103 107 14

Ростов и Краснодар теряют до 1,1 млрд рублей в день из-за ограничений по COVID-19

6071
5 минут

Ростовская и Краснодарская агломерации за месяц ограничений могут потерять сумму, эквивалентную годовым доходам бюджета, подсчитал Институт экономики города

Ростов и Краснодар теряют до 1,1 млрд рублей в день из-за ограничений по COVID-19

Поделиться

Ростовская и Краснодарская агломерации за месяц ограничений могут потерять сумму, эквивалентную годовым доходам бюджета, подсчитал Институт экономики города

Фонд «Институт экономики города» (ИЭГ) провел исследование, которое определило сумму ежедневных потерь городских агломераций России от ограничений последних недель: вынужденных выходных для определенных сфер бизнеса, закрытия различных публичных пространств и ограничения транспортного сообщения.

По оценке ИЭГ, дневные потери ВВП России составляют примерно 165 млрд руб., 0,15% ВВП (то есть за 7 дней экономика теряет 1% ВВП). Однако потери экономики конкретных городов и регионов зависят от структуры такой экономики.

Из исследования делается, на первый взгляд, парадоксальный вывод: агломерации с диверсифицированной экономкой наименее устойчивы к кризису в условиях пандемии.

Там, где преобладает рыночный сектор услуг «не первой необходимости» и относительно низкая доля госуправления, при равных условиях ограничений «приостанавливают» до 56% экономики, тогда как агломерации с промышленной или ресурсной экономикой «приостанавливают» только 44% и 33%, соответственно, говорится в исследовании.

Результаты расчетов показали, что, например, один день особого режима функционирования экономики в Краснодарской и Ростовской агломерациях «стоят» 1,1 млрд рублей валового городского продукта (ВГП, термин ИЭГ).

«Данные расчеты показывают, насколько важно дифференцировать ограничительные меры не только по регионам, но и по территориям внутри регионов, так как такие ограничения создают высокие потери для экономики», — говорит исполнительный директор Фонда ИЭГ Татьяна Полиди.

Татьяна Полиди.jpg

Поделиться

Татьяна Полиди

По данным ИЭГ, доля секторов экономики, в которых работа предприятий приостанавливается, в структуре ВВП страны составляет 55%.

Это, например:

— различные потребительские услуги, кроме ЖКХ (ТРЦ, автосервис, салоны красоты, туризм, культура и досуг, спорт и фитнес и т.п.);

— обрабатывающая промышленность (кроме поставщиков товаров для нужд граждан)

— строительство (частично, за исключением особо важных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность граждан)

— банки (за исключением базовых платежных операций), иные финансовые услуги (кроме тех, которые могут оказываться удаленно)

— консультационные услуги, IT, операции с недвижимостью (кроме тех, которые могут оказываться удаленно)

— научные разработки (кроме тех, которые могут оказываться удаленно)

Оценив вклад этих отраслей в ВГП, можно подсчитать среднюю «цену простоя» экономики в течение 1 дня (прямой эффект), считают авторы исследования.

Далее приводятся результаты расчета экономических потерь в городских агломерациях в период пандемии.

017.jpg

Поделиться

Больше всех теряет в день Московская агломерация: при ВГП (данные за 2019 год) 20 трлн рублей она в день получает 31,3 млрд.

Краснодарская и Ростовская агломерации входят в первую десятку по объему ВГП. Они относятся к агломерациям с развитой городской экономикой.

Цифры потерь Краснодарской агломерации (6 место) — 1,1 млрд при ВГП 750 млрд.

Краснодарская агломерация.jpg

Поделиться

фото: 24krasnodar.ru

Ростовская агломерация (8 место) — также 1,1 млрд при ВГП 731 млрд.

Волгоградская агломерация входит в список агломераций с промышленной экономикой. Цифры потерь 0,5 млрд в день при ВГП 441 млрд.

«Структура экономики городских агломераций отличается от структуры ВВП – потери от простоя будут различными, — говорит Татьяна Полиди. — Большие суточные потери от простоя экономики у тех, где преобладает так называемый рыночный сектор услуг, характерный для развитой городской экономики».

Агломерация – научное понятие, юридически такого понятия не существует, как не существует и общего бюджета агломераций, закрепленного на федеральном уровне. Бюджет агломераций — это суммарный бюджет муниципальных образований, входящих в них. Иногда до 90% суммарного бюджета агломерации составляет бюджет ядра агломерации – города, вокруг которого она сформирована.

Интересно сравнение ежедневных потерь экономики с бюджетами агломераций, подсчитанными в ИЭГ.

Так, например, доходы бюджета Краснодара на 2020 год запланированы в объеме 33 млрд рублей. Таким образом, за 30 дней карантина экономика города теряет сумму почти эквивалентную годовому бюджету города Краснодара.

Махачкалинская агломерация при ВГП 220 млрд рублей теряет около 260 млн в день (запланированные ранее доходы бюджета Махачкалы — 9,2 млрд рублей на 2020 год).

Кавминводская агломерация при ВГП 160 мрлд рублей теряет порядка 230 млн в день (запланированные ранее доходы бюджета Минераловодского городского округа — 3,4 млрд рублей на 2020 год)

Владикавказская агломерация при ВГП 90 млрд в день теряет порядка 130 млн рублей в день (при бюджете центрального города 5 млрд рублей в 2020 г.).

Косвенно у агломераций могут быть и другие потери. По словам Татьяны Полиди, например, Краснодарская агломерация может терять огромные деньги на ограничительных мерах по вывозу зерна (с 1 апреля вывоз зерна решением правительства ограничен на три месяца). «Для всего Краснодарского края это огромные потери», —заключает Татьяна Полиди.

«Основу экономики Дагестана и Северного Кавказа в целом составляет малый и микробизнес, он пострадал в первую очередь, здесь еще самый высокий уровень закредитованности», — говорит зампред экономического совета при главе Дагестана, профессор Сергей Дохолян

Дохолян.jpg

Поделиться

Сергей Дохолян

По его словам, остановка бизнеса даже на пару недель может нанести сокрушительный удар. Пока же все правительственные меры сводятся лишь к отсрочкам неизбежного – налогам и кредитам. Материальной поддержки нет, а подсчитать уровень потерь из-за большого «серого сектора» экономики не представляется возможным. Это, по словам Дохоляна, вынудит уйти в тень и легальный бизнес, который только начал поднимать голову на Северном Кавказе. Также не добавляет оптимизма и особенности местной самоизоляции. Например, в Махачкале объявили выходные и вывесили список предприятий, которым работать разрешено. «В списке предприятия, которые составляют почти 70% экономики республики. Однако, чтобы подтвердить возможность работы, им нужно взять разрешение в местном Роспотребнадзоре. А там очередь на месяц вперед расписана, работа предприятий фактически парализована!», — сетует Сергей Дохолян.   

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен. Теперь наши дайджесты и интервью можно не только читать, но и слушать в нашем подкасте на SoundCloud

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1