пяти лет необходимо отчитываться перед министерством о своей хозяйственной деятельности.