Строительство Багаевского гидроузла в сентябре 2022 года // Фото: stroytransgaz.ru
История Багаевского гидроузла началась в XX веке. Изначально стройка была запланирована на XII пятилетку 1986-1990 годов в рамках комплексной программы по строительству Волго-Донского пути, но к реализации проекта так и не приступили. Идея строительства гидроузла была отменена по настоянию первого секретаря Ростовского обкома КПСС Ивана Бондаренко. Тогда, выступая против строительства гидроузла, Бондаренко ссылался на на результаты исследований более 15 профильных институтов, доказавших недопустимость даже минимального повышения уровня Нижнего Дона. Однако также выдвигалось мнение о том, что в позднем СССР просто не хватило средств на реализацию этого масштабного проекта.
Между тем, пропускной способности канала из-за развития речных перевозок уже не хватало. В ход пошли планы по расширению отдельных участков. Так, в 2008 году на реке Дон был построен второй шлюз на Кочетовском гидроузле.
Кочетовский гидроузел — низконапорный гидроузел на реке Дон, расположенный в 135 км от Ростова-на-Дону // Фото: donland.ru
В 2016 году, после аномально маловодного 2015-го, когда уровень воды в Цимлянском водохранилище понизился до критических отметок, проект гидроузла был включен в «Стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года», а также стал частью федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».
Багаевский гидроузел должен решить сразу несколько проблем региона и страны: обеспечение требуемых габаритов водного пути для развития речных транспортных перевозок и снабжение потребителей питьевой и технической водой.
Проект Багаевского гидроузла, 2017 год // Фото: vk.com/bagaevskiygidrouzel
Сейчас Волго-Донской путь является самой загруженной частью единой глубоководной системы европейской части России.
По оценкам экспертов, эта водная магистраль используется для осуществления более 70% от общего объема речных перевозок, именно по ней проходят основные экспортно-импортные грузопотоки.
Багаевский гидроузел был задуман как проект, который позволит увеличить глубину реки Дон до 4 метров в нижней ее части, а именно на участке от Кочетовского гидроузла до города Аксай.
Сегодня этот участок значительно обмелел и не позволяет организовать необходимую пропускную способность судов, а также снижает уровень безопасности условий судоходства. Планируется, что после строительства Багаевского гидроузла эти проблемы будут решены, и в Ростовской области будет налажено речное судоходство.
Почти 6 тыс. га земли было зарезервировано Федеральным агентством морского и речного транспорта («Росморречфлот») под строительство Багаевского гидроузла.
Проект призван обеспечить безопасное судоходство на Нижнем Дону, как водному пути международного значения // Фото: stroytransgaz.ru
С учетом обустройства общая стоимость гидросооружения оценивалась в 22 млрд рублей.
Планы построить на Дону новый гидроузел вызвали в обществе широкую дискуссию, проект часто критиковали.
Так, экологи и общественные активисты заявляли об опасности дальнейшего оскудения рыбных запасов после появления на Дону еще одного гидроузла. Специалисты в области гидрологии ставили под сомнение способность проекта остановить обмеление реки. Высказывались также жители хутора Арпачин, возле которого и должен расположиться Багаевский гидроузел. Людей волновала возможность затопления домовладений.
Стоить отметить, что голоса местных жителей были услышаны: до передачи проекта на экспертизу были учтены меры, направленные на минимизацию подтопления близлежащих территорий, а собственникам тех земель и домов, которые попадали в зону затопления, предусматривались компенсации.
Также для минимизации ущерба биоресурсам, в Дон выпустили больше миллиона мальков осетровых.
Основным функциональным назначением Багаевского гидроузла станет обеспечение требуемых габаритов пути — глубина 4 м, ширина 80 м, радиус закругления 500 м // Фото: stroytransgaz.ru
Но в том же 2016 году возникли новые трудности — на этот раз технического характера. В октябре был объявлен конкурс на поиск проектировщика объекта, цена контракта составляла 736,2 млн рублей. Согласно техническому заданию, в результате строительства гидроузла должны были быть затоплены только низкие пойменные участки в прибрежной зоне, однако, когда проект был составлен, оказалось, что для его реализации затопить придется 1060 га земли, более 400 га которой находилось в частной собственности.
На согласование работ с собственниками земельных участков ушло много времени — стройку, которую изначально собирались запустить зимой 2017 года, перенесли.
