Стандарт зеленого бизнеса скоро подскажет государство // Изображение: Pinterest
Поделиться
Государство добавляет к целям стандарт и стимулы
В России ЦУР реализуются через национальные цели развития, утверждённые указами президента. В центре целей — человек и его социальное благополучие. Вызовы в их достижении можно увидеть наглядно, изучив таблицу 1. Она показывает, что продолжительность жизни у нас пока движется в сторону, обратную от целевой. Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни, сокращается, а не растёт. Уровень бедности сокращается медленнее, чем ожидалось. А уровень затрат на исследования и разработки из всех источников растёт медленнее, чем хотелось бы. Есть и хорошие новости: объём жилищного строительства уже в 2021 году оказался выше, чем было запланировано на 2024 год.Поделиться
И цели остались амбициозными: вклад человеческого капитала и научно-технологического сектора в потенциальный прирост ВВП должен повыситься с 18% в среднем за 2018-2022 годы до 50% в среднем за 2030-2035 годы. Ответ на вопрос о том, как преодолеть разрыв между целями и реальностью, прозвучал в поручениях президента от 23 июня 2023 года — в них Агентству стратегических инициатив (АСИ) совместно с бизнес-объединениями страны предложено разработать «стандарт социального капитала бизнеса» и предусмотреть меры стимулирования предпринимателей к внедрению указанного стандарта. Срок исполнения — до 1 ноября 2023 года.
Предварительные идеи, которые будут закладываться в этот стандарт, уже обсуждаются. Во-первых, несмотря на то, что новый национальный стандарт будет добровольным, ожидается, что фактически он превратится в ещё один показатель эффективности региональных администраций. В частности, показателем станет буквально объём социальных инвестиций бизнеса. Основным инструментом отношений между региональными властями и бизнесом могут стать соглашения о сотрудничестве нового типа. А публичным инструментом мониторинга станут рейтинги социального капитала бизнеса и регионов. Более того, в данный момент уже отбираются регионы, которые станут пилотными для внедрения новой системы — и, по информации «Эксперта Юг», среди них окажутся и южные территории.
Среди мер поддержки социально активного бизнеса упоминаются следующие: региональные налоговые меры, софинансирование в рамках федеральных и региональных программ, гранты и субсидии целевых фондов, меры поддержки институтов развития, административные меры лояльности региона.
Нужно заметить, что отсутствие чётких «правил игры» в сфере устойчивого развития бизнесом ощущалось уже давно.
На эту тему
Южный суверенный ESG после 2022 года
Поделиться
«Трансформации 2022 года были связаны с концентрацией на внутренней повестке, но они не затмили вопросы устойчивого развития, — комментирует Николай Доронин, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по экологии и устойчивому развитию. — Мы обязаны оставить нашу страну нашим потомкам в том виде, в которой им будет обеспечена достойная жизнь. Так, например, вопросы хаотичной застройки черноморского побережья были волевым способом приостановлены. Теперь работают застройщики только в рамках соглашений о комплексном развитии территории. Это и есть принцип устойчивого развития — когда думают не о сиюминутном извлечении прибыли, а о будущем. Одно дело, когда твоя компания получает низкие места в некоем рейтинге, публикуемом какой-нибудь международной организацией, другое дело, когда некорректное поведение на территории присутствия приводит к штрафам и препятствиям в работе. Ни один руководитель региона не будет мириться с грязным предприятием, которое при этом не исполняет социальные обязательства. Если агропромышленный комплекс задерживает зарплаты и сваливает отходы в близлежащую реку, только качает прибыль для акционеров, то работать такому комплексу не дадут».
