«Основа здоровья» — это фирменная сеть Новосибирского научно-производственного объединения «Компас здоровья», которое основано в 1997 году. На рынке России развивает два направления собственного производства: функциональное питание и натуральная косметика. Первый специализированный магазин «Основа здоровья» был открыт в Ростове в 2014 году, в настоящее время сеть состоит из пяти розничных магазинов.
Этот разговор состоялся в рамках исследования «Спрос на качество жизни: потенциал партнёрства», которое «Эксперт ЮГ» начал в этом году — в его рамках проходят анкетирование и цикл интервью с различными игроками сферы общественного здоровья. Другие интервью проекта доступны по ссылкам здесь и здесь.
Интерес к ЗОЖ растёт, но не всем он по карману
— Какие тенденции, связанные с повышением спроса на качество жизни, на здоровый образ жизни, вы видите в обществе в последнее время? Какие из них наиболее значимы для той сферы, в которой работаете вы?
— Увеличивается количество людей, которые более осознанно подходят к вопросам организации своего питания и здоровья в целом. Особенно активно в этом проявляют себя люди в возрасте от 30 до 45 лет. К сожалению, многие приходят к такой осознанности через определённые проблемы со здоровьем, которые они получили в результате неправильного питания, вредных привычек, и успели прочувствовать их на себе в полной мере.
Один из трендов, который я также отмечаю, — это всё большее количество молодых мам, которые хотят подобрать здоровое питание для своих детей, начиная с раннего возраста. К сожалению, эта тенденция отчасти обусловлена определёнными медицинскими показаниями к диетическому питанию в связи с непереносимостью тех или иных продуктов, аллергическими реакциями и т.д. Мы консультируем по вопросам организации такого питания, по выбору продуктов с особыми специфическими свойствами, помогаем сформировать не просто полезное, но достаточно вкусное питание. Также многие мамы ищут возможности здоровых «перекусов» для детей школьного возраста. Вообще большая часть наших покупателей, — это женщины, которые, как правило, заинтересованы не только в собственном здоровье, но и являются проводниками для здоровья своих семей.
Не может не радовать то, что растёт заинтересованность молодого поколения (начиная от 14 лет) вопросами, связанными со здоровым образом жизни.
Если говорить о негативных тенденциях, то следует упомянуть высокий уровень употребления сахара. Статистика свидетельствует о том, что в среднем за год человек употребляет до 39 килограммов сахара, значительная часть которого содержится в переработанных пищевых продуктах, которые обычно не считаются сладостями: колбасных изделиях, хлебе, кетчупе, полуфабрикатах. Есть статистика, которая показывает рост заболеваемости диабетом. Причём раньше эта болезнь считалась уделом пожилых, а сейчас она молодеет. У нас часто стали появляться запросы на диабетическое питание.
— Как повышение спроса на качество жизни меняет вашу сферу деятельности? Какие новые вызовы оно формирует?
— Первоочередной нашей задачей становится грамотно выстроенный ассортимент, позволяющий максимально удовлетворить спрос разных категорий покупателей — от достаточно состоятельных, которые имеют возможность выбора любого продукта, в том числе премиального качества, до тех, кто вынужден экономить, искать менее дорогие альтернативы. Действительно, интерес к здоровому питанию в целом растёт, но, к сожалению, это сопровождается не очень благоприятной экономической ситуацией. Согласно статистике, происходит смещение приоритетов в потреблении продовольственных продуктов: так, например, выросло потребление хлебобулочных изделий, что свидетельствует о выборе в пользу более сытных, углеводсодержащих продуктов. Таким образом, рост интереса есть, но снижение покупательной способности сдерживает его.
Мы сотрудничаем напрямую с производителями и стараемся исключить из нашей экономической цепочки посредников, чтобы цена товара на полке была минимально возможной. Экономически оправданной, безусловно, но минимальной. Так, мы всегда поддерживаем посредством определённых скидок людей пенсионного возраста, которые являются нашими постоянными и самыми благодарными клиентами.
Работа с ассортиментом основана на ежедневном постоянном мониторинге спроса, пожеланий и замечаний покупателей. У нас есть журнал упущенных продаж, где мы фиксируем, что спрашивают люди, чем они интересуются. Если есть спрос на определённый продукт, то по мере возможности он включается в ассортимент. Таким образом, в каждую поставку происходит обновление ассортимента, в том числе приходят новинки, которые только что появились на рынке. Если же мы видим, что какие-то продукты не находят спроса, то, в первую очередь с помощью снижения цены в рамках акций, пытаемся выяснить причину этого. Если это вопрос цены, а качество продукта устраивает потребителей, то он остаётся в нашем ассортименте. Если же мы видим, что дело не в цене, то такой продукт, конечно же, мы продавать перестаём.
