Крупнейший в Ростовской области сборщик вторсырья, АО «Ростоввторпереработка» (РВП), занимается преимущественно макулатурой: перерабатывает 35–50 тысяч тонн ежегодно. Компания работает в регионе более 20 лет. Макулатуру РВП отправляет на целлюлозно-бумажные комбинаты России и за рубеж, для более глубокой переработки. Второе направление бизнеса РВП — оптовая продажа полиграфического картона, газетной и офсетной бумаги. У предприятия — собственная развитая инфраструктура: производственная база, склады, железнодорожная ветка (около 500 метров), высокоточное оборудование, автопарк на 40 «экомобилей» и т. д. В штате — более 150 человек. Как отметил в разговоре с «Экспертом ЮГ» директор компании Михаил Кутузов, по итогам 2017 года выручка составила чуть более 800 млн рублей и сохраняется на одном уровне два года подряд, после почти двукратного падения оборотов в 2015 году. Тогда из-за кризиса предприятие прекратило экспорт макулатуры. Сейчас РВП переориентировала свой бизнес на внутренних потребителей и рассчитывает на рост выручки по итогам 2018 года. Одна из главных целей компании — приучить бизнес к раздельному сбору отходов. От этого, по замыслу Михаила Кутузова, выиграют все — горожане смогут жить в экологически чистых районах, бизнес получит дополнительную статью доходов, а РВП — новые источники сырья. «Приучить» всех участников процесса к такой культуре для РВП сродни определённой бизнес-миссии.
— Вам удалось остановить падение и зафиксировать показатели бизнеса на одном уровне. На чём сейчас основана стратегия роста компании?
— Мы растём, только рост этот не количественный, а качественный. Вынужденная пауза помогла нам переосмыслить ключевые моменты, связанные с нашей основной деятельностью — сбором и утилизацией вторсырья. В частности, продвижение идеи раздельного сбора отходов. В 2016 году мы приступили к реализации собственного социально-просветительского проекта. Получили лицензию, позволяющую нашим специалистам просвещать не только «производителей мусора», но и воспитанников детских садов, где в игровой форме мы прививаем малышам определённую экокультуру. Мы работаем со школами, вузами и предприятиями. В прошлом году в рамках
проекта открыли эколого-образовательный центр «Экориум». На сегодняшний день в проект вложили около 50 миллионов рублей. Сейчас, когда регионы переходят на новую систему обращения с ТКО, это особенно актуально. Мы постепенно поворачиваем в сторону раздельного сбора.
Сегодня мало построить современный мусоросортировочный комплекс и напичкать его дорогим оборудованием. Важно привести туда качественное вторсырьё. Сейчас же часто бывает, что макулатура идёт вперемешку с пищевыми отходами, батарейками, пластиком и так далее. Мы работаем с несколькими мусоросортировочными станциями Ростовской области и всё это безобразие видим.
Надо разделять на самом первом этапе формирования ТКО — бытовом. Устанавливать специальные контейнеры в общественных местах, частном жилом секторе, на территории жилых комплексов и предприятий, в торговых и бизнес-центрах. Весь цивилизованный мир так работает и, кстати, неплохо на этом зарабатывает.
А что у нас? Я был просто потрясён, узнав, что в Сколково, российском центре инноваций и передовых технологий, весь мусор кидают в один контейнер и «складируют» возле него.
— Возможно, следует воспитывать население постепенно? Например, для начала предлагать сортировать пищевые отходы и непищевые. Так происходит, например, в Волгоградской области, где в конце 2017 года начата реализация пилотного проекта по раздельному сбору мусора.
— Такой подход, когда делят только на две фракции, имеет свои преимущества и облегчает задачу по утилизации отходов, но не решает проблемы полностью. Непищевая фракция — очень большая группа твёрдых отходов, к которой относятся стекло, пластик, бумага, металл, стройматериалы и т. п. Если всё это валить в один бак или контейнер, то кто потом и как будет разгребать весь этот «ералаш»?!
