103 107 14

Как донской производитель оборудования экспортирует в кризис — антикризисный кейс

3592
5 минут

Из-за пандемии коронавируса ростовский завод «Базис» на 30-50% снизит объемы экспорта машин для упаковки пищевых продуктов, но компания не считает снижение критичным. При этом фирма стала агрессивнее в маркетинге и отзывчивей в сервисе

Как донской производитель оборудования экспортирует в кризис — антикризисный кейс

Поделиться

Из-за пандемии коронавируса ростовский завод «Базис» на 30-50% снизит объемы экспорта машин для упаковки пищевых продуктов, но компания не считает снижение критичным. При этом фирма стала агрессивнее в маркетинге и отзывчивей в сервисе

«Базис» — один из экспортеров Ростовской области в сфере машиностроения. Компанию включили в список предприятий, которому разрешили работать и при режиме полной самоизоляции. Его в начале недели объявил губернатор Ростовской области Василий Голубев. Гендиректор и совладелец «Базиса» Сергей Малеев считает, что сейчас самое главное — сохранить работоспособность коллектива и хорошие отношения с заказчиками. Поэтому еще 27 марта, через день после того, как президент Владимир Путин объявил о первых нерабочих днях, Сергей Малеев обратился с письмом в Торгово- промышленную палату, в котором доказал целесообразность работы предприятия и в эти дни. «Базису» пошли навстречу, поскольку завод является не только производителем фасовочных машин для пищевой и медицинской промышленности, но и поставщиком запчастей для такого оборудования. Производители продуктов питания и медицинских товаров останавливаться не должны. Значит, могут работать и такие важные для них поставщики, как «Базис».

По данным ИАС Seldon.Basis, ООО «Базис» было зарегистрировано в июне 2013 года. В уставном капитале компании — 1,5 млн рублей. 75% предприятия принадлежит Замиру Начкебия, 25% — Сергею Малееву. В 2018 году выручка фирмы превысила 105 млн рублей (на 127% выше, чем в 2017 году). Всего за пять лет показатель увеличился более чем в семь раз. Прибыль компании в 2018 году составила 2 млн рублей (также увеличившись на 127%). За пять лет стоимость имущества завода выросла более чем в десять раз — с 5,6 млн рублей в 2013 году до почти 58 млн рублей в 2018-м. У компании есть собственная разработка — машина для упаковывания продукции в картонные коробки в автоматическом режиме, с закрытием и заклейкой клапанов клеем горячего плавления. Картонатор имеет непрерывный характер движения и вертикальный тип загрузки.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь сегодня как экспортер?

— Пока это небольшие сложности, связанные с тем, что Ташкент, где работает наше представительство, сейчас на карантине. Наш специалист работает из дома, общается с клиентами, но не может ни с кем из них встречаться лично. Правда, грузы доставлять в столицу Узбекистана можно, фуры пропускают. У нас есть заказ — машина для упаковки снеков (в частности, семечек). Сейчас заканчиваем производство и до конца апреля отправим оборудование заказчику. Еще одну линию, для фасовки хлебобулочных изделий, подготовили к отправке в Чехию. Оба заказа получили еще в прошлом году.

Настоящим спасением для нас стало открытие представительств в Узбекистане и Белоруссии в предыдущие годы, которые обеспечили нас экспортными заказами и сейчас ведут активную работу на местах. При этом, лучше всего ситуация в Минске: в стране пока не ввели особые режимы из-за пандемии. Наш специалист совершенно свободно перемещается по городу, ведет переговоры, мы готовимся к подписанию новых контрактов.

С другой стороны, мы понимаем, что из-за объективно сложившейся ситуации у нас не будет прежних экспортных объемов, в итоге мы можем упасть на 30-50%. Морально мы к этому готовы и сейчас работаем над тем, чтобы минимизировать эти показатели. Например, совместно с Российским экспортным центром (РЭЦ) участвуем в программе "Предэкспортоного финансирования", что позволит нам дать более выгодные для наших клиентов условия оплаты. В последнее время мы находимся в тесном контакте с РЭЦ, Центром поддержки экспорта, РРАПП. Стараемся совместно определить планы действий на внешних рынках.

— Какие антикризисные меры вы предпринимаете сейчас?

— Поскольку самая главная ценность для нас — это люди, коллектив, то усилия мы, прежде всего, направили на обеспечение безопасности работников. Заранее подготовили необходимые справки, чтобы наши люди могли спокойно перемещаться на работу и обратно, обеспечили всех средствами защиты и антисептиками, запретили ездить на общественном транспорте. Тем, кто перемещается на своем автомобиле, оплачиваем бензин. Тем, у кого машины нет, оплачиваем такси. Мы заставляем всех измерять температуру и сообщать о первых симптомах простуды. У нас с этим строго.

Если говорить об антикризисной стратегии, то мы, прежде всего, изменили подход к продвижению нашей продукции. Усилили продвижение в интернет-пространстве, инвестировали в контекстную рекламу. В этом плане стали более агрессивными. При этом, в телефонном общении с клиентами мы интересуемся их проблемами и тем, чем мы им реально можем помочь. Никому ничего не навязываем, не продаем. Только если есть запрос от самих клиентов — отрабатываем. То есть, внутри страны мы полностью перешли на работу по входящим запросам.

Сейчас мы развиваем дистанционную сервисную поддержку. Наши специалисты консультируют клиентов, которым ранее поставляли машины, при помощи Skype. Когда ситуация изменится, вернемся к тому, чтобы при необходимости выезжать на предприятие к клиенту (например, при запуске нового оборудования). Но пока настроили работу нашей сервисной службе в таком — удаленном режиме.

Кроме того, понимая, что у нас могут возникнуть сложности с импортными комплектующими, мы стали искать аналоги внутри страны. Так нашли поставщика ТЭНов (трубчатых электронагревателей, — ред.) . К сожалению, далеко не все замены можно произвести. По-прежнему, у нас есть зависимость от поставок электроники из Тайваня и формообразователей из Турции. На поиск замены этих компонентов могут уйти месяцы, а для нас и наших клиентов очень важно время. Для сравнения, грузы из Турции мы получаем сейчас в течение недели.

Один из важных шагов, который нам удалось сделать, это договориться с поставщиками необходимых для производства запчастей и материалов о фиксировании валютного курса в среднем на уровне 67 рублей за доллар. Это позволяет нам сейчас существенно экономить деньги на расчетном счете.

Интервью с Сергеем Малеевым читайте в апрельском номере журнала «Эксперт ЮГ».


Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен. Теперь наши дайджесты и интервью можно не только читать, но и слушать в нашем подкасте на SoundCloud

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1