100 104 14

Скандальная господдержка импорта

1660
8 минут

Межведомственная комиссия при Минпромторге одобрила заключение специального инвестиционного контракта (СПИК) с немецкой компанией Claas, производящей сельхозтехнику и имеющей производство в Краснодаре. Отечественные производители в ответ говорят, что решение идёт вразрез с логикой импортозамещения, о котором говорит само правительство

Скандальная господдержка импорта

Поделиться

Ожидается, что официальный контракт сроком на 10 лет будет подписан в начале июня. В Claas обещают инвестировать в свои российские активы дополнительно 750 млн рублей. Российские комбайностроители уверены, что допуск иностранной компании к госпрограммам ухудшит конкурентные условия для отечественных предприятий. По их мнению, контракты с иностранцами должны содержать требования к уровню локализации, которых сейчас нет, а это значит, что фактически предлагается субсидировать импорт.

Разворот к иностранцам

4 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении 8 млрд рублей Минсельхозу РФ для предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники в рамках постановления правительства России № 1432 от 27 декабря 2012 года, которым утверждались специальные правила предоставления субсидий. По этим правилам производители могли претендовать на возмещение из госбюджета скидок в размере 25–30% от цены проданной сельхозтехники.

С высоких трибун неоднократно заявлялось о том, что речь идёт о субсидировании исключительно отечественных производителей, которым крайне сложно конкурировать с иностранными игроками. К примеру, из Евросоюза, где субсидии аграриям от властей на обновление парка техники многократно превышают российские.

Кроме того, 16 июля 2015 года было принято постановление правительства № 708, обеспечивающее возможность использования ещё одного механизма стимулирования инвестиционной активности — специнвестконтракта. Первые такие контракты должны быть заключены уже в нынешнем году. В рамках СПИК государство гарантирует налоговые льготы (в частности, это предполагает уменьшение ставки налога на имущество и налога на прибыль), а также неизменность в течение срока действия контракта мер стимулирования деятельности.

Меры господдержки отрасли в целом положительно оценивались основными рыночными игроками. По данным директора ассоциации «Росагромаш» Евгения Корчевого, в I квартале 2016 года российские производители увеличили отгрузки сельхозтехники по всем ключевым позициям, в 2,1 раза нарастив выпуск зерноуборочных комбайнов по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (705 единиц). Продажи полноприводных тракторов выросли на 45,2% (с 208 до 302 единиц). При этом производители рекомендовали федеральному центру не останавливаться в стимулировании собственных машиностроителей. Так, по мнению директора департамента маркетинга КЗ «Ростсельмаш» Прохора Дармова, в списке необходимых мер господдержки обязательно должна присутствовать возможность пересмотра лимитов субсидирования (с периодичностью не менее двух раз в год). «В настоящее время тот факт, что лимит устанавливается единожды, не позволяет гибко реагировать на реальный спрос со стороны аграриев, — говорит г-н Дармов. — В результате часть спроса сельхозпроизводителей остаётся нереализованной, что, во-первых, пагубно сказывается на сборе урожая, а во-вторых, тормозит обновление и пополнение парка агромашин, который, как известно, находится в ненормативном состоянии. Потребуются годы, чтобы довести его до требуемого состава».

Согласно отчёту Минсельхоза РФ, в 2015 году доля импортной сельхозтехники на российских полях составила 20,7% по зерноуборочным, 22% — по кормоуборочным комбайнам и 66,4% — по тракторам. При этом в министерстве уверены, что парк техники обновляется слишком медленно: на машины возрастом свыше 10 лет приходится от 42,9 до 60,3%. И главной проблемой чиновники посчитали дефицит отечественного предложения. «В 2015 году на рынке новой техники российские модели составляли по тракторам 1,8 тысячи единиц, зерноуборочным комбайнам — 3,7 тысячи и кормоуборочным комбайнам — 507 единиц, — говорится в отчёте министерства. — При отсутствии предложений со стороны российских производителей техники сельхозтоваропроизводители для обновления устаревшего парка вынуждены приобретать импортную сельскохозяйственную технику или произведённую в стране, но с низким уровнем локализации производства». Так федеральные власти подошли к идее субсидирования зарубежных производителей.

Идею подогрело и другое обстоятельство. По данным аудитора Счётной палаты Бато-Жаргала Жамбалнимбуева, «механизм государственной поддержки, утверждённый в правилах предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники, недостаточно эффективен». По его информации, скидка отечественных производителей от цены на условиях «франко-завод» собственным дилерам колеблется от 26 до 43%, а дилеры, в свою очередь, продают технику аграриям по цене на четверть более высокой. В качестве примера он привёл случай, когда к 15-процентному субсидированию Минсельхозом РФ был принят ростовский зерноуборочный комбайн «ACROS-580» с жаткой по цене 3,6 млн рублей (без НДС), который реализован дилеру. Однако тот продал его аграрию на условиях самовывоза и 100-процентной предоплаты уже за 4,5 млн рублей. В результате субсидируемая Минсельхозом скидка выплачивается производителю техники от завышенной цены.

Медленные темпы обновления парка отечественными машинами и недостаточная эффективность мер господдержки побудили руководство Минсельхоза призвать на помощь иностранных конкурентов. Именно с ними правительство намерено в начале июня заключить первый СПИК сроком на 10 лет.

Руководство Claas, со своей стороны, пообещало вложить в собственное российское производство в Краснодаре порядка 750 млн рублей и увеличить уровень его локализации.

