Перед Чемпионатом мира по футболу 2018 по историческому центру Ростова прокатилась волна капитальных ремонтов крыш и фасадов многоквартирных домов. Под программу подготовки к проведению чемпионата мира по футболу и программу капитального ремонта попало в общей сложности около 500 зданий исторического центра города, подсчитал историк архитектуры Артур Токарев. По словам экспертов, около ста из них — объекты культурного наследия. Всего, по данным гордумы Ростова, на капремонт потрачено 1,8 млрд рублей.
«Число домов, исторический облик которых искажен или фасадам которых нанесен ущерб, исчисляется сотнями. В процентном отношении это не менее 70% от всех ремонтируемых зданий исторического фонда за период 2014-2018», сообщают участники Межведомственной комиссии по сохранению архитектурно-художественной среды Ростова-на-Дону в письме губернатору Ростовской области Василию Голубеву.
По словам активиста общества охраны памятников и координатора общественного движения «МойФасад» Романа Бочарникова, реставрация памятников архитектуры по этим программам не проводится вообще, только ремонт. При этом объекты культурного наследия ремонтируются без согласования с комитетом по охране памятников. «Это грубое нарушение ФЗ-73 “Об охране объектов культурного наследия, которое приводит к фактам прямого вандализма по отношению к памятникам архитектуры», — говорит активист.
В своем письме эксперты Межведомственной комиссии по сохранению архитектурно-художественной среды Ростова-на-Дону приводят список из 26 объектов культурного наследия, историческому облику которых ремонт нанёс ущерб. В их числе дом Шварца на углу Шаумяна, Газетного и Социалистической, который был испорчен в 2015 году. «Рабочие замазали и сбили лепнину, максимально упростив фасад», — рассказывает Бочарников. Другой вопиющий случай произошел с доходным домом Коноваловой на Шаумяна-Семашко, где рабочие вместо чистки фасада спилили болгарками верхний слой кирпичной стены.
Лепнина на Доходном доме Шварца
«У подрядчиков большой бардак в документации, — рассказывает Бочарников. — В этом году нам удалось пресечь несколько случаев, когда они пытались зайти на объект культурного наследия без согласования. Подрядчики даже не знали, что здание в реестре».
Категории зданий
В центре Ростова есть сотни зданий, которые заслуживают оказаться в реестре объектов культурного наследия, но просто не успевают туда попасть, лишаясь своей ценности из-за некачественного ремонта, считают эксперты.
«У нас очень мало объектов культурного наследия», - говорит Артур Токарев, - Министерство культуры не ставит под охрану практически ничего».
Но даже здания, которым уже посчастливилось оказаться в реестре охраняемых объектов, защищены далеко не всегда. Зачастую отсутствие полного пакета документов по памятникам тоже затрудняет их охрану.
«Не на все объекты культурного наследия есть охранные обязательства, - объясняет завкафедрой истории архитектуры, искусства и архитектурной реставрации Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета Анна Иванова-Ильичёва, — Там должен быть определён предмет охраны: какие элементы здания нельзя менять».
Архитектор рассказала, что из-за такого случая половину своей архитектурной ценности потеряло здание «Гимназии №36». В ходе ремонта было демонтировано окно в стиле модерн, на которое в тот момент не было охранных обязательств. Окно заменили обычным пластиковым, а колорит здания был утрачен.
Памятники архитектуры внесены в реестр объектов культурного наследия и охраняются законом. Все условия работ должны согласовываться с Министерством культуры и проводиться под авторским и техническим надзором. Но, по оценкам экспертов, реставрируют памятники культурного наследия очень редко. Чаще они ремонтируются так же, как обычные дома, без согласования.
Но и при правильном проведении согласования работ памятники не защищены от утраты исторического облика. По словам экспертов, здесь виной недостаточная квалификация подрядчиков: далеко не все способны выполнить проект реставрации.
Непрофессионалы на «лесах»
По оценкам экспертов, проблема низкой квалификации рабочих – одна из главных причин утраты колорита города. По словам историка архитектуры Артура Токарева, единицы из работающих на объектах подрядчиков имеют какое-то представление о профессии штукатура.
Для придания свежего вида зданиям в историческом центре Ростова была выбрана одна преобладающая технология оштукатуривания — «короед». Это штукатурка с длинными вертикальными бороздками. По словам, руководителя Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александра Кожина, подрядчики выбирают эту технологию, потому что так штукатурить проще всего.
Когда строились эти здания, такой технологии не существовало, и новая штукатурка на зданиях исторического центра смотрится нелепо.
Чтобы проводить работы по реставрации объекта культурного наследия, у подрядчика должна быть лицензия на проведение таких работ. Но на практике наличие документа не является гарантом профессионализма рабочих. По словам директора творческой архитектурной мастерской «Новая Аттика» Владимира Кирьязиева, в Ростове не больше трёх подрядных организаций, способных качественно выполнить проект реставрации.