Думаю, нам не стоит изобретать велосипед, а использовать лучшие практики, которые есть в мире. Например, в Германии человек, выпив бутылку воды, понимает, что стеклотару надо положить в один контейнер, а крышку — в другой. В Японии бытовой мусор делят на пять и даже десять фракций. Там для этого при жилых домах строят специальные здания. И люди не ленятся, раскладывают, потому что там такая культура и соответствующая инфраструктура. Что мешает нашим застройщикам ещё на стадии разработки проектов учитывать организацию помещений и крытых территорий под раздельный сбор мусора?
Да, в Ростове и такие объекты есть, но их единицы. В целом культура пока не привита, а инфраструктура ещё не развита. Однако в сравнении с тем, что было два года назад, изменения есть. Например, в Ростове-на-Дону ситуация с раздельным сбором мусора обстоит лучше, чем в других крупных городах региона. Мы видим, что местная власть и предприятия стали уделять этому направлению более серьёзное внимание.
— А есть ли положительные примеры в других городах Юга?
— Мне нравится, как выстроена работа по сбору и утилизации твёрдых отходов на некоторых курортах Краснодарского края. Например, в Геленджике на набережной и центральных улицах стоят красивые разноцветные контейнеры под пластик, стекло, бумагу и, отдельно, под пищевые отходы. Специализированные муниципальные службы этот процесс грамотно контролируют, да и сами отдыхающие в большинстве своём бросают бумагу отдельно от пластика и в соответствующие «урны». Если это получилось в одном отдельно взятом городе Юга, то наверняка может получиться и в остальных.
Что касается предприятий, то у нас есть очень хороший пример — завод «Ростсельмаш». Раньше предприятие платило специализированным компаниям деньги просто за вывоз мусора. Но начали работать с нами, стали разделять отходы. Отдельно для нас на комбайновом заводе собирают макулатуру и полиэтиленовую плёнку, которые мы у завода покупаем. В итоге за год работы с нами компания решила сразу две задачи — экологическую и экономическую. В статье «доходы» появились дополнительные сотни тысяч рублей, а расходы на оплату негативного воздействия уменьшились. Мы просвещаем бизнес и учим его зарабатывать на раздельном сборе вторсырья. Аналогичным образом строим сотрудничество с продуктовыми ритейлерами и другими крупными розничными сетями. (с кем именно — не скажу, так как, по договору, мы не можем афишировать сотрудничество с ними). А в ближайшей перспективе планируем выйти с предложением по утилизации картона на поставщиков мебели и крупной бытовой техники.
— Их вы тоже хотите научить зарабатывать на раздельном сборе отходов?
— В середине 2017 года был принят федеральный закон, согласно которому теперь запрещено «хоронить» большое количество различных отходов: медицинских, промышленных, опасных и т. д. В перечне почти 190 наименований. Одни из них не подлежат захоронению уже с этого года, другие — со следующего. К последним относится и макулатура. Но если с обычными «бумажками» проблем нет (главное, чтобы такое вторсырьё было чистым, без нежелательных примесей), то что делать с картонной упаковкой из-под холодильников, телевизоров, корпусной мебели и других крупногабаритных товаров, пока не очень понятно. В контейнер для раздельного сбора такую упаковку не засунешь, да и далеко не возле каждой жилой высотки есть место, куда её можно складировать, не мешая проходу или движению. Мы хотим добиться, чтобы доставщики техники и мебели забирали такой большой картон у клиентов, а мы, в свою очередь, будем у них его покупать и отправлять на переработку. Подход, от которого выиграют все. Здесь показателен опыт крупных ритейлеров, которые, по нашим данным, в прошлом году в масштабах всей страны заработали на сбыте такого отработанного картона около 300 миллионов рублей.
— Как вы собираетесь донести до других представителей крупного бизнеса информацию об этом?
