
В Ростове-на-Дону проходят публичные слушания проекта изменений в генеральный план города 2007- 2025 гг., разработанного научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» (Санкт-Петербург). Союз архитекторов России выполнил независимую экспертизу документа, согласно которой новый Генплан не решит важные проблемы города – пробки, промзоны, новостройки.
Генеральный план города - это стратегический документ, который определяет главные линии развития город на долгий период, согласно текущим социально-экономическим показателям, показателям перспективы развития города и общемировым тенденциям градостроительной политики. Первый Генплан Ростова-на-Дону утвержден в 1971 году, в рамках которого были спроектированы Северный жилой массив и Западный жилой массив. Изменения в Генплан были внесены в 2007 году, но уже в 2014 году администрация города заявила о том, что документ нуждается в корректировке.
Дороги: Южная агломерация и пробки
Согласно заключению Союза архитекторов России, изменения в Генплан решают вопрос транспортной доступности Ростова-на-Дону в качестве центра Южной агломерации, то есть в город будет удобно въехать и выехать. Но решение транспортной проблемы внутри города в Генплане не предполагается. «Фактически в части улично-дорожной сети генеральным планом намечены только коридоры магистралей, без решения отдельных узлов и анализа альтернативных вариантов трассировки», - заключают эксперты. Это значит, что пробки в городе останутся.
Жилье: лучше больше, чем меньше
Критика коснулась планов ввода жилья в Ростове-на-Дону. Согласно Генплану, за 20 лет жилищный фонд Ростова должен увеличиться с 25,8 млн.м2 до 46,7 млн.м2 . Ростов должен увеличить площадь жилого фонда, который создан за 2,5 столетия существования города, почти в два раза за 20 лет. В Генплане предполагается, что к 2035 году средняя площадь жилья на одного человека будет равна
В проект Генплана так же внесены изменения по характеру застройки. Если сейчас 58% всего ввода жилья приходится на индивидуальное строительство, то к 2035 году предполагается свести индивидуальную застройку к 1%. Большую часть жилого фонда будет составлять многоэтажная высотная застройка (65%), среднеэтажная застройка (5-8 этажей) – 30%, малоэтажное строительство – 4%. Таким образом, Генплан отдает почти все строительство крупным застройщикам, не учитывая дачную и садовую застройку в черте города. Кроме того, Союз архитекторов России указывает на спальный характер застройки. К примеру, Северный жилой массив и район «Суворовский» с общим численностью населения в 350 тысяч человек, которым недостаточно рабочих мест на территории локации, а все транспортные потоки идут через перегруженный центр города.
Кроме того, авторы изменений в Генплан противоречат сами себе. Один из тезисов документа – в пойме реки Дон строить нельзя. Тем не менее, в документе запланирована застройка жилья пойменных территорий в районе Мёртвого Донца и Кумженской рощи – территорий, потенциально затапливаемых. Примеры затопления жилых домов в пойме рек были в Крымске, в Благовещенске, в Краснодарском крае.
В Союзе архитекторов России указывают еще на одну запланированную застройку в районе аэродрома Центральный – в зоне подлета самолетов. В Генплане нет информации о согласовании проекта с Министерством обороны, хотя это строительство затронет федеральные интересы. Такое решение генплана повлечёт за собой длительную процедуру согласования с Правительством РФ.
Промзоны не нужны
Согласно изменениям Генплана, промзоны должны быть вынесены за черту города. При этом не учитываются предприятия обслуживающие город, и предприятия, работающие на «экспорт» из города, их соотношение и необходимость размещения. К примеру, вертолетный завод, который хотят перенести в Батайск – предприятие, которое дает экономике города добавочную стоимость, так как его продукция идет на экспорт. Если завод вынести в Батайск, то город потеряет значительные налоговые отчисления, нужные ему для развития. Союз архитекторов предлагает вынести только взлетно-испытательную зону вертолетного завода, а промышленные мощности оставить в черте города. В целом, сетка промышленных предприятий не разработана с учетом развития промышленности, запланированного администрацией города.
Экология: 34,3 м2 на человека, на которых нечем дышать
По словам члена общественного совета по благоустройству и вопросам ЖКХ при администрации города, эколога Александра Водяника, новый Генплан не предполагает развитие водно-зеленого каркаса в городе, что станет большой экологической проблемой для Ростова. В 2007 году, когда вносились изменения в Генплан, было предусмотрено увеличение площади зеленых насаждений из расчета на одного жителя города с 14 до