Река Дон в зоне строительства Багаевского гидроузла // Фото: stroytransgaz.ru
Первый этап строительства Багаевского гидроузла стартовал в апреле 2018 года. Аукцион, объявленный Росморречфлотом, выиграла АО «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко. Этот этап предполагал выполнение подготовительных работ, а именно: строительство судоходной прорези для переноса судового хода на период работ, причала строительной базы, временной линии электропередач, создание намывных участков для размещения административных зданий и сооружений будущего гидроузла.
Рыбоходно-нерестовый канал в зоне Багаевского гидроузла // Фото: stroytransgaz.ru
К декабрю 2018 первый подготовительный этап планировалось завершить, но сроки переносились — сначала на 30 марта 2019 года, затем — на декабрь 2019 года. В рамках подготовительного этапа подрядчик построил причал стройбазы, судоходную прорезь в левом рукаве Дона, провел линию электропередачи. Стоимость работ составила 667,2 млн рублей.
По словам региональных властей, сложности в реализации первого этапа проекта были связаны с экологическими и природоохранными мероприятиями.
Ход строительства Багаевского гидроузла в 2019 году // Фото: donland.ru
Важно отметить изменения в финансировании проекта, которые произошли в 2019 году. Тогда правительство РФ перенаправило деньги, выделенные на строительство гидросооружения на Дону, на национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также приняло решение снизить финансирование строительства Багаевского гидроузла почти на 8 млрд рублей.
Донские власти тогда заверяли, что это всего лишь трансфер средств, и деньги вернутся и будут направлены на реализацию проекта гидроузла. Сроки реализации проекта сдвинулись с 2020 года на 2023 год.
Подготовка территории к устройству временных подъездных дорог // Фото: stroytransgaz.ru
Аукционы на проведения второго этапа строительства объявлялись несколько раз. Первый был объявлен Росморречфлотом весной 2019 года, к работам потенциальным подрядчикам предлагалось приступить с 1 декабря 2020 года, но торги не состоялись: на конкурс не поступило ни одной заявки.
В апреле 2020 года Росморречфлот объявлял конкурс дважды, но подрядчик так и не был найден. Максимальная цена контракта составляла 21 млрд рублей.
Стоимость работ первого этапа строительства составила 667,2 млн рублей // Фото: donland.ru
В августе 2021 года победителем очередного аукциона на строительство объектов второго этапа Багаевского гидроузла стало АО «Стройтрансгаз», которое выполняло работы первого этапа.
Компания стала единственным участником конкурса, объявленного ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей». Выполнить работы ей предстоит за 27,9 млрд рублей.
Второй этап строительства стартовал в 2021 году, он будет стоить 27,9 млрд рублей // Фото: donland.ru
Второй этап, согласно контракту, включает в себя строительство судоходного шлюза, верхнего и нижнего подходного канала с причалонаправяющими сооружениями, водосбросной плотины, рыбопропускного шлюза, рыбоходно-нерестового канала, подъездной дороги, водозабора, защитных дамб и участков берегоукрепления. Подрядчик должен выполнить работы до декабря 2024 года.
Чуть больше года спустя, в сентябре 2022 года, работы второго этапа строительства Багаевского гидроузла продолжаются.
Строительная площадка Багаевского гидроузла осенью 2022 года // Фото: stroytransgaz.ru
Как сообщили в пресс-службе АО «Стройтрансгаз», на острове Арпачинском продолжается устройство котлована под основные сооружения будущего гидроузла.
С помощью 5,5 тысяч тонн шпунтового ограждения создается противофильтрационная стенка, с территории рыбоходно-нерестового канала на склад уже переместили более 3 млн тонн почвенно-растительного слоя, часть которого использована для заградительной дамбы, отсыпка которой выполнена на 30%.
На сегодняшний день полностью устроена перемычка головного регулятора рыбоходно-нерестового канала, отсыпано 143,1 тысяч кубометров грунта, завершается формирование съездов и проездов внутри котлована. На территории нерестилища, состоящего из шести секций, полностью выполнена выемка грунта секции 2 — около 80 тысяч кубометров.
Завершить строительные работы планируется в конце 2024 года // Фото: stroytransgaz.ru
«Проектом предусмотрены дноуглубительные работы в створе гидроузла, верхнем и нижнем бьефах, а также на нескольких участках реки. Планируется разработать более 7 млн кубометров грунта. На сегодняшний день на участке дноуглубления № 3 разработано 123,8 тысячи кубометров грунта», — уточнили в пресс-службе компании.
Планируется, что в четвертом квартале 2024 года строительство завершится, а с начала навигационного периода 2025 года гидроузел начнет функционировать.