В пресс-службе компании уверяют, что на сегодняшний день большая часть комплектующих уже производится на этом заводе, чему способствовало введение в эксплуатацию новых технологических линий в октябре 2015 года.

«В ближайших планах Claas увеличить до 700 единиц количество укрупнённых узлов зерноуборочных комбайнов, которые будут производиться на краснодарском заводе, а ещё 600 планируется закупать у других российских компаний. В настоящее время из 45 поставщиков предприятия лишь 5 находятся за пределами Российской Федерации. Кроме того, достигнута предварительная договорённость о приобретении у завода “Камминз КАМА” в Набережных Челнах двигателей российского производства для установки на зерноуборочных комбайнах Claas», — говорится на официальном сайте компании.

Список иностранцев, с которыми заключается СПИК, вполне может пополнить и мощный американский John Deere, имеющий свои предприятия в Оренбурге и Домодедово.

Субсидии только в обмен на локализацию

Нелишне напомнить, что министр сельского хозяйства Александр Ткачёв ещё в бытность свою кубанским губернатором всячески продвигал технику краснодарского Claas даже тогда, когда на предприятии осуществлялась лишь отвёрточная сборка, а локализация была вполне условной. Осенью прошлого года глава российского подразделения Claas Ральф Бендиш заявлял о выходе на показатель локализации 50%. В John Deere сегодня говорят о 60-процентном уровне локализации на своём заводе в Оренбурге, выпускающем посевное и почвообрабатывающее оборудование. Конкуренты эти показатели оценивают значительно скромнее — на уровне 25-35%. «Степень локализации в России компании John Deere до недавнего времени колебалась в диапазоне 10-20 процентов, для Claas — в коридоре 20-35 процентов, по крайней мере, по тем экспертным оценкам, с которыми мы знакомы как участники рынка», — считает Прохор Дармов.

«Есть компании, которые десятилетиями остаются на “отвёрточной” стадии — ведут в России только сборку, — уверен президент “Росагромаша” Константин Бабкин. — Но сейчас появились элементы разумной госполитики в области сельхозмашиностроения, субсидии по постановлению №1432 дают глубоко локализованным производствам. Однако иностранцы начали претендовать на заключение СПИКов, по которым им предоставляется ряд льгот. Правила для иностранных инвесторов не должны быть другими, нужно стимулировать перенос технологий, а не импорт. Но подходы некоторых чиновников Минсельхоза состоят в том, чтобы в первую очередь поддерживать иностранные компании и создавать им льготы. Это не просто ошибочный, а крайне вредный подход. Неравные условия и повышенное внимание к инвесторам, у которых лобби круче и парфюм дороже, демотивируют всех остальных инвесторов. Это даёт сигнал, что нужно не вкладывать в модернизацию, а укреплять свои связи с чиновниками. Может, для чиновников это хорошо, но для страны — плохо».

«Пока степень локализации у иностранцев выглядит слишком низкой, — заметил “Эксперту ЮГ” аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. — На это и указывают российские производители. Будем надеяться, что в будущем ситуация улучшится, как это было в автомобильной отрасли. На мой взгляд, необходим баланс между поддержкой отечественных производителей и обеспечением работников сельского хозяйства современной надёжной техникой. Эта сложная задача, но я полагаю, что она вполне решаема при использовании имеющегося позитивного опыта автопроизводителей».

Сами отечественные производители считают, что для того, чтобы претендовать на преференции, иностранцам необходимо довести уровень локализации в России до 60-70%. К примеру, гендиректор «Ростсельмаша» Валерий Мальцев заявил, что уровень сборки тракторов семейства «Версатайл» в Ростове будет доведён до 67%. Но СПИК вообще снимает требование к производителю по степени локализации.

«В случае подписания СПИКов вся действующая система господдержки будет дискредитирована. С учётом льгот по налоговой нагрузке допуск исполнителей по СПИКам к государственным программам ухудшит конкурентные условия для российских производителей, которые на протяжении 15 лет осуществляли инвестиции и разработки на общих условиях», — считает Евгений Корчевой.

В «Росагромаше» полагают, что в случае заключения СПИКов и распространения мер господдержки на компании, которые не являются производителями, а лишь заявляют о планируемых инвестициях, произойдёт неправомерная растрата и без того ограниченных бюджетных средств. Из-за неравных условий конкуренции российские производители вынуждены будут сократить выпуск продукции, что, в свою очередь, приведёт к снижению налоговых поступлений в бюджет.

Совет директоров «Росагромаша» и члены комиссии по стратегии развития сельхозмашиностроения Союза машиностроителей России уже направили зампреду правительства Аркадию Дворковичу письмо с заявлением о недопущении распространения механизмов государственной поддержки на зарубежные компании.

«Данная мера не способна помочь ни отрасли агромашиностроения (потому что никак не будет её развивать), ни индустрии машиностроения (по той же причине), ни смежным отраслям (производители компонентов не будут востребованы, что означает отсутствие новых рабочих мест, новых технологий и стимула к развитию). В итоге совокупный эффект для всей промышленности в целом будет негативным. АПК тоже никаким образом не сможет извлечь из СПИКов выгоду — все средства российских аграриев в конечном счёте будут приносить прибыль иностранным компаниям и экономикам», — уверен Прохор Дармов.

С другой стороны, считает генеральный директор компании ФОК Виталий Дербеденев, «усиление конкуренции будет на руку российским сельхозпроизводителям — основным покупателям сельскохозяйственных машин, приведёт к росту качества техники, в то же время ограничивая рост цен на неё».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1