— Мы выходим на предприятия с нашим просветительским проектом, рассказываем работникам о пользе и перспективах раздельного сбора ТКО, но одновременно мы формируем и базу наших потенциальных корпоративных клиентов, у которых планируем забирать, скажем, макулатуру для отправки крупным производителям картона, действующим в других регионах России. Например, это российские предприятия австрийской фирмы «Майрмельнхоф» (Mayr-Melnhof Karton, крупнейший в Европе производитель упаковочного картона и мировой лидер в производстве макулатурного картона; девять фабрик в шести странах Западной и Восточной Европы; концерн производит в год 1,6 млн тонн картона, 90% из которого — картон из вторсырья. — «Эксперт ЮГ».). Ещё один крупный партнёр — группа «Илим» (лидер целлюлозно-бумажной промышленности России; в состав ГК входят три крупнейших ЦБК страны и два современных гофрозавода. Предприятия расположены в Архангельской, Иркутской, Ленинградской и Московской областях. — «Эксперт ЮГ».).
При этом стараемся, чтобы плечо перевозки не превышало 500 километров — это оптимальное расстояние позволяет сохранять маржинальность бизнеса на приемлемом уровне (15–20 процентов). Нам удалось восстановить некоторые связи с нашими украинскими клиентами, которые, как правило, закупают макулатуру в хороших объёмах и платят вовремя, в отличие, например, от предприятий Северного Кавказа. Сейчас в нашем клиентском портфеле около 15 предприятий, и есть тенденция к увеличению их числа в ближайший год примерно на 40–50 процентов.
— За счёт каких внутренних резервов собираетесь расти?
— Мы пересмотрели собственные подходы к сбору макулатуры. Если раньше собирали её в пределах Ростова и городов-спутников, редко выезжая более чем за 100–150 километров от донской столицы, то сейчас ежедневно отправляем машины в более отдалённые от регионального центра районы, чтобы подбирать макулатуру «с земли». Не было случая, чтобы наши «газели» возвращались порожними. С каждой такой поездки мы полностью окупаем транспортные расходы и дополнительно зарабатываем 5–10 тысяч рублей. В ближайшее время возьмём в лизинг ещё несколько «экомобилей» — расширим парк.
И, конечно, мы сохраняем активность в нашем оптовом звене — поставках для полиграфических предприятий и типографий бумаги, картона и другой аналогичной продукции. У нас есть хорошее преимущество — пул крупнейших поставщиков, лидеров в своих сегментах: Архангельский ЦБК, Киевский картонно-бумажный комбинат, Рубежанский картонно-тарный комбинат (ПАО «РКТК»), АО «Пролетарий» (город Cураж в Брянской области) и другие. Они поставляют качественную продукцию, которую мы умеем продавать в промышленных объёмах. Сегодня это направление в оборотах компании занимает около 35 процентов. По нашим расчётам, в 2018 году мы должны увеличить показатели на 10–15 процентов и создать основу для будущего роста. Надеемся в ближайшие несколько лет выйти на оборот в миллиард рублей — перейти этот психологический рубеж.
— Можете дать оценку состоянию конкурентной среды в тех направлениях бизнеса, которыми занимаетесь?
— И в поставках вторсырья, и в продаже картона и бумаги конкуренция жёсткая. Однако в моих правилах вообще не говорить о конкурентах. Мы друг друга знаем, можно сказать, почти дружим. Но у каждого из нас свой бизнес, свои ниши, клиенты и поставщики. Мы плотно занимаем свою нишу, у нас есть круг проверенных постоянных клиентов и партнёров. И годами складывавшийся коллектив. Всё это после кризиса 2015 года позволило нам сохранить предприятие, остановить падение и остаться на плаву.
— Какие стратегические приоритеты вы определили для себя на ближайшие год-два?
— В конце 2017 года мы подготовили бизнес-план по организации в Аксайском районе Ростовской области регионального кластера по утилизации и первичной переработке отходов (в том числе и опасных). Проект предполагает, что на участке в
Самостоятельно мы этот проект не потянем. Его реализация возможна только через государственно-частное партнёрство, и такую возможность мы сейчас рассматриваем.