Руководство компании «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП, основные бенефициары — группа Зиявудина Магомедова «Сумма» и государственная АК «Транснефть») за минувшее десятилетие сумело не только привлечь наиболее перспективные грузы, но и перераспределить их номенклатуру между портами Новороссийск, Балтийск, Приморск и Тамань. Компания прочно закрепилась в балтийском регионе и вложила значительные средства в модернизацию мощностей своего основного порта Новороссийск, что позволило войти в новый сегмент — контейнерных перевозок. Кроме того, НМТП удалось наконец договориться о координации деятельности с РЖД, что заметно повысило эффективность работы по снижению времени обработки грузовых вагонов и сокращению числа брошенных поездов на припортовых станциях.
Крупнейший стивидор России и третий по мощности оператор Европы с конца прошлого десятилетия неуклонно рос в грузообороте, даже несмотря на мировой экономический кризис и снижение цен на нефть. Смена собственников компании и приход в её капитал группы «Сумма» и компании «Транснефть» в 2012 году более чётко обозначили ближайшие приоритеты развития — генеральные и навалочные («Сумма») и наливные грузы («Транснефть»). Концентрация усилий по модернизации портовых мощностей была произведена именно с учётом интересов основных бенефициаров.
К тому же НМТП приобрёл крупнейший по грузообороту порт на Балтике Приморск и контейнерный терминал в порту Балтийск Калининградской области. Это сразу же вывело группу в топ-5 ведущих портовых операторов Старого Света и способствовало развитию нового для неё вида бизнеса — контейнерных перевозок.
Однако столь разные собственники чуть было не поставили под сомнение успешность бизнеса НМТП. Особенно здесь усердствовала «Сумма», делающая ставку на навалочный сегмент. В феврале 2013 года президент «Транснефти» Николай Токарев дал ряд жёстких интервью, в которых резко раскритиковал политику своих партнёров из «Суммы», обвинив их в ущемлении интересов своей компании. В частности, речь шла о несоблюдении паритета в советах директоров дочерних компаний НМТП и наращивании перевалки генеральных, навалочных и контейнерных грузов, «курируемых» «Суммой», в ущерб наливным. Нефтяники также выражали обеспокоенность развитием посреднических схем, из-за чего ряд грузоотправителей ушли в другие порты.
Ситуация у главного стивидора страны дошла до того, что собственников пришлось мирить Кремлю — 20% НМТП принадлежит государству. Именно вмешательство Москвы привело к тому, что обе стороны объявили: «взаимные консультации прошли в конструктивном русле, были согласованы практические шаги по оптимизации схемы управления портом». При «оптимизации» особое внимание планируется уделить развитию нефтерайона Шесхарис, подконтрольного «Транснефти».
Впрочем, и «Сумма» не осталась в долгу — добилась принятия решения советом директоров о наращивании до середины 2018 года перевалочных мощностей входящего в портовой холдинг Новороссийского зернового терминала с нынешних 4,5 до 7 млн тонн в год. Сумма инвестиций в проект составит 5 млрд рублей. Ожидается, что в ближайшее время в России произойдёт рост экспортных операций из-за послаблений таможенных правил и роста урожайности в стране до прогнозируемых Минсельхозом РФ до 140−170 млн тонн, а также рост объёмов экспорта до 50 млн тонн.
«Сумма» вошла в капитал ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов», инвестируя в удвоение его перевалочных мощностей порядка 6 млрд рублей. Как сообщили в компании, программа модернизации предусматривает строительство, по сути, нового элеватора с дополнительными мощностями хранения, что позволит к 2020 году нарастить выручку с 3,2 до 11,9 млрд рублей. Это с лихвой покроет затраты на реконструкцию, сделав НКХП ведущей перевалочной базой региона.
К тому же очередная авария в Керченском проливе в апреле 2017 года сухогруза «Герои Арсенала» практически поставила крест на рейдовой перевалке зерна. Теперь растущие экспортные объёмы будут отгружаться как раз в черноморских портах, принося дополнительный доход НМТП.
Рост грузопотоков в последние три года (со 130 до 146,9 млн тонн) — это вообще хорошая новость для всей отечественной экономики. Лидером роста стала выросшая в пять раз перевалка серы, железорудного сырья, металлов. Последнее особенно показательно, так как один из мировых лидеров этой отрасли, группа «Металлоинвест», объявил о наращивании перевалки именно через порт Новороссийска.
На ПМЭФ-2016 руководство группы достигло договорённости с ФГУП «Росморпорт» о вхождении в капитал управляющей проектом строительства порта Тамань компании «РМП-Тамань» (принадлежит «Росморпорту»). Таким образом, государство может урегулировать спор между строящимся сухогрузным таманским портом и Новороссийском за разделение грузопотоков. Стороны договорились о том, что Тамань получит для себя насыпные и навалочные грузы (уголь, руду), а Новороссийск — зерновые и контейнерные.
В 2016 году руководство компании приняло программу инновационного развития до 2020 года. Тогда же НМТП удалось договориться с РЖД о координации работы по перевалке грузов и введении практики «единой комплексной диспетчерской смены станции Новороссийск». «Положение о единой комплексной диспетчерской смене призвано повысить эффективность взаимодействия Новороссийского морского торгового порта и железной дороги, сократить и предотвратить сверхнормативные простои вагонов в ожидании погрузки и выгрузки», — отметил генеральный директор НМТП Султан Батов.
Результат не замедлил сказаться: если по итогам 2015 года грузооборот группы НМТП достиг 140 млн тонн, то в 2016 году он вырос до 147 млн.