— Как 2020 год повлиял на развитие вашей компании?
— Интернет-магазин, который мы запустили в 2015 году, в прошлом году показал свою высокую актуальность: интернет-продажи выросли вдвое. После снятия ограничительных мер абсолютное количество интернет-продаж снизилось, но всё равно осталось на более высоком уровне, чем было до пандемии. Некоторые покупатели полностью перешли в онлайн, оценив удобство приобретения товаров через интернет. Другие возвратились к привычному образу покупок, к тактильному выбору.
На данном этапе нельзя полностью заменить розницу интернет-магазином, поскольку в нашем магазине не просто продавцы, а продавцы-консультанты, обучению которых уделяется достаточно много времени: у компании «Компас здоровья» есть собственная школа для продавцов. Покупатели приходят не только для того, чтобы приобрести нашу продукцию, но и для того, чтобы получить полномасштабную квалифицированную консультацию, а иногда и просто пообщаться на различные бытовые темы.
Если говорить об объёмах продаж, то в целом отмечается снижение среднего чека. Падение покупательной способности сказывается на продажах всех магазинов. При этом на определённые важные функциональные вещи, такие как пробиотические комплексы для восстановления микрофлоры кишечника, по-прежнему сохраняется высокий спрос.
Как вовлечь граждан в заботу о здоровье
— Как вы считаете, кто формирует повышенный спрос на качество жизни?
— Мне кажется, выделить один источник, который приводит к принятию решения о здоровом образе жизни, сложно — это решение возникает из разных составляющих. Отчасти спрос формирует само общество. Этому способствует открытость информационного пространства, развитие социальных сетей, возможности для самообразования. Немаловажна роль государства в плане развития тех же целевых диагностических программ в сфере здравоохранения. Трудно переоценить роль бизнеса. Мы, например, на своих страницах Instagram и ВКонтакте публикуем различную информацию о продуктах, способах их употребления и сочетания не столько из рекламных целей, сколько из просветительских.
— В чём, по-вашему, заключаются основные цели развития общественного здоровья?
— Это прежде всего достижение нового уровня качества жизни, хотя каждый человек вкладывает в это понятие что-то своё. Что касается повышения продолжительности жизни, то оно само по себе возникнет как следствие более высокого качества жизни, не нужно это ставить самоцелью. Мы же видим, что качество жизни и качество здоровья фактически влияют на продолжительность жизни. Я имею в виду не только физиологическое здоровье, но и психологическое. Очень важны позитивный настрой, благоприятный психоэмоциональный жизненный фон, отсутствие длительных стрессовых ситуаций. Психологи отмечают в это сложное время много психологических проблем, которые влекут за собой проблемы физиологические. Кроме того, важно прожить не просто долго, а прожить долго активно, иметь физические и финансовые возможности вести активный и здоровый образ жизни без каких-то дополнительных стимуляторов или посторонней помощи, путешествовать, общаться, изучать что-то новое, радоваться каждому моменту жизни.
— Что могло бы способствовать более эффективному вовлечению граждан в работу по сохранению своего здоровья?
— Необходимо сконцентрировать информационно-просветительское влияние на том, чтобы сделать популярным и модным вести здоровый образ жизни, правильно и рационально организовывать свое питание, быть активным — физически и социально активным. Это может стать своеобразным триггером для вовлечения населения в заботу о своем здоровье, особенно среди молодёжи. Ведь молодёжь всегда следует за тем, что модно и престижно.
Запреты имеют обратную сторону
— Считаете ли вы достаточными усилия властей по снижению рисков, связанных с алкогольной и табачной зависимостями?
— Я не могу сказать, насколько такие меры, как запрет на курение в общественных местах, закрытые витрины и устрашающие надписи на пачках сигарет повлияли на количество курящих. Когда стоишь в очереди в магазине, то сталкиваешься с тем, что люди чётко знают, какие сигареты им нужны, и покупают их, несмотря на все предупреждения и устрашения. Не думаю, что высокую эффективность показал и запрет на продажу алкоголя после 23.00. Мне кажется, что любые запретительные меры имеют обратную сторону: если что-то запрещается, то обязательно находятся люди, которые в результате проявят к этому ещё больший интерес либо найдут способы эти запреты обойти. Большим эффектом будут обладать меры стимулирующие.
