Руководство компании АК «Транснефть» приняло решение о приостановке с 24 на 25 октября приема нефти в систему магистральных нефтепроводов в Махачкалинском порту.
Об этом сообщил советник президента «Транснефти» Игорь Дёмин. По его данным, приёмка остановлена из-за значительной увлажнённости продукции, поставляемой в МНП компанией ОАО «Дагнефтепродукт» (входит в близкую к кумыкскому клану Магомедовых компанию ООО «Дагестаннефтепродукт»).
Как сообщил «Эксперту Юг» г-н Дёмин, «в Махачкале этой ночью вновь был остановлен прием нефти в систему из-за некондиции - влагосодержание около 2,7% при максимально допустимой норме в 0,5%. Анализы говорят также о высоком содержании солей в присутствующей воде, характерном для морской воды. С начала года это 14-я остановка из-за попытки «Дагнефтепродукта», работающего в порту Махачкала как передаточное звено между портом и системой «Транснефти», сдать нефть в трубопровод с превышением допустимых показателей по влагосодержанию».
Из-за этого в прошлом году сразу ряд операторов отказался переваливать нефть в порту Махачкалы, что привело к падению финансовых показателей «Дагнефтепродукта». По данным СПАРК-Интерфакс, выручка компании в 2016 году упала с 836 до 800 млн рублей.
Летом 2016 года руководство компаний Dragon Oil и Mitro International, специализирующихся на добыче углеводородов в Туркменистане, приняло решение о перенаправлении добытого сырья по трубопроводам, минуя порт Махачкала. Ранее НК «ЛУКОЙЛ» также отказалась прокачивать нефть через махачкалинский терминал «Дагнефтепродукта», перенаправив 120 тысяч тонн нефти в месяц из своего каспийского месторождения имени Юрия Корчагина через азербайджанский порт Сангачалы в магистральный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. «Отказники» утверждали, что в порту регулярно воруют нефть, а в трубопровод АК «Транснефть» сливают вместо неё либо мазут, либо нефть, разбавленную водой. В свою очередь в ДНП утверждали, что причины недостачи нефти в трубопроводе кроются не в воровстве местными чиновниками, а в подгонке морских коносаментов под судовые замеры в туркменских портах Аладжа и Окарем, в парафинистых остатках на борту танкеров, большом содержании воды и соли в туркменской нефти, а также неправильном применении присадок в зимний период. Уход наливных грузов крупнейшего российского оператора на Каспии и компаний, работающих в Туркменистане, ставили в отчаянное положение ММТП, 85% грузов которого приходятся на нефть. Через Махачкалу переваливалась лишь нефть из Казахстана.
Скандал с отказом операторов от работы с ДНП длится уже давно. В адрес АК «Транснефть» постоянно поступали обращения грузоотправителей в связи с потерями и проблематичными ситуациями при перевалке нефти из танкеров на нефтетерминал «Дагнефтепродукта» в порту Махачкалы для транспортировки по системе магистральных нефтепроводов «Черномортранснефть» в порт Новороссийск. Из танкеров в хранилища ДНП сливается одно количество нефти, а в «трубу» закачивается уже другое. Согласно действующим нормативам, потери нефти при перекачке из танкеров в резервуары не должны превышать 0,2%. Однако туркменские грузоотправители отмечают, что в 2013 г потери составляли 0,69% прокачки, в 2014 году 0,84%, в 2015 году 0,44%, а за 1 квартал текущего года уже превысили 1,43%.
Более того, в мае 2016 года ДНП, приняв 5 тысяч тонн туркменской нефти, вообще отказалось сдать этот объем в систему «Транснефти», по выражению советника президента «Транснефти» Игоря Дёмина, по сути, сделав этот объём «заложником в криминальных разборках в глубоководном экспортном порту Махачкала». В самой ДНП объяснили свои действия намерением удерживать эти 5 тысяч тонн нефти в качестве технологического (непрокачиваемого) остатка в связи с тем, что «ЛУКОЙЛ» с конца июня отказался от работы с портом. В июле то же самое сделали представители Dragon Oil и Mitro International. Если в мае перевалка туркменской нефти в Махачкале составила 28,6 тысяч тонн, то в июне это количество упало до 6,2 тысяч тонн.
Операторы жаловались на завышение потерь работниками ДНП при перекачке из танкеров в резервуары (до 7 раз), на воровство её оттуда при отсутствии пломб на запорных вентилях хранилищ, на низком качестве подаваемого в «трубу» сырья (вместо сырой нефти подаётся мазут или обводнённая нефть). Об этом рассказывал бывший генеральный директор сюрвейерской компании ООО «Каспиан Сюрвей» Омари Омариев, работавший в порту и, по собственному признанию, вынужденный уехать оттуда под угрозами со стороны неизвестных лиц.
Со своей стороны генеральный директор ДНП Саиб Абдуллаев в своём письме руководству «Транснефти» уверял, что в мае 2016 года было завезено 26 тысяч тонн туркменской нефти, а не 5 тысяч тонн, как было указано в пресс-релизе. В систему магистральных трубопроводов в том же месяце было сдано 24,8 тысячи тонн и остаток на 1 июня в резервуарах составил 1,2 тысяч тонн. Кроме того, пишет г-н Абдуллаев, «Дагнефтепродукт» не составлял акты по формированию «мёртвых» остатков и никак не мог принуждать владельцев ресурса к подписанию несуществующего документа.
Интересно, что «порчу нефти» в компании объясняли её плохим качеством из самого Туркменистана. «Что касается пресловутого разбавления нефти с водой, то по фактам неоднократной остановки приёма нефти руководство АО «Черномортранснефть» и АО «Транснефть-Сервис» письменно предупреждалось о повышенном содержании воды и хлористых солей в принимаемой туркменской нефти из-за плохого качества её подготовки. После двух-трёх суток отстоя происходило расслоение на нефть и воду, но, несмотря на дренаж, приборы качества в узле учёта (СИКН №73) фиксировали чередующиеся кратковременные подскоки показателей воды и соли», - говорится в письме.
Похоже, эти доводы операторов не убедили, поэтому они предпочли «проголосовать ногами».
«Хищения сырой нефти из трубы «Транснефти» в республике стали повсеместным явлением и устойчивым бизнесом, - рассказал «Эксперту Юг» отраслевой эксперт Виталий Калугин. - Из 4,5-5 млн тонн, которые ежегодно прокачиваются по трубопроводам через Дагестан, воруется на территории республики из-за незаконных врезок 300-500 тысяч тонн. Которые затем перерабатываются в низкокачественное топливо на нелегальных мини-НПЗ. А в Дагестане давно уже функционируют масса частных АЗС, работающий под вывесками, напоминающими брэнды самих ВИНК - «Росснефть», «Русьнефть», «Луксойл», «Укойл» и пр.».
Интересно, что ещё летом 2017 года вице-президент той же АК «Транснефть» Сергей Андронов прогнозировал, что до конца текущего года через международный морской торговый порт Махачкалу может возобновиться перевалка сырой нефти из Туркменистана объёмом не менее 1,5 млн тонн. Как в нынешней ситуации возобновлять перевалку и пускать увлажнённое сырьё в МНП непонятно.