Фото с сайта международного аэропорта Махачкала.
В начале 2020 года на территории аэропорта Махачкалы заработает современный международный терминал. Компания-собственник аэропорта, принадлежащая семье миллиардера Сулеймана Керимова, вкладывает 1,2 млрд рублей в проект
О завершении строительства международного терминала «Эксперту Юг» рассказал гендиректор аэропорта Махачкала Арсен Пирмагомедов. С его слов, реализация проекта началась в конце 2016 года. «Терминал на 90 процентов завершен, — уточнил Пирмагомедов. — В здании смонтированы системы пожаротушения и кондиционирования, установлены лифты, эскалаторы, ведутся отделочные работы. Открытие терминала запланировали на начало 2020 года, с участием Минтранса России. Его структура оснастит терминал оборудованием, необходимым для работы на территории комплекса пунктов пограничной и таможенной служб».
Топ-менеджер добавил, что новый терминал был необходим потому, что действующий работает по реверсивному принципу (в одни часы — только на прилет, в другие — только на вылет) и уже не отвечает требованиям по комфортному и безопасному обслуживанию пассажиров. К моменту запуска объекта в эксплуатацию его стоимость составит порядка 1,2 млрд рублей.
Строительство ведется на собственные средства инвестора — ООО «Грандеко». Его основным владельцем которого является Саид Керимов — сын Сулеймана Керимова, который входит в рейтинг «20 богатейших российских бизнесменов» по версии Forbes: в 2018 году личный капитал Керимова-старшего составил 6,3 млрд долларов. По информации из СМИ в июне 2014 года, после приватизации ОАО «Авиалинии Дагестана», на торги было выставлено имущество аэропорта «Уйташ» (в переводе с кумыкского — «каменный дом»), который находился у этой компании в управлении. Гуппа «Нафта» Сулеймана Керимова купила «Уйташ» за 300 млн рублей. В итоге новым владельцем предприятия стало АО «Аэропорт Махачкала» (создано Керимовыми в марте 2012 года как фирма, специализирующаяся на заправке самолетов авиационным керосином и реализацией авиабилетов). Была определена стратегия развития компании, как авиационного узла мирового уровня: АО «Международный аэропорт “Махачкала”» (МАМ).
Со слов Пирмагомедова, с 2014 года в развитие воздушной гавани было инвестировано «порядка 3 млрд рублей». В основном эти средства пошли на реконструкцию здания аэровокзала, развитие инфраструктуры и приобретение техники. С 2014 года по 2018-й выручка компании увеличилась почти в десять раз: со 170,9 млн рублей до 1,7 млрд. По итогам 2019 года аэропорт Махачкала намерен перейти по выручке рубеж в 2 млрд рублей. Для достижения такого уровня компания должна обслужить 1,5 млн пассажиров (на 20% больше, чем в 2018 году, и на 50% выше, чем 2017-м). По пассажиропотоку махачкалинский аэропорт находится на втором месте в СКФО, уступая только аэропорту Минводы. По состоянию на 1 августа 2019 года, услугами единственного в Дагестане аэропорта воспользовалось уже 900 тысяч человек и руководство воздушной гавани надеется, что целевой показатель в 1,5 миллиона к 31 декабря будет достигнут.
С запуском международного терминала общая сумма вложений в аэропорт превысит 4,2 млрд рублей, а в перспективе трех лет может увеличиться до 5,5 млрд рублей. «В нашем аэропорту нет склада временного хранения (СВХ). Строительство СВХ с возможностью приемки, сортировки, хранения (в том числе, скоропортящихся продуктов) обойдется примерно в 300 миллионов рублей. Запуск объекта мы планируем в начале 2022 года. Еще примерно один миллиард рублей наш инвестор готов будет вложить в строительство на территории аэропорта таможенного-логистического терминала (ТЛТ)», — отметил Арсен Пирмагомедов .
По мнению руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, запуск нового терминала для аэропорта Махачкалы более чем актуален. «Международные авиаперевозки здесь активно развиваются. Есть ряд традиционных направлений, связанных с местами отдыха (например, ОАЭ, Турция) или с паломническими поездками (в Саудовскую Аравию, аэропорт Махачкалы обслуживает более половины хаджа мусульман из России в Мекку, не менее 10 тысяч паломников, — ред.). Есть перспективы для открытия новых направлений (в ближнем и дальнем зарубежье), — заметил Пантелеев. — В то же время мы видим, что возможности существующей инфраструктуры аэропорта по приему и отправке рейсов весьма ограничены. Особенно это касается самолетов большой вместимости: сложно провести через международный сектор (старого) терминала 200 пассажиров: большое количество людей вынуждено находиться в маленьком помещении. Сейчас невозможно обслуживать два рейса одновременно — на вылет и на прилет. С запуском международного терминала аэропорт сможет качественно обслуживать крупные рейсы, а также несколько рейсов одновременно. С другой стороны, освободятся площади в действующем терминале, что создаст более комфортные условия для пассажиров внутренних линий. Пока не будет введен в строй и такой новый терминал. Насколько известно, подобные планы есть у руководства аэропорта».
По расчетам эксперта, вложенные в международный терминал средства компания сможет окупить за семь лет, что соответствует существующей в России практике реализации аналогичных проектов другими региональными аэропортами.