«В России идёт активное развитие ESG-повестки именно на национальном уровне, что делает приверженность целям устойчивого развития необходимым условием для бизнеса, — поясняет заместитель директора Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России (АКИТ) по международному сотрудничеству и устойчивому развитию Дарья Гуляева. — Сегодня введён ряд нормативно-правовых актов федерального уровня (Указ Президента РФ от 04.11.2020 г. N 666 «О сокращении выбросов парниковых газов», ФЗ от 01.07.2022 г. N 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», ФЗ от 06.03.2022 г. N 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации»). В соответствии с ними регионы активно включились в климатическую повестку. Свердловская область, Москва и Республика Татарстан развивают климатическую повестку, формируя стратегии низкоуглеродного развития. В 17 регионах Российской Федерации действуют карбоновые полигоны и развиваются климатические проекты, которые являются крайне перспективным инструментом реализации целей устойчивого развития. Также стоит отметить развитие темы “зелёных” государственных закупок. Постановление Правительства РФ от 8 июля 2022 г. N 1224 утвердило особенности описания отдельных видов товаров для государственных и муниципальных закупок, для которых предъявляются экологические требования».
Бизнес хочет вовлечь ESG-повестку муниципалитеты и МСП
На фоне происходящего важно увидеть, кого же бизнес юга России считает сегодня локомотивом ESG-повестки и от кого ожидает дополнительной активности. «Эксперт Юг» провёл опрос предприятий, работающих в регионе, на тему «ESG-повестка после 2022 года: взгляд бизнеса юга России», в нём приняли участие около 120 топ-менеджеров. Часть данных этого опроса мы привели в материале о том, как бизнес понимает ESG-повестку в 2023 году.Два года назад, по мнению наших респондентов, главными локомотивами распространения ESG-повестки выступали международные организации (47%) и федеральная власть (41%). Сегодня на первую позицию вышла федеральная власть — 46%, международные организации сильно ослабили свое влияние, но остались на второй позиции — 32% голосов (см. график 1). Вплотную к ним подобралась региональная власть — 31%, и это большая новость, потому что два года назад на третьей позиции был крупный бизнес, а региональная власть не набирала и 20% голосов. Более того, в 2021 году отчётливо просматривался запрос бизнеса на включение в повестку устойчивого развития региональной власти — вот она и включилась.
Поделиться
Следующим шёл связанный с предыдущим вопрос: от кого вы сегодня ожидаете дополнительной активности, связанной с распространением ценностей устойчивого развития (ESG-повестки)? Список участников тот же. Первые две позиции — с большим отрывом от остальных — заняли федеральная и региональная власть (51% и 42%) (см. график 2). То есть на международные организации надежд мало, а вот дело внедрения суверенного ESG требует ещё большей активизации региональной власти. Следующие два пункта, набирающие довольно много голосов в этом вопросе, — муниципальная власть, а также малый и средний бизнес (27% и 21%). Эти действующие лица на сегодняшний день играют далеко не первые роли в процессе распространения ESG-повестки, но именно на этом уровне находится основной потенциал роста, тиражирования ценностей устойчивого развития. Поделиться
Показательны и ответы на вопрос о том, каковы основные барьеры для тиражирования ценностей устойчивого развития (ESG-повестки) в бизнес-среде региона (см. график 3). Абсолютного лидера среди ответов нет, но первые две позиции по содержанию дополняют друг друга: недостаточное понимание ценностей устойчивого развития (32%) и неразвитая внутренняя культура компаний (29%). Важно, что эти ответы делают сам бизнес ответственным за тиражирование ESG-повестки, а не перекладывают проблему на власти. Поделиться
«Сдерживающие факторы, мешающие тиражированию ESG-повестки на юге России, требуют комплексных мер, включающих информационную поддержку, создание благоприятной инфраструктуры и содействие прозрачности деятельности предприятий, — считает Василий Высоков. — Популяризация темы ESG может стать ключевым фактором в обеспечении устойчивого развития и социальной ответственности региона. Законодательство способно предоставлять достаточные механизмы для контроля и мониторинга выполнения предприятиями принципов ESG. Компании, демонстрирующие лидерство и преуспевающие в сфере социальной ответственности, могут получать признание и поощрение со стороны общественности и представителей власти».Получать такое поощрение, по идее, поможет стандарт социальной ответственности бизнеса, который появится в ближайшее время. Вопрос только в том, позволит ли этот стандарт вовлечь в процесс муниципалитеты, а также малый и средний бизнес.