Эксперт считает, что во время массовой реставрации фасадов к мундиалю, согласованием реставрации памятников занимались непрофессионалы. «На объекты заходили случайные люди без лицензий и проектной документации, — говорит реставратор. – В связи с этим произвелось много уронов: где-то не отреставрировали лепнину, архитектурные детали, а просто закрасили».
Сейчас, по словам эксперта, без лицензии невозможно зайти на объект. Но не везде это качественно происходит контроль, и порой на лесах оказываются подрядчики с лицензией, но не способные качественно выполнить работу.
Такой случай был с библиотекой ЮФУ на Пушкинской. «На этот объект зашла организация, которая имеет лицензию, но они вообще не знают, что такое реставрация, - вспоминает Кирьязиев, - Были приглашены так называемые «легионеры» из Армении. Пришлось заставить ЮФУ взять профессиональных реставраторов. Пригрозили той организации, что отнимем лицензию, и они вынуждены были взять профессионалов на субподряд».
Библиотека ЮФУ до и после реставрации
Штукатурку сбить ещё можно, но если подрядчики уничтожили верхний слой кирпича, то что-то исправлять уже поздно. Так произошло с памятником регионального значения на Шаумяна – Семашко, который называют «Домом со стрекозой». Вместо прописанной в смете чистки пескоструйкой подрядчик решил воспользоваться болгарками. Промышленные альпинисты срезали потемневший слой, придав фасаду свежий вид. Кирпич лишился защитного слоя. Теперь с каждым годом будет выветриваться, и со временем здание быстро погибнет.
Следы от болгарок на фасаде «Дома со стрекозой», ул. Шаумяна-Семашко.
Владельцы зданий и их понимание «прекрасного»
Если здание не внесено в реестр объектов культурного наследия, то владельцы здания сами решают, как оно будет выглядеть и какие материалы будут использованы материалы. Согласуется с департаментом архитектуры только цветовое решение. Артур Токарев считает, что это страшная ошибка, которая неизбежно приводит к катастрофическим последствиям на уровне всей России.
Руководитель РРО ВООПиК Александр Кожин рассказывал о случае, когда жильцы жаловались на правильно сделанный ремонт.
«Я попросил подрядчика не красить здание, а помыть и пропитать теми растворами, которые должны сохранять верхний слой кирпича», - рассказывает эксперьт. Подрядчик выполнил все инструкции, и через некоторое время на него пришла жалоба. Один из жильцов дома решил, что если дом прошёл через программу капитального ремонта, то он обязательно должен быть оштукатурен и покрашен. Но в результате такой работы историческая красота этих зданий утрачивается.
Эксперты считают, что определять внешний вид всех зданий в историческом центре должны профессиональные архитекторы.
В рамках программы капитального ремонта зданий исторического центра города подрядчикам дали задание отремонтировать фасады и кровлю. Эксперты считают, что такая очерёдность работ приведёт к скорому разрушению зданий.
У зданий старого Ростова много проблем: залитые подвалы, нарушенное водоснабжение, энергообеспечение, кровля течет, здание трещит. По мнению руководителя РРО ВООПиК устранение этих проблем должно быть первоочередной задачей. «Если мы в таком доме не чиним подвалы, проводку, крышу, а занимаемся фасадом, то добиваемся сиюминутного успеха», - считает эксперт.
Что необходимо изменить
Утрата историческим центром Ростова своего колорита – проблема масштабная. Во время ремонта кирпичный фасад не надо заштукатуривать, а если это штукатурный фасад, то нужно стараться сохранить колорит этого здания. Стараться, чтобы это было выполнено по старой технологии. Но для этого нужны хорошие специалисты.
Чтобы изменить ситуацию с фасадами, необходимо в первую очередь решить проблему нехватки квалифицированных подрядчиков, считают опрошенные эксперты (Кожин, Бучка, Кирьязиев, Иванова-Ильичева, Молчанов, Бочарников). По мнению экспертов, для этого нужно вернуть систему ПТУ, когда мастер учил ученика. Нужно соблюдать правильную очерёдность работ. Первоочередные работы должны быть направлены на сохранение здания как такового: конструкции, фундаменты, подвалы, кровля.
Необходимо жёстко контролировать допуск к работам подрядчиков, которые выходят на объект. Пошагово следить за выполнением работ, а не принимать всё вместе, когда уже поздно что-то менять.
В реестры объектов культурного наследия должно войти больше исторических зданий. Тогда их проще будет защитить.
В администрации должен появиться советник по архитектуре или объектам культурного наследия. Принимать решения должны не администраторы, а архитекторы-профессионалы.
Члены комиссии по сохранению архитектурно-художественной среды считают, что на капремонты ОКН необходимо объявить мораторий до составления критериев качества, предъявляемых к их ремонту и создания реестра профессиональных и добросовестных подрядчиков, уровень которых будет удовлетворять требуемым критериям для производства работ по локальным ремонтам памятников архитектуры.