До конца текущего года через международный морской торговый порт Махачкалу (ММТП) может возобновиться перевалка сырой нефти из Туркменистана. Об этом сообщил вице-президент АК «Транснефть» Сергей Андронов. Через главный российский порт на Каспии может перегружаться не менее 1,5 млн тонн туркменской нефти, которую добывают казахстанские и азербайджанские компании. Перевалка была прекращена летом 2016 года из-за разногласий между руководством добывающих компаний и «Дагнефтепродуктом», после чего нефть перенаправили из Махачкалы в Баку.
По информации г-на Андронова, в настоящее время «Транснефть» как раз ведёт переговоры с казахстанскими и азербайджанскими компаниями по транспортировке с 2018 года до 1,5 млн тонн нефти через морской глубоководный порт Махачкала.
В настоящее время уже достигнута договорённость с азербайджанской стороной о транспортировке 1,5 млн тонн её нефти по магистральному нефтепроводу Ширвановка-Тихорецк-
Летом 2016 года руководство компаний Dragon Oil и Mitro International, специализирующихся на добыче углеводородов в Туркменистане, приняло решение о перенаправлении добытого сырья по трубопроводам, минуя порт Махачкала. Ранее НК «ЛУКОЙЛ» также отказалась прокачивать нефть через махачкалинский терминал «Дагнефтепродукта» (ДНП, контролируется влиятельным кумыкским кланом Магомедовых), перенаправив 120 тысяч тонн нефти в месяц из своего каспийского месторождения имени Юрия Корчагина через азербайджанский порт Сангачалы в магистральный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. «Отказники» утверждали, что в порту регулярно воруют нефть, а в трубопровод АК «Транснефть» сливают вместо неё либо мазут, либо нефть, разбавленную водой. В свою очередь в ДНП утверждали, что причины недостачи нефти в трубопроводе кроются не в воровстве местными чиновниками, а в подгонке морских коносаментов под судовые замеры в туркменских портах Аладжа и Окарем, в парафинистых остатках на борту танкеров, большом содержании воды и соли в туркменской нефти, а также неправильном применении присадок в зимний период. Уход наливных грузов крупнейшего российского оператора на Каспии и компаний, работающих в Туркменистане, ставили в отчаянное положение ММТП, 85% грузов которого приходятся на нефть. Через Махачкалу переваливалась лишь нефть из Казахстана.
Скандал с отказом операторов от работы с ДНП длится уже давно. В адрес АК «Транснефть» постоянно поступали обращения грузоотправителей в связи с потерями и проблематичными ситуациями при перевалке нефти из танкеров на нефтетерминал «Дагнефтепродукта» в порту Махачкалы для транспортировки по системе магистральных нефтепроводов «Черномортранснефть» в порт Новороссийск. Из танкеров в хранилища ДНП сливается одно количество нефти, а в «трубу» закачивается уже другое. Согласно действующим нормативам, потери нефти при перекачке из танкеров в резервуары не должны превышать 0,2%. Однако туркменские грузоотправители отмечают, что в 2013 г потери составляли 0,69% прокачки, в 2014 году – 0,84%, в 2015 году – 0,44%, а за 1 квартал текущего года уже превысили 1,43%.
Более того, в мае 2016 года ДНП, приняв 5 тысяч тонн туркменской нефти, вообще отказалось сдать этот объем в систему «Транснефти», по выражению советника президента «Транснефти» Игоря Дёмина, по сути, сделав этот объём «заложником в криминальных разборках в глубоководном экспортном порту Махачкала». В самой ДНП объяснили свои действия намерением удерживать эти 5 тысяч тонн нефти в качестве технологического (непрокачиваемого) остатка в связи с тем, что «ЛУКОЙЛ» с конца июня отказался от работы с портом. В июле то же самое сделали представители Dragon Oil и Mitro International. Если в мае перевалка туркменской нефти в Махачкале составила 28,6 тысяч тонн, то в июне это количество упало до 6,2 тысяч тонн.
Операторы жаловались на завышение потерь работниками ДНП при перекачке из танкеров в резервуары (до 7 раз), на воровство её оттуда при отсутствии пломб на запорных вентилях хранилищ, на низком качестве подаваемого в «трубу» сырья (вместо сырой нефти подаётся мазут или обводнённая нефть). Об этом рассказывал бывший генеральный директор сюрвейерской компании ООО «Каспиан Сюрвей» Омари Омариев, работавший в порту и, по собственному признанию, вынужденный уехать оттуда под угрозами со стороны неизвестных лиц.
Со своей стороны генеральный директор ДНП Саиб Абдуллаев в своём письме руководству «Транснефти» уверял, что в мае 2016 года было завезено 26 тысяч тонн туркменской нефти, а не 5 тысяч тонн, как было указано в пресс-релизе. В систему магистральных трубопроводов в том же месяце было сдано 24,8 тысячи тонн и остаток на 1 июня в резервуарах составил 1,2 тысяч тонн. Кроме того, пишет г-н Абдуллаев, «Дагнефтепродукт» не составлял акты по формированию «мёртвых» остатков и никак не мог принуждать владельцев ресурса к подписанию несуществующего документа.
Интересно, что «порчу нефти» в компании объясняли её плохим качеством из самого Туркменистана. «Что касается пресловутого разбавления нефти с водой, то по фактам неоднократной остановки приёма нефти руководство АО «Черномортранснефть» и АО «Транснефть-Сервис» письменно предупреждалось о повышенном содержании воды и хлористых солей в принимаемой туркменской нефти из-за плохого качества её подготовки. После двух-трёх суток отстоя происходило расслоение на нефть и воду, но, несмотря на дренаж, приборы качества в узле учёта (СИКН №73) фиксировали чередующиеся кратковременные подскоки показателей воды и соли», - говорится в письме.
Похоже, эти доводы операторов не убедили, поэтому они предпочли «проголосовать ногами».
«Хищения сырой нефти из трубы «Транснефти» в республике стали повсеместным явлением и устойчивым бизнесом, - рассказал «Эксперту Юг» отраслевой эксперт Виталий Калугин. - Из 4,5-5 млн тонн, которые ежегодно прокачиваются по трубопроводам через Дагестан, воруется на территории республики из-за незаконных врезок 300-500 тысяч тонн. Которые затем перерабатываются в низкокачественное топливо на нелегальных мини-НПЗ. А в Дагестане давно уже функционируют масса частных АЗС, работающий под вывесками, напоминающими брэнды самих ВИНК - «Росснефть», «Русьнефть», «Луксойл», «Укойл» и пр.».
Если переговоры «Транснефти» с операторами завершатся успешно, ММТП серьёзно улучшит свои производственные показатели. По данным Ассоциации морских портов России, по итогам 2016 года падение грузооборота Махачкалы составило сразу 73,7% (до 316 тысяч тонн).