— Как вы оцениваете идею перевода курильщиков на так называемую продукцию с пониженным риском (системы нагревания табака и т.д.)?
— Что касается современных систем нагрева табака, то, с одной стороны, эти устройства содержат пластиковые детали, которые при нагревании выделяют вредные вещества, с другой стороны, в них отсутствуют продукты горения, и в качестве альтернативы сигаретам они будут более безопасны для курящих. Но мне не так давно попадалась статистика относительно того, какой процент людей становятся курильщиками в зависимости от того, попробовали ли они впервые курить сигарету или систему нагрева. Так вот, людей, которые пристрастились к курению, попробовав первый раз систему нагрева табака, существенно больше, чем тех, кто попробовал первый раз курить сигарету. Это так, потому что это модно, в каждом торговом центре на бойком месте размещены точки по продаже этих устройств и аксессуаров.
Как формировать правильные привычки у нового поколения
— Каким задачам сферы общественного здоровья, на ваш взгляд, уделяется пока недостаточно внимания со стороны государства или игроков данной сферы?
— Во-первых, это создание и развитие спортивной инфраструктуры, доступной для всех слоёв населения: спортивных площадок, тренажёров, расположенных во дворах домов и жилых комплексах, теннисных кортов, велосипедных дорожек. На данный момент в нашем городе наблюдается дефицит таковой. Я думаю, что это было бы очень востребовано в связи с тем, что в нашем регионе благоприятный климат для активного времяпрепровождения на свежем воздухе. Например, велосипедный спорт — очень хороший вариант поддержания физической активности, однако у нас в принципе отсутствует велосипедная инфраструктура. Многие люди с удовольствием передвигались бы по городу на велосипеде, но в потоке машин это делать небезопасно как с физической точки зрения, так и с точки зрения вдыхаемых выхлопных газов. Повышение уровня физической активности среди населения автоматически повлекло бы за собой большую вовлечённость в заботу о своём здоровье, поскольку трудно сочетать активный отдых и занятия спортом с вредными привычками, лишним весом и т.д.
Второе направление — это формирование здоровых пищевых привычек у населения, начиная с детского возраста и на протяжении всей жизни. В рамках данного направления жизненно важен баланс усилий государства, бизнеса и самого общества. Государству необходимо стимулировать производителей здорового питания, оказывать им финансовую, информационную и иные виды поддержки.
Я вижу большой потенциал в том, чтобы уже в школе начать формировать у подрастающего поколения здоровые пищевые привычки. Если в школьных столовых и буфетах будет представлена здоровая альтернатива шоколадным батончикам, чипсам, сладкой газировке и другим подобным продуктам, то рано или поздно дети начнут вовлекаться в это. К сожалению, опыт моих коллег по продвижению здорового питания в школах в центральном регионе оказался безуспешным, несмотря на то, что вся наша продукция является сертифицированной.
О здоровом пищевом поведении стоит задуматься также и самим людям, рационально подойти к выбору питания своих близких. Ведь формирование здоровых пищевых привычек требует определённых усилий над собой, отказа от продуктов, которые содержат в избытке сахар, соль, приправы, усилители вкуса, ароматизаторы и т.д. После таких усилий чувствительность рецепторов восстанавливается, и человек может наслаждаться вкусом натуральных продуктов. Мы советуем нашим покупателям постепенно разнообразить своё питание, добавлять в свой привычный рацион новые продукты с полезными свойствами. В результате люди вовлекаются в этот процесс, обнаруживают отклики в своем организме, которые говорят им, что да, действительно, это помогает, это работает. Благодарность вот таких покупателей — это одна из нематериальных составляющих нашего бизнеса.
— Какие перспективные партнёрства нужно было бы создавать в сфере общественного здоровья?
— Я думаю, что целесообразным было бы постоянное сотрудничество таких магазинов, как наш, с медицинским учреждениями в плане подбора определённого рациона питания для пациентов, которые проходят курс медикаментозного лечения или восстанавливаются после болезни. Наша продукция будет способствовать созданию благоприятного фона для приёма лекарств. Со временем человек может отказаться от медицинских препаратов и поддерживать своё здоровье сбалансированным питанием, особенно это касается области гастроэнтерологии. Если же в его рационе присутствуют явные нарушения, то, сколько бы его ни лечили, будут возвращаться те же проблемы. В настоящее время такое взаимодействие представлено частными контактами и носит стихийный характер. Например, когда врачи рекомендуют принимать пробиотические комплексы, их пациенты обращаются к нам.