Поделиться
Сочинский отельер рассказал, как держать марку после самоизоляции, сохраняя высокий уровень продаж
Гостиничный бизнес юга России с апреля по июнь 2020 года понес большие убытки, однако, после снятия ограничений отрасль начинает восстанавливаться. И пока в других регионах надеются на помощь со стороны государства, отельеры Кубани и Крыма надеются перекрыть финансовые потери за счет открывшегося курортного сезона и переориентации туристов на внутренний рынок.
О ситуации, сложившейся в отрасли к началу июля, «Эксперту Юг» рассказал Смбатом Симоняном, директором и основателем Grace Group Hotels. В настоящее время группа включает в себя 6 отелей в Адлере, Сочи и Красной Поляне. Кроме того, с 2012 года Управляющая компания Grace занимается отельным бизнесом, управлением и арендой курортных и семейных отелей. По словам Симоняна, выйти из кризисной ситуации поможет увеличение штата «продажников» и активная реклама.
— Как ситуация с коронавирусом и почти трехмесячный карантин отразились на деятельности вашей сети гостиниц?
— Эти три месяца были непростыми: быстрая и полная остановка сразу нескольких отелей, работа с недовольствами гостей и возвратами. Денежный и туристический потоки остановились буквально в один день, это, конечно же, повлекло за собой немалые убытки. Не говоря уже о недополученной прибыли. Обычно активная загрузка наших прибрежных отелей начинается с середины апреля и не опускается ниже 90% до конца сезона. Помимо финансовой нагрузки, была и психологическая — та неопределенность по ситуации с карантином, которую устроила власть. Было очень сложно спланировать повторный запуск отелей, который произошел одномоментно, как и закрытие.
— С момента открытия с 12 июня по 30 июня уровень загрузки отелей был в два раза ниже по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. На текущий момент ситуация выравнивается. Даже несмотря на то, что пик бронирований обычно приходится на май-июнь, а мы просидели эти два месяца без спроса. Соответственно, практически не имея бронирований на будущие периоды, мы сейчас мы уже начали догонять по показателям прошлый год. Хотя для этого приходится трудиться раза в три больше, чем в предыдущие сезоны.
— Эти данные я не готов раскрывать, но чувствуем мы себя лучше, чем некоторые наши коллеги, с которыми поддерживаем контакт, и планы наши – амбициозны. С июля по сентябрь мы планируем не только перекрыть убытки начала нынешнего сезона, но и сделать так, чтобы наши обороты стали больше по сравнению с аналогичным периодом прошлогоднего сезона. Для этого мы уже увеличили количество «продажников», расширили отдел бронирования, стали активнее работать с рекламой.
— Как складывалась ситуация на момент открытия отелей (снятия ограничений) и какова она сейчас? Как скоро возобновился интерес туристов к отдыху?
— Запустились мы за один день, это все благодаря тому, что за время карантина около 5 раз готовились к открытию - перед каждым выступлением губернатора или президента. Все счета на поставки были заготовлены, мы ждали отмашки. Собственно, большая часть команды была уже с конца мая, что называется, «на низком старте». Первые гости заезжали уже на следующий день после объявления об открытии отелей. Показатели более-менее пришли в норму спустя две недели, несмотря на то, что заполняемость отелей в Красной поляне чуть меньше по сравнению с побережьем.
— На запуске приходилось сильно скидывать цены, потому что загрузки не было. В настоящее время мы активно работаем с ценами: они изменяются в зависимости от спроса. Разница за один и тот же номер на определенную дату может доходить 6000 рублей в течение 1-2 недель. С момента открытия поле карантина средняя цена за номер снизилась на 1200 рублей, соответственно, по итогам июня наш доход снизился более чем на 50% по сравнению с прошлым годом. В целом об изменениях можно будет судить по окончанию сезона.
— Как отразились требования Роспотребнадзора на деятельности ваших отелей? Сказались ли они на количестве отдыхающих и том спектре услуг, которые вы для них ранее могли предложить?
— Весь карантин мы активно поддерживали связи с представителями Роспотребнадзора. Информация о требованиях появлялась оперативно, и мы успели подготовиться. Серьезных изменений в работе отеля эти требования не несут. Иногда только возникают проблемы с коммуникацией, из-за защитных средств. К примеру, был случай, когда в один из отелей заезжал слабослышащий гость. Он не мог расслышать, что говорит ему администратор при заезде, и просил ее снять маску, чтобы прочитать по губам. На это пришлось ответить отказом. Мы постоянно контролируем ношение масок и перчаток нашими сотрудниками, в том числе, с помощью камер видеонаблюдения. С гостем в итоге все завершилось благополучно, администратор вышла из положения, передав всю важную информацию на бумаге.
Помимо ношения масок, выполняется дезинфекция в номерах и ежедневный замер температуры у гостей на выходе из гостиниц и у сотрудников - перед началом и в течение рабочего дня, обработка рук, - в общем, все те действия, которые постепенно становятся частью нашей жизни. Что касается мест массового скопления людей, ресторана, например, то здесь у нас дистанционная рассадка. За одним столом могут сидеть только члены одной семьи. Администратор на входе в зал следит за тем, чтобы количество посетителей не превышало оптимального. Также в ресторане и возле ресепшена есть разметка и предупреждения о необходимости соблюдать социальную дистанцию.
— Этот процесс длился долго. В короткие сроки полностью укомплектовать достойным персоналом шесть отелей — это непросто даже несмотря на то, что основной костяк команды удалось сохранить. Обычно кадровую подготовку мы начинаем с апреля, что бы отсмотреть, обучить, подготовить сотрудников и к разгару сезона выпустить уже "боевой состав". Думаю, в этом году к середине июля штат будет уже полностью укомплектован.
— Все сотрудники, принимаемые на работу, сдают тест на COVID-19 и только после этого допускаются к стажировке
— Исходя из того, что границы на данный момент закрыты, я не думаю что в этот сезон (если мы будем считать его с июля) - будет ниже прошлого. Вообще рассчитываем на повторение 2016 года, когда Турция и Египет были закрыты, и спрос на Сочи резко подскочил. Ситуация очень похожа.
— Апрель, май и июнь нам уже не вернуть, это те потери, которые отбрасывают нас назад. Но мы настроены оптимистично и планируем заработать и отработать убытки карантинных месяцев за оставшиеся 90 дней сезона. Это достаточно амбициозная цель, но и нам не привыкать работать «на полную катушку». К примеру, отдел бронирования, мы расширили в два раза в сравнении с мартом этого года, и это лишь малая часть того, что сейчас предпринимаем. Такой проактивный подход к работе всегда позволял Группе отелей Grace быстро расти, добавляя новые отели, и держать одни из самых высоких цен по рынку.
— Здесь я не возьмусь дать ответ. Уж очень многое зависит от дальнейшего развития событий с пандемией и в особенности от того, какие решения будет принимать власть.
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен.